Какова специфика американского прагматизма?
Прагматизм– направление идеалистической философии, возникшее в конце XIX века в США и имеющее своей основной целью не установление абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, с помощью которых становится возможным решение конкретных жизненных задач («проблематических ситуаций») людей на практике.
Основателями прагматизма являются американские философы:
1) Чарлз Пирс(1839 – 1914), который стал родоначальником логического прагматизма. Он считал, что познание – это неинтуитивный процесс. Оно должно быть очищено как от обыденных, так и он априорных элементов. Во время познавания мы испытываем раздражение, неуверенность, сомнение. Ради уверенности в процессе познания, мы должны обрести веру, которые бы мотивировали нас на действие. Существует четыре типа фиксации верований: 1) метод слепой приверженности; 2) метод авторитета; 3) априорный метод; 4) научный метод. Первые три метода не являются истинными. Только последний можно признать корректным методом. Пирс предлагает оригинальный способ обоснования научных фактов – абдукцию, существующую наряду с индукцией и дедукцией. Абдукция – это такой тип рассуждения, в котором наблюдается переход от фактов к их причинам. Схема абдукционного рассуждения такова: 1) наблюдается необычный факт С; Если А истинно, то С естественно; 3) Есть основания полагать, что А истинно. Пирс считал, что постижение возможных практических последствий образует наше понимание объекта. В этом предложении и выражается его прагматическая максима.
2) Уильям Джемс(1842 – 1910), который сделал прагматизм особенно популярным в США. Он считал, что прагматизм – это лишь метод. Для Джемса идея становится истиной, если она способна упрощать и экономить усилия субъекта. Истина у Джемса определяется через понятия инструментальности и полезности. Это коренное отличие теории Джемса от теории Пирса. Разум, по Джемсу, – это инструмент приспособления к окружающей среде. Если в обыденности и частично в науке, мы можем получить подтверждение нашим идеям на практике, то в вопросах ценностей чувственный опыт оказывается бессильным. Вопросы, подобные вопросу о смысле жизни требуют волевого прагматического выбора, потому что благо или зло не существуют вне воспринимающего и оценивающего их индивида. Поэтому Джемс предупреждал, что нельзя устанавливать в обществе ценностный монизм (например, государственную идеологию), так как это, по его мнению, приводит к нравственной стагнации общества.
Но наиболее значительный вклад в дальнейшую разработку, становление и развитие современного прагматизма (так называемого инструментализма) внес Джон Дьюи (1859 – 1952), написавший более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. Абсолютное большинство американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени. Он разрушил многие стереотипы традиционной философии и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.
По Дьюи, центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования. Под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни. Дьюи делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, – имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
Задача философии, согласно Дьюи, заключается в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.
Первым важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества – социальная реконструкция. Она включает в себя:
1) наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками;
2) приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда;
3) более справедливое распределение материальных благ, борьбу с бедностью.
Вторым средством совершенствования опыта является применение к опыту научных методов «высоких технологий». Человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни благодаря внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий». Но они не применяются к управлению обществом, морали, опыту. Поэтому опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, прежде всего в образовании.
Третий способ реконструкции опыта – совершенствование мышленияна основе научных методов. Метод представляет собой процесс приобретения знания и дальнейшего его использования в опыте. Метод, при использовании которого цель достигнута, является истинным. Метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, является ложным. Научный метод – инструмент успешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу получил название инструментализма.
Дьюи убежден, что не может быть «метода вообще», что существуют только конкретные методы для достижения конкретных целей. Научным методом являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.
Философия инструментализма была применена Джоном Дьюи икпроблемам морали и общественной жизни. Дьюи полагал, что не существует единственно возможного «высшего блага», к которому должно стремиться человечество. Существует плюрализм целей и благ, т.к. они не могут быть абстрактны, они конкретны. Основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность. Большинство людей стремится к указанным благам, точнее к конкретному размеру указанных благ. Что касается библейских заповедей (не убий, не укради и т. д.), то они, по Дьюи, не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае.