Сёрен къеркигор, дания 1813-1855

Философия

(911)-179-12-43

Галина Дмитриевна Суворова – взять МЕТОДИЧКУ у ВЕРЫ

И философия, и режиссура – это искусства ВОЗМОЖНОГО. Мы никогда не узнаем, каков мир на самом деле.

Современная западная философия – на зачет, тестовый. Читать подлинники. Знать суть философии философов. Знать названия работ.

Русская философия – на экзамен определить одного философа, который задел до печенок, читать его и про него. Соловьев, Розенев- проблема пола (Уединенные). Знать личность, труд, основные проблемы, ваши размышления. «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ).

Современная западная философия – это та атмосфера, в которой мы существуем сейчас. Хоть она и была вчера, но определила нас сейчас, нашу современную территорию мыслей.

Русская философия – это обращение к нашей исторической памяти, корням.

- это установление корректной связи между тем, что мы знаем и чего нет. Иллюзия школьного обучения в том, что мы все знаем, но мы живем в мире проблем. Философия занимается неразрешимыми вопросами. Почему есть что-то (ум, нравственность, бытие) если без этого легче?

Мы живем на острове эмпирической реальности. Ф – способ посмотреть сверху на себя и на мир, вселяет беспокойство и учит удивляться.

Кто такой человек? «Наблюдайте почаще за животными и вам станет понятно, как это трудно быть человеком». Человек – это постоянное усилие быть человеком. Тигр не сможет разтигриться, а человек?... раз, два и уже нелюдь. Чем бы мы не занимались в философии – мы всегда пытаемся ответить на вопрос «что такое человек».

Мы жизнь не выбирали, но она дается без права передачи. Как прожить жизнь как стрела, пущенная в цель. Ненаправленность – тоже направленность. Одно из направлений философии – поиск своего направления. «Все другие науки полезнее философии, но она удивительнее и благороднее их всех» (Аристотель).

Тот, кто ничего не читает – уверен, что оригинален.

Философ мыслит всею своею личностью – не только голова, но и чувства.

Интенция –

Выслушать все, промыслить вместе с ними, выбрать свое направление.

Нынешняя культура живет по принципу ПРИЯТНО – НЕ ПРИЯТНО. Каждый из нас многоэтажное здание, но выше подвала никто не поднимается – это и есть категория «приятно» - «не приятно».

Предпосылки жизни в подвале – Современная западная философия.

Эллинизм – проблемы смысла жизни. Похоже на нас после развала СССР. Очерти круг своей жизни и живи отношениями с близкими людьми.

Обязательно почитать Платона.

Неоплатоники – мир не достоин, предтече эзотерики

Стоики – жизнь это поручение и я приму все стойко, человеку дано только человеческое и ничего прочего. Один выход – смерть. Разрешают самоубийство, но с улыбкой и достойно.

Никола Макиавелли «Государь» - первая философия политиков. И вас не обманет ни один политик.

Для философского образования читайте только текст – никаких учебников.

Ницше «Как говорил Заратустра» читайте только вслух – это ритмическая проза.

У нас нет времени думать – мы успеваем только запоминать, но если бы мы умели думать, то половину из того, что нам приходиться запоминать, мы открыли бы сами.

Брез Паскаль – очень близок русской ментальности. Очень тонизирующее чтение.

КАК ЧИТАТЬ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ:

- постранично читайте

- не читайте подряд

- задавайте себе вопросы

- не соглашайтесь ни с чем сразу

Человек Фрейда – в голове половые органы, человек Фрома – в голове сердце, Человек Юнга – в голове третий глаз,

Тексты проповеднического жанра читать без культурного слоя не возможно. Западная философия такая – она дает не информацию, а состояние. Настройтесь на продуктивное воображение, на интерпретацию. Но у каждого должен возникнуть свой образ Ницше, Шопенгауэра, ..

1 семестр: Ницше (я пишу кровью и меня читать надо кровью), Фром, Фрейд, Шопенгауэл, Кьеркегор, Юнг.

СЕМЕСТР

Нисологос – ненавистник разума (греческое). Действительность не делится на разум без остатка – что-то остается.

