Эстетическое — классическое выражение идеального как особой формы движения материи
Мы исходим из традиционного онтологического выделения в диалектическом материализме таких базовых форм движения материи, не говоря уже о самом понятии «формы движения материи», как физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения материи.
Гипотетический элемент статьи состоит в том, что нами предлагается еще одна форма движения материи — идеальное.
Эта форма движения материи выделятся из социальной формы движения материи. Сама социальная форма движения материи при этом представляет собой единство всех других форм движения материи — физической, химической, биологической и собственно идеального, понимаемого нами, прежде всего, как культурное качество.
Идеальное, точнее, содержание сознания, будучи следствием физического начала, в человеке, возникает как особое качество в рамках социальной формы движения материи. У этого процесса есть базовая составляющая — генезис человека, антропогенез.
Будучи теснейшим образом вплетено в процесс антропогенеза, идеальное — содержание сознания, выступает его существенным признаком. По мере развития антропогенеза, как социо-, культурогенеза, идеальное (сознание в его содержании) в ходе своего усложнения, дифференциации и, что очень важно, в ходе своеобразного усложнения, иерархизации, приобретает настолько развитое качество, что в нем самом становится необходимым различать автономные качественные уровни.
Обнаружение некоторых своеобразных уровней идеального, сознания в его содержательном аспекте, в силу своей специфики, особой автономии, относительной независимости от других форм движения материи, позволяет нам сформулировать гипотезу: Идеальное является особой формой движения материи. Ибо если придерживаться парадигмы диалектического материализма, все есть проявление материи, материального объективного начала (сознание — свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга). Будь то в онтологическом, субстанциальном аспекте, или гносеологическом — т.е. в аспекте первичности–вторичности, или функциональности.
Каждая форма движения материи характеризуется своим типом предметности — физической предметности, химической, биологической, наконец, социальной, а также многочисленными их метаморфозами, переходными, смешанными формами, комбинациями — физико-химическими, физико-биологическими, химико-биологическими и т.д. Такой подход позволяет говорить о различных видах социальной формы движения материи, некоторые из которых вырастают за пределы собственно социальной формы, а именно идеальное как особое автономное образование, несводимое к социальному.
Главный тезис настоящей статьи состоит в том, что среди всех видов социальной формы движения материи можно выделить такие ее разновидности, которые являют собой очевидное преобладание идеального, сознания, взятого со стороны его содержания. Сознания, понимаемого, как отраженного в нем внешнего, объективного содержания, так и как творимого самим сознанием особого специфического содержания — своеобразного идеального идеального содержания (Сознание не только отражает мир, но и творит его (Ленин)). В последнем, в свою очередь, можно различить ту часть, которая является продолжением отражения внешнего, объективного — например, в виде прикладной науки, которая создает такие формы идеального содержания, которые в природе самой по себе не существуют, а также в качестве собственно социальной формы движения материи. С другой стороны — ту часть идеального содержания, которая имеет самостоятельное, самодовлеющее содержание и значение. К этой части идеального содержания можно и нужно отнести все мифы, всю сферу этического, а также эстетического, включая все виды искусства, как традиционного, так и современного.
Искусство может быть по-разному удалено от объективной реальности. Считается, что ближе всего к объективной реальности позиционируется реалистическое искусство — критический и т.н. социалистический реализм. Далее всего от объективной реальности, т.е. от физической, химической, биологической и даже социальной форм движения материи отстоит современное абстрактное искусство: формализм, кубизм, концептуализм (искусство постмодерна). Последнее, якобы, несет в себе содержание, выражающее особую специфику человека, как творческого начала в этом мире. Мы в известной мере, согласны с такой позицией. С одной оговоркой. Да, в лице современного искусства мы имеем дело с особым проявлением идеального, сознания человека, как некоей автономной формы проявления потенции универсума, космоса, вселенной, концентрированной в человеке.
Вопрос в том, как соотносятся эти эстетические практики, как выразители определенных сторон идеального, с идеальным как таковым.
Дальнейшее изложение нашей позиции требует использования дополнительных понятий (категорий), а именно:
1. Самой категории — «идеальное как особая форма движения материи».
2. Категории «идеальная предметность», наряду с понятием (категорией) «материальная предметность», обозначающим известные на сегодняшний день различные виды физической, химической, биологической и социальной форм движения материи, взятые в их субстанциальном аспекте.
3. Категории «эстетическая идеальная предметность», как обозначения тех видов идеальной предметности, которые можно квалифицировать в качестве специфических носителей особой — идеальной формы движения материи: эстетические знания, все виды мифов, все виды фольклорного и профессионального искусства и т.п.
