Моше бен Маймун (Моисей, Маймонид) (1135-1204). 1 страница
Рассматривать там нечего. Сказать можно разве что, что её переводили иногда.
С чистой совестью, рассмотрев арабскую философию, возвращаемся в западную Европу.
Тема 5. Поздняя схоластика.
13-первая половина 14 века – расцвет схоластики.
12 век: в это время расцветает ремесло. Назвают 12 век средневековой пром. революции. Мельницы (вода, ветер), появляется нужда в знаниях. Появляется школьное образование. Возникают не только епископские, но и городские школы (7 искусств + медицина, право…). Возникает больше преподавателей, учеников. Т.е. становится больше людей, занимающихся умственным трудном; появляется слой интеллектуалов. Появляется проблема объединения классов; они должны занять определённое место в обществе. Горожане – купцы и ремесленники. Купцы – в гильдии. Ремесленники – в цехи. Люди объединялись по профессии. Поэтому интелектуалы – появились университеты. В 13 веке каждый крупный город имел университет. Корпорация! Университеты ведут борьбу за автономию, самоуправление; независимости от Папы Римского и епископа, власти. 13 век – век университетов.
Ранее были дворяне (феодалы), крестьяне, духовенство (служба в церкви).
Лекция 4
23 сентября 2011
Поздняя схоластика. 13 век – «золотой век» схоластики.
Болония – первый университет 1158 год.
Все корпорации были самостоятельными от городских властей. Университеты добивались этого же. Добиваются независисомти от городских, церковных властей (аццкая хитрость: обращались к королевской власти против городской или к власти папы против местной церкви; потому что они далеко…). Появились факультеты, деканы. Один из деканов – ректор, глава университета.
Обычно было 1 низший и 3 высшых факультетов. Низший – факультет искусств. На них поступали в 14 лет и учились 6 лет. Высшие: теологический?, юридический, медицинский. На высшых 5-7 лет.
Появились учёные степени. Artistian – учащийся факультета искусств. Сдавал экзамен на степень бакалавра. Была публичная защита. Получал звание «бакалавр искусств». Позднее мог стать «доктором искусств». Бакалавр имел право преподавать. Доктор искусств, медицины… Преподаватели вырабатывали уставы, поэтому не было единства (например, не «бакалавр», а «магистр» и т. п.) Была ещё степень иценциат (?). Безплатного обучения, естественно, не было. Преподавание велось на латинском языке по всей Европе. Лекции, экзамены, дискуссии – на латыни. Университеты соперничали, стремились превлечь больше бабла слушателей. Привлекали глубиной знаний, умением сжигать зажигать людей. Зародилось понятие «мудрость востока». Имели ввиду не Китай и Индию (как сейчас), а арабский восток. Все взоры обратились туда. В т.ч. на Сирию. Испания была главным каналом знаний. Испания, напомним, была завоёвана арабами – Al Andaluz. К концу 11 века 2/3 Испании оказались у испанцев. В ? году Альфонс 6 храбрый отвоевал город тАлета(?). В 12 веке там возникла коллегия переводчиков араб->латын. Покровительствовал архиепископ (?)Имуд/Тамуд/????. Греч-сир-араб-лат – так переводились греч. учёные (Евклид, Архимед, Гиппократ). И арабов переводили – Авиценну, Аль Кинди и т.д. Цифры изобрела Индия, а арабы сделали общедоступными. Звёздные каталоги, география, математика, философия…
Были переведены основные работы Аристотеля.
В западной Европе вызвали двоякую реакцию работы философию.
Аристотель был язычником (задолго до христианства). Т.е., как не сложно догадаться, лживые попы, гореть им в аду, стали мешать распространению идей Аристотеля. И да, Аристотель дошёл с комментариями арабов. Поэтому де факто воевали с искажениями Аристотеля арабскими аристотеля.
Попытки сдержать напор идей Аристотеля закончились крахом. К 13 веку Философ и Магистр означало Аристотель, а Комментатор – Оберроес.
Было два течения: 1) сугубо Аристотельское 2) подозрительно относившееся к Аристотелю. Было связно с 2мя христианскими орденами. В 12 веке возникла 2 христианских ордена. Один – фарнцисканский орден; другой – доминиканский (по именам создателей).
