Обобщение как прибавление
Сказанное философом в этой части о правильном образе жизни расположено не в таком порядке, чтобы все можно было «обнять с одного взгляда»; оно доказано и разбросано, сообразно с тем, как легче можно было вывести одно из другого. Поэтому Спиноза предположил здесь все это снова собрать и свести к главным пунктам. Из 73 теорем с доказательствами, схолиями и короллариями он сделал 32 мини-главы, в которых все упорядочил и обозначил лишь самое главное.
Могущество разума или свобода
Третья и заключительная часть трактата мыслителя Нового времени, наверное, самая короткая, хоть и достаточно полная в своем содержании, даже при отсутсвии определений в предисловии.
В уже привычном для нас содержании, Спиноза переходит к последней стадии, предметом которой является способ или путь, ведущий к свободе. Таким образом, он говорит в ней о могуществе разума и показывает, какова его сила над аффектами и затем в чем состоит свобода или блаженство души. До того же, каким образом и каким путем должен быть разум и, затем, какие заботы должно прилагать к телу, дабы оно могло правильно совершать свои отправления, здесь нет дела, ибо первое составляет предмет логики, а второе - медицины..
Итак, философ будет говорить здесь о могуществе души или разума. Хотя стоики и думали, что аффекты абсолютно зависят от нашей воли и что мы можем безгранично управлять ими, однако опыт, заставил их сознаться вопреки своим принципам, что для ограничения и обуздания аффектов требуются немалый навык и старание. Кто-то пытался показать это на примере двух собак, одной домашней, другой охотничьей. А именно, путем упражнения он мог, наконец, добиться того, что домашняя собака привыкла охотиться, а охотничья, наоборот, перестала преследовать зайцев.
Декарта, чьим последователем был Спиноза, придерживался такого же мнения. Итак, «Декарт признает, что дух, или душа, соединен преимущественно с некоторой частью мозга, именно с так называемой мозговой железой, через посредство которой душа воспринимает все движения, возбуждаемые в теле, и внешние объекты и которую душа может двигать различным образом единственно в силу своей воли. Эта железа, по его мнению, таким образом подвешена в середине мозга, что она может приводиться в движение малейшим движением жизненных духов.»[17] Но несмотря на то, что Спиноза испытал влияние французского ученого, он не был согласен с данной точкой зрения, а придерживался своей, в которой утверждал, что «так как могущество души определяется одной только ее познавательной способностью, то только в одном познании найдем мы средства против аффектов, которые, как я думаю, все знают по опыту, но не делают над ними тщательных наблюдений и не видят их отчетливо, и из этого познания мы выведем все, что относится к блаженству души.»[18]
Аффект и Бог.
В теоремах, с которых начинается этот раздел, Спиноза говорит о то, что телесные состояния или образы вещей располагаются в теле точно в таком же порядке и связи, в каком в душе располагаются представления и идеи вещей. И если мы отделим душевное движение, т. е. аффект, от представления внешней причины и соединим его с другими представлениями, то любовь или ненависть к этой внешней причине, равно как и душевные волнения, возникающие из этих аффектов, уничтожатся, потому что форму любви или ненависти составляет удовольствие или неудовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины. Поэтому, если последняя идея уничтожается, то уничтожается и форма любви 1 ненависти, а потому уничтожаются и аффекты как эти, так и возникающие из них. Одной из важных теорем является та, в которой говорится о том, что аффекты, возникающие или возбуждающиеся из разума, если обращать внимание на время, сильнее, чем те, которые относятся к единичным вещам, по нашему воображению не существующим в наличности. Потому что чем с большим числом других образов соединен какой-либо образ, тем чаще он возникает!
Далее Спиноза опять пишет о Боге и о любви к нему, так же он говорит, что сам Бог не подвержен никакому аффекту, а мы – люди – подвержены, но наша любовь к Всевышнему не может быть осквернена ни аффектом зависти, ни аффектом ревности, наоборот, она становится тем горячее, чем больше других людей, по нашему воображению, соединено с Богом тем же союзом любви.
Спиноза полагал, что программа человеческого поведения состоит в рационально интуитивной любви к Богу. Разум по отношению к аффектам не является только репрессивным основанием. Он может достичь цели лишь тогда, когда заменяет чувства и сам выступает как аффект. Конечной целью человека является блаженство, состоящее в интеллектуальной любви к Богу. Спиноза стремился создать универсальную этику, субъектом которой является личность.
Заключение.
Нидерландский философ Бенедикт Спиноза, по сути, осуществил этический проект, заложив основы развернутой этики совершенства. То, что главный труд Спинозы назван «Этикой», означает, что в первую очередь он обращен к человеку и имеет явственно выраженную гуманистическую направленность. Спиноза сумел дать развернутую картину духовной жизни людей и психологии индивида, а также разносторонне обосновать тезис о единстве природы и человека. Никто из философов Нового времени не сделал для осмысления проблемы свободы человеческой личности столько, сколько Спиноза. Ему принадлежит одно из самых точных определений: «Свобода – это познанная необходимость»[19]. Цель человеческой жизни должна состоять в достижении высшего блага, а также в том, чтобы и другие люди имели возможность его достичь. Поэтому необходимо: а) стремиться к постижению природы, б) образовать и поддерживать сообщество, способствующее постижению людьми природы, в) разрабатывать моральную философию и теорию воспитания, г) развивать медицину для поддержания здоровья, д) использовать механику, как средство облегчения жизни. Раскрываемая его этикой моральная жизнь человека одномерна, если не сказать, проста. Человек самой природой оказывается предназначенным добродетели и блаженству. Отсюда его задачей оказывается не оступиться и достойно пройти заданный ему путь.
Список использованной литературы
1. Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Интернет - библиотека «100 великих книг» http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-knig/4177-spinoza-etika.html
3. Интернет – ресурс «Большая советская энциклопедия» http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154703/Этика
4. Бенедикт Спиноза, «Этика» - электронная версия книги.
[1] http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154703/Этика
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Спиноза
[3] http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-knig/4177-spinoza-etika.html
[4] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О Боге», Определения., стр 1.
[5] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О Боге», Определения., стр 1.
[6] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О Боге», Определения., стр 1-2.
[7] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О Боге», стр 3.
[8] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О Боге», Определения., стр 1.
[9] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О Боге», стр 2.
[10] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О Боге».
[11] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О Боге»,
[12] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О человеческом рабстве или о силах аффектов»
[13] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О человеческом рабстве или о силах аффектов»
[14] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О человеческом рабстве или о силах аффектов»
[15] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О человеческом рабстве или о силах аффектов»
[16] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О человеческом рабстве или о силах аффектов»
[17] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О могуществе разума или о человеческой свободе»
[18] Бенедикт Спиноза/ Этика. Глава «О могуществе разума или о человеческой свободе»
[19] Лекции по философии, 2011г.