Античность – внутренний человек

Средние века – хочу знать Бога

Возрождение – уравнивала Бога и человека

Новое время – учение о бытии подменяется ученимем о познании, чел. Начинает конкурировать

Просвящение – дискридитирует разум.

Немецкая классическая философия. немцы заводят философию в полную абстракцию – очень красивый, логический и строийный дворец Логики – в основании мира абсолютная рац.идея – это и есть смысл жизни. Все действительное разумно – все разумное действительно (Гегель). Эта философия объясняла дальнейшее существование человека. Если все в мире разумно, значит все в мире правильно и верно. Все разумное действительно = все осуществилось, все есть. Частное слишком мелко по отношению к всеобщему.

1 половина 19 века начался разрыв! Современная западная философия встала в оппозицию к немецкой. Такие сейчас МЫ с вами!

Все верили в системность и познаваемость до этого. Проблемы бессмысленности человеческой жизни. СЗФ – решила был иррациональной, хаотичной, бессистемной, спонтанной, бессмысленной, не вербальная (раньше говорили – а у нас музыка).

Мы осмелились быть индивидуальностью в одиночестве перед другими людьми и перед Богом. Мы сыты вашим всеобщим. Мы будем сходить с ума на почве субьективности как вы на почве объективности – но по крайней мере мы будем знать что то, ради чего мы сходим с ума нас касается.

Немцы рзбирались с Богом так: бог разума, сократовский бог и платоновский. Логика – это мысли бога.

Сер.19 в. Человечество пришло к пониманию богооставленности, бездомности. Если Бог сотворил мир, то в нем есть смысл. Значит и у моей жизни есть смысл, поручение, я не случаен. Ницше: Бог умер. Это вы Его убили. Он не сказал: Бога не было. Он потомок трех поколений левитов.

Теперь философию будет пытаться докричаться до Бога.

Латинское бог – теос – тот к кому взывают, кому дают.

Наш бог – нам дает.

Н.19 века – начало женской эмансипации (Киркигор 1831 год), нарушение отношений полов. Вместо любви на первый план вышло понятие СЕКС. Нарушение отношений полов стало публичным. Это не Фрейд открыл. Искусство УЖЕ СТАВИЛО ЭТИ ПРОБЛЕМЫ, а он только воспользовался этим.

Печать музыкально-эротическая на этой философии.

Счастье – это не категория духовности. Нормальный человек, живущий ярко, счастливым быть не может. Несчастливый счастлив.

Киркиго: Женщина, ни один обольститель не причинит тебе больше вреда, нежели тот, который скажет: будь как мужчина.

Теперь везде полуженщины, которые и мужчин делают полумужчинами.

Появились удобства. Появился первый массовый человек, делающий ставку на удобства, благополучие, покой. Представителей новой философии возмущала пошлость, которая пыталась утвердить свое право на существование.

Пошлость возникает в таких ситуациях, когда какая-то форма жизни уже изжита, закончилась, а она все длится и длится.

Пошлый человек самолюбив, все знает.

Как с пошлостью бороться? Добром? Она дико агрессивна! Все длолжно быть привычно! Они сознательно наглые, ругательны. ТОЛПА – главный объект полемики, я буду ее дразнить, чтобы она проснулась и начала бить меня. В этом будет моя агрессия.

«Земля стала маленькой. По ней прыгает последний человек, который все делает маленьким…» (Киркигор)

- заброшенность

- попытки самостоятельного выбора

- попытки не быть равнодушным, выбирать, действовать самостоятельно

Другой мир мы выбрать не можем, но они не хотят с ней смиряться, они ищут новые горизонты свободы. Но где искать? Риск – стал нормальной категорией жизни. Для такого субъекта нет объективной истины – есть только то, что ты познал. Достоверность и неуверенность постоянны.

К разуму воззвать не возможно. Научиться жить в разуме (Ницше)

Н.19 века – ощущение забвения. Раньше все были уверены что есть только разум, голова. Но теперь хватит смотреть в зеркало интеллекта. Есть у меня еще и тело. Есть глубины, которые рационально не обоснованы. И взгляд падает на мораль. Ваша мораль – РЕСЕНТИМЕНТ (возобновление эмоции), но какой? Зависти, недоброжелательства, неприязни к каждому кто не такой как ты. (я тебе все могу простить кроме одного – ты не такой как я).