Доминиканцы – инквизиция. Domini canes. Domini – Господь Бог. Canes – пёсики. Терзали еретиков. Пытать пытали, но не казнили своими руками. Передавали после пыток светской власти. «Предать смерти нужно милостивой без пролития крови» - сжечь.
Монахи в основном преподавали. Доминиканцы за основу взяли Аристотеля. Августин блаженный был авторитетом для францисканцев (ведь отвергать Аристотеля они не могли).
Джованни Фиданца (1221 - 1274). Родился в Италии, преподавал в Париже. Носил прозвище Бонавентура («благое пришествие»). Генерал францискаского ордена (тысячи монахов). Власть непререкаемая у генерала. Пытался соеденить Аристотеля и Августина Блаженного. Ориентир на неоплатонизм (мистика!). Поэтому в его работах сочиталась схоластика и мистика (сверхъестественно познание). Мир сотворён Богом из ничего. Все вещи состоят из формы и материи. Форма духовна, материя материальна. Олицетворение формы – свет. В разных существах и в-вах света различное кол-во. Одни более, другие менее светоносны. Занимался проблемой познания. Не обязательно чувственное. Намечал 3 отрезка пути познания. Всё, чем мы занимаеся – познания Бога. Через его творения, например. 1 – через его творения. 2 – познание высшего творения Бога – человеческой души; никакое чувственное познание ничего не даст. 3 – высшая форма, прямое познание бога, экстаз, раскрытие тайны Бога не разумом, а …
Доминиканец – Альберт Великий (Альберт фон Больштедт) (1193-1280). «Всеобъемлющий доктор». Учился в Падуанском Университете. Позже учился в Париже, Кёльне, там и умер. Увлекался богословием, преподавательской деятельностью (залы не вмещали слушателей). Знал древнееврейский, греческий, латынь. Занимался естествознанием. Многотомники «ботаника» и «зоология». Первым высоко оценил греческую философию. «Хотя философ был язычником, христианство появилось из Аристотеля». Первый комментатор метафизических трудов Аристотеля. Отделил философию от богословия. В основе богословия – божественное откровение. В основе философии – разум. Считал, что нужно привлечь философию к богословию для толкования богословских писаний. Вера выше разума. Было не мало работ, но не создал законченной системы философского разума.
Такую систему пытался создать его ученик – Фома Аквинский (1195 - 1274). Происходил из Италии, род графов Аквинских. Учился в Кёльне, Париже. Преподавал там же, и ещё где-то, но основное – Париж. Учение называлось Томизм. Русские зовут его Фома; а в зап. Европе – Томас. Существует и сейчас. Это специальная философия церкви. Правда, сейчас он подправлен – неотомизм. «Сумма теологий» и «Сумма против язычников» - две основные работы. Широко использовал Аристотеля. Стремился соединить католицизм и аристотетелизм. Базируясь на Аристотеля создал грандиозную, законченную, последовательную философскую систему. Существует 2 вида знания: богословие, философия. 2 вида истины: истина разума и истина откровения. Эти две истины есть проявление одной и той же истины. Нужно использовать разум для обоснования истин откровения. Разум должен быть подчинён вере. Философия нужна для служения богословия. «Философия – служанка богословия». Истины богословные, противоречащие разуму – сверхразумные. Т.к. есть разум человеческий (разногласие), но в божественном разуме есть согласие. Вера выше разума. Откровение выше науки. Пытался разумно доказать бытие Божие. Док-ва: 1. В мире всё в движении. А откуда оно берётся? Должен быть перводвигатель. Никто кроме Бога быть не может. 2. Существует цепь причинностей. Но эта цепь причинностей не может быть бесконечной. А первопричиной может быть только Бох. 3. В мире всё случайно. Но где случайность – должна проявляться необходимость. А необходимость должна иметь духовную природу. 4. Вещи отличаются по степени совершенства. Наконец, есть вещь абсолютно совершенная – Бог. 5. В мире существует целесообразность. Значит, есть кто-то, кто поставил цель. (5 – развенчано Дарвином). Занимался проблемой ОиО. Решал как Авиценна. Общее существует трояко. Универсалии суть реалии. Существуют до вещей – в божественном разуме. Ante rem – до вещей. В вещах – in rebus. После вещей – в голове, post rem. Проблемы теории познания. Объективен наш мир. Есть мир внешний. Предметы внешнего мира воздействуют на органы, возникают образы. Вещи начинают существовать двояко. Во внешнем мире и в нашем сознании. Делением на вещи в себе и в нас опередил время. Образы дают только поверхность вещей. А суть вещей чувствам недоступна. Чтобы познать вещь – надо от явления перейти к сущему, к общему. Как? В чувстенных образах в потенциале содержится не только отдельное, нои общее. На помощь приходит (было и у Авиценны, Оберроеса, Аристотеля…) пассивный и активный разум. Активный выцарапывает из чувственного общее. Возникают умопостигаемые вещи для нас. Разрабатывает концепцию общества. Гос-во – творение людей. Прежде всего короли, монархи – истинные создатели. Мир устроен справедливо – должны быть бедные и богатые. У монархов должна быть абсолютная власть; подданные должны повиноваться. Но власть ограничивается только телами людей, но не бессмертными душами. Над этой душой влавствует церковь. Монархи карают преступников. Жестоко караются фальшивомонетчики. Еретики – калечат души людей. Казнить еретеков – фальшивомонетчиков в мире духов!!!
