Основой духовной жизни человека становится воля и вера, а не разум.
Проблема бытия человека и его смысл.
Основная проблема человека состоит в том, что человек единственное существо на планете для которого его собственное существование является проблемой.
Почему человека всегда не удовлетворяет его собственное бытие?
2. Проблема: какими ценностями человек руководствуется в своей жизни или какие ценность положить в качестве основных.
Определение иерархии ценностей, из которых человек исходит и которым он следует. Теория ценностей называется аксиологией.
Родоначальником антропологической школы является немецкий философ Макс Шелер (1874-1928). Последователи Гельмут Плеснер (1892-1985), Тейяр де Шарден (1881-1955), Клод Леви-Строс(с) (1908-1990).
Первые представления о человеке возникают задолго до возникновения современной цивилизации и самой философии.
Первые представления человека о мире, обществе и о себе самом носят во многом мифологический, религиозный и мистический характер.
Примеры первых представлений о человеке.
Первые представления о человеке возникают на Древнем Востоке: Индия и Китай. Эти представления носят религиозный, мифологический и мистический характер.
Человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. После смерти человеческая душа (атман) возрождается вновь.
Круговорот жизни – сансара.
Карма – это закон воздаяния за неправедную жизнь в прошлом.
В Китае. Дао – принцип равновесия. Это Инь и Ян. Инь – женское начало, Ян – мужское. Инь пассивное начало, а Ян активное. Главное это гармония. Гармония чего? Гармония энергий. Природа гармонична? Гармонична! Так и человек должен искать гармонию – основа гармония внутри человека, баланс различных энергий. Нужно избегать крайностей! Это путь ДАО.
Человек понимается как гармония природных начал.
Античная философия.
В Античности много позиций. Платон, Сократ и др.
Человек – мера всех вещей. Протагор (480-410, Абдеры. Изгнан из Афин за свое сочинение “О богах”, по дороге случайно утонул. Софист).
Человек – это общественное животное. Аристотель. (род. 384/383, Стагир – ум. 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого.
У Сократа – человек это познающее существо. Главная черта человека – это способность к познанию. «Познай самого себя!».
Средние века.
Доминирует христианство.
Учение христианства состоит в учении о Благодати Божией и греховной природе человека, которой определяется понятие человеческой свободы.
Бог – источник познания. Бог вносит свет в души людей.
Человек свободен только тогда, когда он следует Божественному закону.
Когда человек покоряется своим влечениям, он находится в рабстве у греха.
Основой духовной жизни человека становится воля и вера, а не разум.
В эпоху Возрождения и Нового времени человек – это сначала исследователь Природы, а потом покоритель природы.
В наше время. Много позиций.
Антропологический принцип – человек сам для себя последняя цель. Кант, Фейербах.
Космизм (Циолковский, Чижевский, Вернадский, Тейяр де Шарден). Взаимосвязь человека с Космосом.
Персонализм – роль личности. Бердяев, Гегель.
Экзистенциализм. Прагматизм. Неотомизм.
В основном – это критика современного общества и современного человека.
Человек – это постепенно свихнувшаяся разновидность хищной обезьяны, помешанная на так называемом духе. Теодор Лессинг (1872-1933).
Интерес к антропологии возник в конце 19 начале 20-го века. Интерес был вызван несколькими причинами.
1. Нарастающая критика науки и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознание его ограниченности привели к переориентированию философии с науки на культуру в целом.
2. Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.
3. Социальные изменения в обществе. Социальная роль человека.
Уход с исторической сцены доминировавших в недавнем прошлом тоталитарных режимов, прошедшая и проходящая деколонизация, тенденция перехода к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу.
Права человека – антропоцентризм. Социология.
Казалось нет проекта куда можно было бы поставить человека. Христианство пало, социальные концепции были высмеяны. Но вот новый проект – человек опять в центре – это права человека!
Философская антропология рассматривает:
1. Происхождение человека
2. Смысл человеческого существования, который раскрывается через культуру, мораль, науку, социальное строительство и др.
По каждому вопросу много точек зрения.
По поводу происхождения человека предполагается комплексный подход, включающий многочисленные факторы, как труд, язык, сознание, те или иные формы общности, регулирование брачных отношений, нравственность.
Рассмотрим проблему происхождения человека:
1. Витализм (от латинского vitalis – жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной, непознаваемой силы ("жизненная сила", "душа", "энтелехия" и другие), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма. Виталистические воззрения зародились в древности и в различных формах периодически возрождаются.
2. Креационизм (от латинского creatio – сотворение), религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.
3. Человек, общественное существо, обладающее сознанием, разумом; субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса – антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.
В соответствии с эволюционной теорией, считается, что человек произошел от обезьяны.
Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами.
Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю.
Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
Дарвинизм – теория происхождения видов в той форме, которая была ей придана Дарвином.
Основу этой теории составляют установленные на опыте факты изменчивости видов живых существ, наследственности и перепроизводства потомков.
Перепроизводство потомков вызывает (и в этом суть дарвиновского учения) борьбу за существование среди организмов, которая приводит к гибели тех, которые из-за отсутствия соответствующих качеств не выдерживают этой борьбы, погибают, вымирают;
те, которые благодаря соответствующим качествам и способностям выдерживают борьбу, образуют расу, размножаются и передают свои свойства по наследству потомкам путем отбора наиболее выносливых (естественный отбор).
Философское значение дарвинизма заключается в его попытке дать каузально-механистическое объяснение «целесообразности», встречающейся в природе и в жизни человека.
Естественный отбор и борьба за существование с природой и с другими живыми организмами. Но естественный отбор идет внутри вида, а не между видами.
Борьба за существование (естественный отбор) и приспособление к окружающей среде.
В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвиным (1809-1882) эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Трудовая теория это модернизация теории Дарвина.
Нам она известна в ее марксистском варианте, однако, не сводится к ней.