«Энциклопедия порока» - редкая книжка ПрОлисев Владимир (Киев) говорил о том, что разглядел первым Ницше.

СУДЬБЫ

Без знания судьбы не возможно понять их философию:

Килкигор – жуткие депрессии

Шопенгауэр – мизантроп, мания преследования (думал что он один великий, а остальные завидовали), никого близких – одни собаки. Завещание ей и оставил

Ницше – с 1833 года находится в безумии (утратил начисто интеллект, станет ребенком) и это не противоречило его планам философским.

Общая трагичность, неудовлетворенность, постоянный выбор и на пороге все застревают как у Достоевского. («У современных людей в крови одни чернила, говорить они все горазды, а вот сделать выбор» Чершнышевский?).

Нельзя висеть на пороге выбора: надо решить веришь ты в Бога или нет.

Они не могли сделать выбор и стать лидером.

ШОПЕНГАУЭР

Воля к жизни, инстинкт.

НИЦШЕ

Инстинкт. Все добродетели, все качества телесны.

СЁРЕН КЪЕРКИГОР, Дания 1813-1855

Воля как энергия, которая и обеспечивает нам свободу.

Продолжает линию Паскаля. Современник Маркса (1818-)

Они все умирали рано, были из породы самосожигателей. Родился в семье фабриканта, учился в теологическом факультете плохо и долго, увлекался театром. После 25 лет узнает про себя фатальную вещь. Отец ярый лютеранин. Он – младший ребенок, ребенок старых родителей, слабый ребенок. Узнал, что отец в 13 лет проклял Бога. Что его мать вторая жена бывшая служанка, он рожден вне брака. Он понял что его ждет расплата.

Регина Ольсем – в ее 16 лет влюбился в нее. Противоположость ему полная. Они обручаются. 2 года он ее жених. В один год умерла вся его семья кроме одного брата. Закончил универ, получил наследство. После мальчишника он отказался на ней жениться: Регина прости я не могу составить счастье твоей жизни, я должен искать Бога. Он всю жизнь любил ее. Уехал слушать лекции Шеленга, который стал уже антигегелем. Сидел на одной лавке с Бакуниным (ушел со второй лекции хлопнув дверью) и Фридрихом Энгельсом (10 лекций и издал брошюру в защиту Гегеля от Шеленга). Выслушал все лекции, но посчитал себя старым чтобы его слушать.

Вернулся домой и запер дверь. Прожил еще 14 лет. Пишет и читает.

«Обольститель» - философский труд, роман в письмах. О люди, вы слишком торопитесь в любви… Блестяще описал женскую психологию!

Он посчитал свое отсутствие мужественности как расплату за грехи. Что это результат отсутствия веры. Верит, что если он действительно покается, то ему все вернется – как Иову. А для этого надо составить проект обретения веры. Разрабатывает фил. Концепцию «ИЛИ – ИЛИ» или «Одно из двух» («Наслаждение и долг» - в русском переводе тем кто перевел Андерсена – почитать у него «Страх и Трепет»!!! Поиск Бога).

1 стадия – эстетическая – чувства, то в чем мы рождаемся. Мы все живем в подвале чувственности. Жизнь создана нам для удовольствия, и надо научиться устраивать ее как более приятно. Целью жизнью становится поиск удовольствия. Чтобы они не прекращались, все должно быть источником удовольствия – т.е. средством. Они думают что сами свободно выбирают удовольтсвие. Пример Нейрона. Люди способны пресыщаться – долговременноеу довольтсвие приводит к скуке. Я ничего не хочу. Чтобы найти больше удовольтсиве ты раскачиваешь маятник и ищещь их уже с любым знаком. Человек живущий по удовольствию – главное чтобы было приятно (или то или это – какая разница.) Вся жизнь борьба между скукой и удовольствием. Он калейдоскоп – у него себя нет. Стряхнули – новая кратинка, живет по обстоятельствам. Не имеет жизненной памяти, не умеет извлекать жизненных уроков, не умеет зависеть от самого себя: зависит от обстоятельств и места. А одному скучно. Не имеет личностного стержня, абстрактен, нет собственного я, прячетсяв бесконесчное выбирание. Второй образ – Дон Жуан. Выбрать не может – всю жизнь выбирает.