Рассмотрели католический Аристотелизм.
Были и иные трактовщики, отталкивающиеся от Оберроеса. «Латинские Оберроеизм».
Основоположник – Сигер Брабантский (1235 – 1282). Его работ почти не дошло. По критике знаем, но сложно. Взгляды: несомененно, атеистом не был. Признаёт бытие Бога. Но Бог – не творец мира. Мир так же вечер, как и Бог. Бог не есть существо со взглядами, представлениями… Бог – некое духовное, безликое, думающее о самом себе. Не вмешивается в дела мира. Бог мир не творил, в дела не вмешивается, но существует. Дальше учение о двух разумах: живой, человеческий и общечеловеческий. Чел-й связан с телом. Без тела нет (Фома А – разум не связан с материей) разума. И в то же время разум бессмертен – бессмертно человечество. Никогда не возникало, никогда не исчезнет. Загробного мира нет. Работал и преподавал в парижском университете. Дважды его взгляды был осуждены на соборох и запрещены к преподаванию. Отправился на папский суд. Говорят, был убит собственным секретарём. Использовал концепцию двух истин, чтобы себя оправдать. Истина откровения и истина разума. В область разума лезть церковникам ни к чему.
Роджэр Бэкон (1214-1294). Образовался в Оксфордском. Перебрался в Парижский. Стал преподавать в Париже. Затем в Оксфордский. Пользовался там огромным влиянием. Вызвало опасение францисканского ордена. Бонавентура запретил преподавать, отправил жить в монастырь. Но затем в монастырскую тюрьму (1278). За год до смерти был освобождён. Философ, вмешивавшийся в светскую жизнь(?). Наступал на духовенство. Склонялся (как францисканец) к неоплатонизму. Выдвигал ряд положений, не новых. Метафизика и философия – общая наука. Должна разбирать, какие отношение в конкретных науках. И метод познания конкретных наук. Философия должна обращатсья к научным знаниям. Учение об источниках знания: существует 3 источника. 1. Авторитеты 2. Разум 3. Опыт. Занимался экспериментированием. Авторитеты – не высший источник, могут ошибаться, могут писать чепуху. Т.к. разные авторитеты говорят противоположное. Говорил, что беда познания – зависимость от авторитетов. В области науки – никакие авторитеты не должны… Опыт - 1!, надёжный, достоверный источник знаний. Огромную роль должны играть физика и математика. Считал, что наука должна приносить пользу, давать человеку власть над миром. «Знание – сила». Появятся аппараты, летающие по воздуху. Лодки без парусов и вёсел. Глаза – источник знания. Нужно изучить устройство глаза. Медицина, астрономия, астрология. Занимался поиском философского камня (металл в золото; вечное здоровье). Проводил опыты.
Англичане. Последние схоласты. После этого схоластика ушла с решающих позиций.