Нас интересуют, прежде всего, категории идеальной предметности, эстетической идеальной предметности, искусство как особый вид эстетической идеальной предметности, и, что наиболее важно, соотношение всех этих категорий.
Второй важнейший тезис данной статьи заключается в том, что эстетическая идеальная предметность представляет собой автономную часть идеальной предметности, демонстрирующую особую отдаленность, дистантность от тех форм идеальной предметности, которые неразрывно связаны с социальной формой движения материи, а также физической, химической и биологической формами. Это отнюдь не означает, что в сфере эстетической идеальной предметности последние никак не представлены. Наоборот: в реалистическом искусстве, а также во многом и в романтическом, физическая, химическая, биологическая (природа) и особенно социальная (мир человека) формы движения материи являются основным предметным содержанием. В реалистическом — в преобладающем виде, в романтизме — как своеобразная основа, повод для выражения собственно эстетического, субъективного.
В современном искусстве на первое место выходит своеобразное антропологическое творческое начало как таковое. В постмодернизме дело доходит до испытания эстетической идеальной предметности, как выражения чего-то абсолютно самостоятельного, выходящего за пределы всякой внешней предметности. Впрочем, и в этом искусстве основными (и единственными!) средствами выражения (=своеобразной объективизации) остаются все те же, зачастую взятые в их самом простейшем выражении, примитивизированные компоненты физической, химической, биологической и социальной форм движения материи.
Подобные испытания эстетической идеальной предметности на связь с другими ее видами, на наш взгляд, имеют определенный смысл и своеобразное оправдание. Но лишь в той части, где они обнаруживают связь сферы идеального, субъективного и сферы объективного, т.е. связь идеального как особой формы движения материи с другими формами движения материи, и, прежде всего — социальной формой.
Наш третий основной тезис заключается в том, что идеальное, идеальную предметность, можно охарактеризовать как особую форму движения материи, даже в отношении социальной формы движения материи, с которой идеальное неразрывно связано, но по отношению к которой имеет особую автономию.
Наше будущее принципиально зависит от того, какие формы идеальной предметности (=содержания сознания) воспреобладают сегодня. Подобно тому, как в свое время химическая (атомарно-молекулярная) форма движения материи изменила чисто физическую, а биологическая (генно-клеточная) изменила физическую и химическую, можно говорить о преобразовании физической, химической, биологической и социальной форм движения под влиянием идеальной формы движения материи как таковой. Думается, что концепция ноосферы — прямое следствие подобных рассуждений.
Несколько слов о роли эстетической идеальной предметности и особо о роли идеальной предметности, представленной в сфере профессионального искусства современного общества:
1. Нет сомнения, что все виды идеальной предметности будут функционировать и развиваться дальше.
2. Особая роль в реализации возможностей идеального, как особой формы движения материи, принадлежит науке. Идеальная предметность, представленная в научных знаниях, является абсолютно определяющей для современного общества.
3. Продолжает свое воздействие на социум такая форма идеальной предметности, как миф (выражение естественного в неестественных наглядных формах).
4. Судьбоносной для современного общества остается сфера моральной идеальной предметности, этика. От взаимоотношения таких форм идеальной предметности, как научные знания и этические нормы, более всего зависит будущее человека.
5. Наконец, далеко не последнее место принадлежит эстетической идеальной предметности, эстетическому аспекту идеального, как особой формы движения материи, современному искусству. Фольклор, традиционные формы искусства играют роль скорее консервативную, чем революционную. Они направлены на сохранение и поддержание форм человеческой жизнедеятельности, которые уже сложились. Эти формы тоже не могут не изменяться: через взаимопроникновение, взаимосочетание существующих видов искусства. Кому, например, не знакомы многочисленные случаи представления фольклорных произведений в своеобразных формах современного эстрадного искусства?
В теоретическом отношении наибольшую трудность сегодня представляет искусство постмодерна. Это искусство нацелено на испытание базовых основ, самой меры современного социума, социального качества как такового. Постмодернизм можно сравнить с таким феноменом, как генная инженерия. Последняя пытается вмешиваться в святая святых биологической формы движения материи — генетический код человека. Речь идет о судьбах вида Homo sapiens sapiens. Искусство постмодернизма всей свей энергией нацелено на беспрецедентное вмешательство в культурный генофондсовременного человечества.
Итог:
1. Никакие запреты не остановят инновационных исследований биологического генетического кода человечества.
2. Никакие запреты не остановят постмодернистских инициатив в отношении культурного генофонда современного человечества.
3. Надежда остается только на человека как разумного, рационального, морального и эстетического существа.
2011 г.