В каком то смысле к классической немецкой философии можно отнести и ее критиков Л.Фейербаха и К.Маркса.
Фейербах исходит из того, что мир и человек идеально приложены друг к другу, человеческая активность есть основа переустройства мира. Он критикует своих соотечественников и создает философию нового типа- антропологический материализм. Основные работы: « К критике философии Гегеля » и « Сущность христианства ».
Л.Фейербах не согласен с философией Гегеля и считает, что переход логической идеи в природу не обоснован. Абсолютная идея - чистое мышление вне человека не может знать ничего ни о мышлении, ни о чем - то другом. Логика приходит в природу только вместе с человеком. Не было бы природы - «логика - эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя».
Далее Фейербах считает,что нужно изменить само понимание предмета философии. Гегель правильно поставил вопрос о соотношениии разума и мира. Но это должен быть «чувствующий разум земного человека. Вне человека разума нет». Он превращает человека в единственный, универсальный, высший предмет философии. Она не может достичь истины пока она остается в лоне чистой мысли, только обращаясь к природе, к миру можно получить истинное знание. Философия Гегеля не может быть « абсолютной философией », она есть мир прошлого и не может быть руководством для будущего, утверждает Феербах.
Единственной реальной сущностью выступает природа и человек и только они достойны изучения. Главная его тема- человек как субъект мышления. Человек – не творение Бога, а часть, и при том более совершенная, - вечной природы. Его антропологический материализм отличает от материализма ХVIII в. Природа – как организм, в центре которого человек как единство души и тела, он отвергает идеалистическую трактовку человека как духовного существа. По Фейербаху, тело в его целостности и есть сущность человеческого «Я». Духовное не может быть отделено от телесного. Но человек у него абстрактное, биологическое существо, часть природы, которая создала не только «мастерскую желудка», но и «храм мозга». Но человек вне времени и пространства, вне социальных условий, отдельный индивид лишь звено в развитии человеческого рода.
Он пытается заставить философию воспринимать человека во всем его несовершенстве, с его желанием общения и продолжения рода. Какова сущность человека?
Человек - это жизнь ума и сердца, он не отделим от всех переживаний, эмоций. Это существо родовое, все свои способности реализует сообща и в этом Фейербах видит залог будущего величия личности.
Человек - это страдающее, нуждающееся, познающее, чувствующее существо, любит жизнь, стремиться к счастью. У него есть природная потребность любить. Любовь- есть отношение к человеку как к высшей ценности.
«Человек – человеку - Бог, человек обязан любить в себе и другом Человека – Бога».
II. Религия оссбый предмет размышлений Фейербаха. Он даёт глубокий анализ религии как социокультурному феномену, разгадку веры нужно искать в человеческой психике, стремлении человека преодалеть собственную конечность и своё бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Фейербаху, возникновение феномена веры. Человек есть начало, середина и конец религии, сущность религии в человеческом сердце. Бог есть то, чем человек хочет быть. Только бедный человек имеет богатого Бога. Он верит в счастливое существо, так как сам хочет быть счастливым, в бессмертное – потому что сам не хочет умирать.
Человек все лучшее отчуждает от себя и переносит в природу, он силой своей фантазии наделяет ее способностями, свойственными человеку. Божество- это сам человек! Очищенный от всего грязного и злого и доведенный до совершенства. Человек не осознает, что он боготворит самого себя. Он как бы раздваивается и все лучшее отдает небу и поклоняется ему. Преодолеть это можно только путем просвещения.
Антропологизм Фейербаха вёл к построению Новой религии, в которой Человек и есть Бог, т.е. предлагется преодолеть противопоставление мирского и потустороннего (трансендентного) и осуществить мечту человечества – создание “царства божьего” на земле.
На место любви к Богу ставится любовь к Человеку, где и реализуется стремление к счастью.
Проблема счастья и есть проблема гуманизма. В ней Фейербах видел причину общественного развития.
Философия Фейербаха интерпритируется по разному: марксизм признал её одним из своих источников, подчёкривл материализм и атеизм, а немарксистские источники считали её предшестенницей философской антропологии.