Иоанн Дунс Скот (1266-1308).Окончил Оксфорд, преподавал там же, затем в Париже, затем в Кёльне, там умер. Член ордена францисканцев. Критически настроен к Аристорелю. В философия – госоподство разума. Никаой связи не должно быть между философией и богословием. Невозможно привлечь философию к богословию. Истинная вера недоказуема. Для разума она нелепа. Пользы в разуме НЕТ. Теология – не наука, ничего не доказать, не проверить. Область слепой веры. Философия – наука. Теология – для спасения души, не попасть в ад. Бог создал мир. Что хочет – то и делает с ним. Раз может быть всё –то какой, нах, разум. Развивал учение о материи. Есть материя, субстракт, основа всего существующего. Всё кроме Бога состоит из формы и материи. Форма не появляется из_вне. Форма присуща самой материи. Познание начинается с конкретных, отдельных вещей, с чувственного познания. Для реалиста необычно. Поэтому иногда его трактуют как номиналиста. Нет абсолютной морали, абсолютной нарвственности. У разных народов разное. Познание. Чувственного не достаточно. Нужно проникать в сущность. Наш разум активен. Всемирного разума нет. Активный разум выяляет сущности.
Уильям Оккамм (1285- ок1349). Умер от чумы в Мюнхене. Середина 14 века – время, когда на Европу обрушилась «чёрная смерть». ~Треть Евпропы погибла. Учился в Оксфорде, вступил в орден францисканцев. Франсцисканцы к тому времени вступили в конфликт с Папу Римским (роскошь и т.д.). 1309 – 13… - папы римские жили в Абильоне (?). Они вели борьбу с германскими императорами. Шла война идеологическая и политическая. Оккам примкнул к германскому императору к борьбе против ПР. Император (?). Выступал с обличением ПР. Бежал к (?) Баварскому. «Ты меня защищай мечом, а я тебя буду защищать пером». Доказывал, что ПР – никакие не наместники Христа на Земле. Настоящим хозяином кат. мира является христианская община, её соборы. Более того – у ПР не должно бытьт никаких претензий на светскую власть: хоронить, вести службы и т.п. – не более. Власти одного чиловека не должно быть.
Как философ: философия и теология общего не имеют. У каждого свои истины; привлекать разум к догаматов церкви ни к чему. Номиналист. Принцип «бритва Оккама». Если есть полностью удовлетворяющее – не нужно придумывать дальше. Всё начинается с чувственного познания (номиналист ведь). Интуитивное (чув) и абстрактное. Интуитивное основано на достоверности, на опытном знании. Опыт – источник знаний.
Лекция 5
30 сентября 2011
Теология – не наука. Просто нужна для спасения души чиловеческой. Ни одно положение религии нельзя разумно обоснвоать. Можно только верить.
14 век – крушение схоластики и теологии в западной Европе.
Начинается эпоха возрождения, ренессанса.Громили старые догмы, но мало делали нового.
Тема 6. Общественно-политическая философская мысль средневековья.
Напомним, что 10 век – феодализм и комунны, 11-12 – расцвет городов, 13 – средневековая индустр революция, век университетов, торговля.
Люди стали поддаными короля. Капитализм, ёпта! «Магистральный процесс». Зародился в 13, сформировался к 15. Другой процесс (в следствие развития торговли) – города подчинили себе деревенскую округу. Города стали гос-ми. Возникли «города-гос-ва». Было в северной Италии. Самый известный – Флоренция. В 12 веке стала коммуной. В 13 – особым гос-м. Один из самых могущественных. Но рядом Венеция, Венуэсс и ещё 10-15 сильных республик. Развернулась борьба за власть. Попалары победили в борьбе. Потом борьба внутри попаларов. В Флоренции произошло первое восстание «Чомпи» наёмных рабочих. «Италии» тогда не было – были города гос-ва (аналог на Руси – великое княжество Тверское, Московское, республика Псков). Данте Альг´ери.Во всех этих республиках были ликвидированы феодальные отношения!!! Возник особый вид общества – торгово-бюргерский или купеческо-бюргерский. Италия, кстати, стала единым го-вом лишь в 19 веке из-за обособленности городов-гос-в.
Бурный расцвет культуры (за счёт борьбы партий и т.п.) – возрождение. Вторая половина 14 – первая 16.