Такой эстетик все же обладает живой душой, в которой рождается меланхолия – т.е. глубочайшая мука от того что он что-то делает не так. Что ему еще надо стать личностью.

- ЧТО ДЕЛАТЬ?

- отчаяться

- почему?

- выход из скуки только отчаяние

Отчаяние это: личность есть дух, дух это соотношение свободного и необходимого, конечного и бесконечного. Человек есть этот синтез, он есть дух. А отчаяние – это осознание несоответствия в синтезе. Равновесие – это быть в равновесии между конечным и бесконечным = быть реальным, быть действительным. Углубляться в себя реального.

Свобода – это вдох (гласные), необходимость – выдох (согласные). А чтобы дышать нужен вдох и выдох. Задача нашей жизни – это держать синтез, пытаться удержать его.

Отчаяние с точки зрения сознания – это отчаяние, которое не подозревает себя. Оно живет в глубине души каждого человека. Женская форма отчаяния – осознает себя и не хочет быть собой, которая делает все, чтобы быть собой – мужская форма отчаяния. Суть женщины – привязанность. Женщина без привязанности – уже не женщина. Инстинкт ее – отказываясь от себя, она находит себя. Мужчина отчаиваясь, хочет быть самим собой и ему нельзя мешать. Мужчина который осознает себя и почему то не реализует себя – перестает быть собой. Женщина может от многого

Есть вещи, которые нельзя требовать от мужчины, если вы хотите его видеть таким, каким вы его любите.

2 стадия – Этическая может выбрать что угодно, НО ВЫБРАТЬ! Т.е. начать нести ответственность! Он мучим родами и рождает самого себя. Все дети эстетики от рождения – думают что мир для них. Но мы должны выбрать себя, найти себя. Выдавая титул героя обратите внимание на то КАК он это делает, а не ЧТО. Берет себя со всей своей конкретностью. Жизненной задачей становится для себя – он сам. Два долга: внешний (перед другими) и внутренний (перед собой). Этик женится и заводит детей. Для него любовь не гарантия, а труд, искусство, это ты должен сделать для себя. Сократ – гл.гер этической стадии. ДОЛГ – главное слово этики. Какая польза перевыполнить внешний, а внутренний не выполнить. Стремиться к образованию, к гармонии души, что есть плод самосовершенства. Личная цель – он сам. Цель этика является и его личное Я и его гражданское Я. У тебя должны быть корни. Этик – это не калейдоскоп, ничего ждет от других и от места, всего ждет от себя. Есть жизненная память – извелкает уроки а не живет как ему ХОЧЕТСЯ, Он не эгоцентрик. Эстетик и себя не знает и других запутывает по отношению к самому себе. Если не умеешь открывать душу, то душа зачахнет. Это опыт открытости вообще миру. От женщины спасение, от мужчины - .гибель. Она крепко стоит на земле.

3 стадия - религиозная (не для всех, но только для самых глубоких). «Страх и трепет». ДРАМАТУРГИЯ! Гл.герой – Авраам. Как соотносится религиозное и моральное. На пути к Богу у каждого из нас свой Исаак. Авраам верил в чудо Божье. А писатель может понять все повороты души, но не может их повторить.

Вера – это принятие, это вера в чудо, в возможность, когда всем человеческим возможностям пришел конец. Обесценивает моральное. Став рыцарем веры он выпадает из общечеловеческого.

Что такое вера 1855 г – вера – это высшая страсть в человеке. Найдется много кто не дошел, но ни одного кто бы ушел дальше нее. Верующий отказываясь от конечного пытается получить абсолютное и получает. Синтез личности был дан Богом. Верующий напоминает мне танцора, который походкой частичной левитации стремится к Богу. Ставит заново проблемы подлинности христианства.

1855 умирает епископ духовник его отца.

Запись в дневнике: «Если бы я верил в Бога, то Регина была бы моей».

Хотите причастица? Только из рук мирянина. Умирает без причастия.

Наш Хомяков и Серебряный век любили Кьеркигора очень.

Наши рекомендации