Провідні ідеї, специфічні риси і основні проблеми філософії ірраціоналізму (А.Шопенгауер, Ф.Ніцше): порівняльний аналіз

Иррационализм - это течение, в котором ум, сознание составляют в жизни скромную, суто техническою роль, так как, подчеркивает Шопенгауэр, основные жизненные функции (зачатие, сохранение и развитие организма и т. д.) осуществляются без участия ннтелекта. Единственное, что осуществляет в этом "хаотичном" потоке жизни какую-то "упорядочивающую" функцию - "мировая воля"

Вслед за Кантом Шопснгауєр различает "вещь в себе" и "явления". "Вещь в себе" - абсолютное начало всего бытия, она непостижымим образом порождает явления.

С рождением высших форм органической жизни, завершением которых есть человек, возникает "познание в качестве вспомогательного орудия действия. Одновременно с сознанием и появляется «мир как представление» со всема своими формами с соотносительными субъектом объектом, с пространством и временем, со множественностью отдельных вещей и их связью. До сих пор мир был лишь только "волей". Теперь он становится "представлением".

Шопенгауэр предлагает исходить не из объекта (материалисты) и не из субъекта (субъективный идеашим) а из порожденного бессознательной волей представления. Как вещь в себе, воля сама непосредственно открывается субъекту познания (человеку). Однако условием этого познания является наше тело. Неопровержимый тезис "Существую я сам один, а весь мир - мое представление"

Будучи тождественным с действием тела, волевой акт может открываться в двух формах познания непосредственное (интуитивное); отвлеченное (познание разумом).

основной вид - интуитивное познание. Отсюда идет критика науки Цель науки - в удовлетворении практических

неоднократно высказывает Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпритации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщеный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

Сердцевину, суть философий марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера ( о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социаальной революции и т.д. ), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике общественной жизни.

Судьбы марксизма в разных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттенен другими типами мировозрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политичесой сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание и практическую жизнь людей.

Марксистская философия была и остается ориенто-ванной преимущественно на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач.

базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой - политико юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе развития производственных сил. когда есть соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад?, феодал, капитал, коммунизм первая стадия - социализм. Эта теория позволяет исследовать историческое события в рамках истолкования породивших их по, искать общие черты разных стран на одной ступени общ развития, т.е. использовать общенауный критерий повторяемости. К тому же человеч общество рассматривается как единый соц организм ис вести стремления отдельных людей к действиям больших групп, классов в рамках одной формации. Основной движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается. Сознание является не абсолютно самостоятельной силой, но имеет свое обоснование в материальном жизненном процессе. Люди сами творят историю, но не по произволу, так как находятся в некоторых экономических условиях., что обуславливает мотивы их действий.

Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие этого--- фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. формы отчуждения:

1)опустошение и обеднение труженика в процессе труда;

2)отч. условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту труда;

3)отч. результатов деятельности от субъекта;

4)отч. теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества;

5)соц. структур и институтов от трудящихся -- бюрократическая машина.

интересов, которые всегда интересы води, слепого хотения. Свободным познанием есть только созерцание (без отношения к практике и воле). Созерцание недоступно науке, так как она обращена к интелекту, погруженному в интересы воли, но оно доступно различным видам искусства т к оно опирается интуицию.

Как вещь в себе, воля всегда абсолютно свободна. Это значит, что все акты воли определяются мотивами, независимыми от субъекта. "Человек - раб своего характера". Но все предопределено не само по себе, а как результат предшествующих ему причин.

Взгляд Шопенгауэра на жизнь - пессимистический Человеческая жизнь протекает между желанием и удовлетворением. Желание есть страдание, его удовлетворение насыщает человека. То. что называтся счастьем - сводится к избавлению от страдания, однако за этим - новое страдание.

Открывая человеку неизбежность и неискоренимостъ мирового зла, сознание указывает и путь избавления от него. Необходимо дойти до состояния полной безмятежности, отсутствия желаний - перейти к аскетизму. Основа життя, за концепцією Ніцше, - це воля. Життя є проявом волі. але не абстрактною світової волі, як у Шопенгауера, а конкретно визначеної волі, волі до влади. Життя для нього тотожне інстинкту зростання, влади, накопичення сил, зміцнення існування: якщо відсутня воля до влади, істота деградує

Вчення Ніцше про надлюдину грунтусться на таких положеннях: по-перше, цінність життя є єдиною безумовною цінністю і збігається вона з рівнем "волі до влади"; по-друге, існує природна нерівність людей. обумовлена відмінністю їхніх життєвих сил та "волі до влади"; по-третє, сильна людина, природжений аристократ, є абсолютно вільним і не зв"язує себе ніякими морально-правовими нормами.

Наши рекомендации