Возникла культура, резко отличавшаяся от средневековой. В центре идейной жизни средневековья – Бог, католицизм; идеал – загробное блаженство; земное – бременное, печалиться не приходится; главное – обеспечить себе доступ к райскому блаженству; самый простой чит – стать монахом; ещё пути – выполнять догматы. Ренессанс: Бог на втором плане, в центре – земные страдания людей. Секуляризация. Представители этой культуры – гуманисты. Чтобы создавать культуру – нужен материал; средневековый – не годится. Обратились к античности, т.к. там даже Боги изображались людьми, в центре таки человек. Ренесанс – возрождение античной культуры. Возникло понятие «новое время», противоположное «старому времени». С их точки зрения: раньше была античная культура, а потом – варвары набижали, разрушили культуру и наступил чёрный провал в истории, когда исчезла культура (т.е. они считали, что средневековая культура – культура варварская). Итого выделили три эпохи: античность, варварство (средние века), новое время. Установили периодизацию.
В эпоху возрождения возродилась история. В средние века господствовал провиденциализм (план Бога, люди пешки; основоположник, кстати – Августин Блаженный «О граде Божием»).
Два крупных историка:
Леонардо Бруни (1370-1444), Флавио Бьондо (1369-1463).Заложены основы периодизации мировой истории. Окончательно, кстати, заложилась в 17 веке (Кристофор Келер или Целарус (лат), немец; писал на латыни; 3 книги – «античная и», «и ср веков», «новая и»). Обоснование – борьба против старой культуры.
Наступает не время конца света (долбаный католицизм), а время расцвета. Нужно было упорно бороться со старой культурой. Отличительная черта ренесанса – одобрение античности, чмырение средневековья – духовенства. Безбожников было чуть меньше, чем нисколько, но духовенство критиковали. Был не атеизм, а крерикаиз о лжемонахах и т.д. Критиковали феодализм. За свободу от авторитетов. На священное писание не замахивались, но тех же схоластов (Аквинский, Претерберийский) критиковали (за то, что они авторитеты). «За свободу мысли человеческой, блеять!».
Книги стоили дорого – большое препятствие. Переворот, ёпта! 1455 г. – Иоганн Гутенберг издал первую печатную книгу. Богомерзкую Библию, ясен хрен. Создаётся типография. В течение 45 лет возникло 1100 типографий в 260 городах. Вся Европа. Вышло 40000 изданий, тиражом 100500 10-12 млн экземпляров.
До крестьянских масс, вероятно, не доходили книги, но уж города стали образованными.
Итого: пропоганда свободной мысли, подрыв авторитетов, критика старого и духовенства.
Ознакомимся с крупнейшими представителями (не обязательно из сферы философии; скорее всего – из области искусства). Начнём с северной Италии, Флоренции.
Итальянец (Флорентиец) Франческа Петрарка (1304-1374).Неутомимый собиратель древних рукописей (из монастрей, архивов), размножал и передавал. На латыни все философские и политические трактаты. Поэт. Стихи писал, благо, на Итальянском. Красоты природы, человеческая марсианская земная любовь. Создатель живого Итальянского литературного языка.
Джованни Бокачио (1313 – 1375).Крупное произведение – Декамерон (в фонде мировой литературы; 1350-53; рекомендуется к ознакомлению, блеять!). Сюжет: чума, флоренция, 10 людей спасается от зомби заразы. Селятся на «даче». Было уныло, поэтому договорились, что в течение 10 дней – 10 историй. Декамерон составляет 100 новел (и да, на итальянском). Борьба против духовенства, земная любовь, несправедливость, любование жизнью. Книга часто изымалась и уничтожалась кем бы вы думали? С его точки зрения – христианство не хуже не лучше любой из религий. Прямо на религию не нападал
Лоренцо Валла (1414-1457).Аристотель – царь-догматик. Пропагандировал обращение к античному миру. К Эпикуру (наслаждения). Настроен кричитески к религии. Филолог. Развил то, что называется критика источников. Посмел затронуть священное писание. Когда появились? Кто автор? Можно ли верить? Папа Римский перенос столицу в Константинополь.
Николай Пузанский (Крэпс - фамилия). Богословский философ. Неоплатонист. Мистик. Собственные труды богословские не интересны. А философские не унылы. Был учёным, математик. Знание совершенно, когда выражено в матах формулах. Верил что 10 – священное число. Так что тот ещё мистик. Как богослов не мог отказаться от Бога. Был пантеист (мир=Бог, Бог=мир) (мир=станция, значит Бог=станция?). Номиналист. Познание мира начинается с конкретных вещей. Ценил чувственное познание. Но на этом этапе человек остановиться не может. След этап – этап рассудка; когда выясняется что мир поражён противоречиями. След – разум, пытающийся согласовать противоречия. 4 ступень – интуиция, док-я что противоречия проникают друг в друга. Мышление: рассудок, разум. Диалектика. противоположности сливаются, образуя единство. Астроном, блеять. Вселенная бесконечна и безгранична. Вечная, бесконечная. Безгранична – значит, нет центра; значит, Земля – не центр Вселенной!!!!!11111адинадин11!!1
С неприязнью относились к Аристотелю из-за ненависти к схоластике. Нормальное явление. Аристотелю стали противоставлять Платона. 1459, Флоренция – возникла Платоновская академия. Издание и распространение работ Платона. «Настоящий философ» в противовес Аристотелю, недостойному (с точки зрения многих) называться «Философ». Кстати, находились защитники: Аристотель искажён схоластами, настоящий А – не тот; стремились возродить его в первозданной красоте. Обычно такие люди следовали за Оберроесом. Душа смертна, Бог не вмешивается в дела время. Оверроизм – критическое отношение к ортодоксальной схоластике. Ещё течение – Александризм (Афронизийский – комментатор, поклонник Аристотеля 2-3 век; стремился истолковать материалистически и атеистически). Александристы: душа связана с телом, смертна. Оказали влияние на…
Пётр Помпанацци (1462-1524).Отстаивал 2ность истины. Откровения и разума. Могут исключать друг другу и можно принимать и ту и другую. «Книга о трёх обманщиках». Первый – Моисей (заповеди). Второй – Христос (сказки). Третий – Мухамед. Раз есть 3 религии, претендующие на истину – значит по крайней мере 2 из них ложны. Да и вообще – скорее всего, все они ложны. 1522 – состоялся Латиранский собор католической церкви («Вселенские соборы»). Собор осудил александризм, оверроизм, двойсвенность истины.
Никкола Макиявелли.Флорентиец, гос.деятель. Был изгнан из Флоренции (поражение его партии). Умер в Италии. Литератор, драматург, публицист, политолог, философ.
Сторонник республики, противник авторитаризма. За народное управление. С другой стороны – патриот Италии. Болело сердце, что Италия раздроблена. В результате набигали внешние враги. Считал, что важнейшая задача – объединение по образцу, скажем, Французского королевства. Книга «Государь» - даёт рецепты как добиться единства Италии. В частности – не стесняться в средствах (обман, читы, подлости). Всё прощается, если цель достигнута. Макиявизм – в политике нет морали, важна цель.
Есть общества республики и монархии. Критиковал провиденциализм. Написал книгу «история Флоренции». История Флоренции – история ожесточённой борьбы нескольких группировок с разными интересами; одни стремились сохранить порядки, другие сменить. В основе – имущественное положение. Приходит к идее классовой борьбы, хотя до понятие классов не дошёл. Действуют люди, но результаты не зависят от их желания (Италия: в итоге к власти пришли тираны) – идея объективности исторического процесса. Это его самая ценная идея.
Рассмотрим Гуманизм (к северу Италии).
Северный Гуманизм.Не ренессанс в том смысле, что к античности не обращались. Но идея, что человек с его мечтами и желаниями в центре – основная.
Эразм Ротердамский (1469-1536).Нидерланды (род), Англия, Франция, Швейцария. Везде был. Пользовался популярностью по всей Европе. Работ масса. В фонде – «Похвала глупости». Написана от лица богини глупости, которая царствует над миром. Только благодаря глупости процветает духовенство, существуют придворные. О схоластах: нихера не знают, а думают что знают всё. Даже себя не знают, ничего не замечают, но проповедуют идеи всеобщности. Всякое духовенство жульё, мошенники.
Был знаком со всеми выдающимися людьми того времени
Томас Му/о?р (). Английский гуманист. Генрих 8 сделал его премьр министром. Стал лордом-канцлером. С одной стороны возвысило, но в конце концов поссорился с Генрихом 8 (у него была реформация, отказался от католицизма, провозгласил главой, основал англиканство). Был приговорён и обезглавнен. Причислен к лику святых.
?. Положил начало утопическому социализму.
Лекция 6
7 октября 2011
Обратимся к Германии. Гуманистов было много, но рассм одного.
Ульрих фон Гуттен (1488-1523). Возглавил коллектив гуманистов, написавших «Письма тёмных людей» - пародия на книги схоластов. На латыни. Убит в бою.
Для Германии 16 век (Швейцария тоже) – разрослось течение католицизма «реформация». Реформировалось христианство. Протестанство.
Лютеранство – одно из направлений.
Мартин Лютер (1483-1546). Представитель умеренной ветви протестанства (т.е. лютеранство). Тогда же разразилась христианская война.
Томас Мюнцер – идеолог войны и крайней реформации. Нужно приблизить время, когда уничтожится несправедливый строй. Нужно искать блаженство на этом свете – создать Царство Божие на Земле – основной лозунг великой христианской войны.
Жан Кальвин (1509-1564) – стал главой правительства Женевы, диктатор. Провёл реформацию борьбы с католиками, инакомыслищами, учёными (сжог Мигеля Сервета, кот занимался кровообращением).
Франсуа Рабле (1515-1573????????) – монах в молодости. Отказался от сана. Географ, врач, химик, физик. Слава – литературные труды. Фонд мировой литературы – «Гаргантюа и Пантагрюэль». Высмеивает существующие порядки, духовенство, богословов (они «ПУСТОБОЛЫ»).
Тоже Франция. Пьер де Ла Рамэ (1494-1553). Преподавал в универе, защитил диссертацию. Враждовал со схоластами. Атаковал Аристотеля, подрывал авторитеты прошлых веков. Магистерская диссертация: «всё сказанное Аристотелем – ложь». Но создать новый метод ему не удалось. Нажил много врагов. Был протестантом. Ночь Святого Варфаламея – на свадьбу короля Наварры (буд Генрих 4) и короля Карла 9 (фр) в знак примерения пригласили огромное кол-во гугенотов (Г4), а ночью они напали на население Парижа и убили несколько тысяч человек.
Редко умпоминается в философии: Жан Боден (1530-1596).Вошёл в историю права, юрисприденции. Обосновал идею государственного суниверитета. Крупный историк также. «Метод лёгкого изучения истории». Развивает унитарно-стадиальную концепцию истории. Унитарно-стадиальная – смена в мастабах человечества, прогресс. Противоположная – у Ибн Холуина?: есть отдельные истории стран, исчезают появляются. Циклический.
Два толкования: история всеобща, т.к. все общества должны пройти те же стадии одна позже, другая раньше; не обязательно все одинаково – может пройти только одна нация, а их достижения усвоятся другими. Эстафета, блеять!
Выделял 3 мировых эпохи.
1. На первом плане народы Востока. Продвинулись вперёд, добыли огромные знания, потом отступили в тень.
2. На первый план выступили народы возле Средиземного моря. Усвоив достижения – двинули чел рассу вперёд.
3. Крах, варварство, темнота.
4. На первом плане народы севера (Зап Европа).
Каждая длилась 2000??? лет.
Венец творения – античный мир. Как и многие гуманисты так считал. Т.е. мы должны приближаться к античности. Т.е. сейчас (15 век) мы находимся ниже античности. Но говорит, что зап.Европа поднялась выше античности. Появился компас. Знание, огнестрельное оружие.
Выдвинул идею географического детерменизма: движущей силой общества являеются географические условия. Среда – главный, основной, ведущий. Создал целую концепцию. Климат определяет и общественные порядки. Пример. Южные народы – жар, север – человеку нужно внутренне тепло, они активнее.
Мишель Монтень. Написал грандиозную книгу «Опыты». Высказывается по различным жизненным вопросам. В мировой литературе.
Нас обманывают чувства; возникают иллюзии, кот мы принимаем за реальность. Называют обычно его скептиком. Скептицизм. В смысле борьба с схоластикой, подрыв доверий средневековья.
Тему исчерпали.
Тема 6. Научная революция 17 века. Возникновение современного естествознания.
Древний Восток, преднаука. Наука носила характер рецептов. «Болит голова – дунь сальвию». Но обобщений, рациональной обработки не было.