Гуманистическое направление
Литература
1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.
2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1990
3. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог ХV века. Выражение стиля мышления в структуре жанра // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976.
4. Ревякина Н.В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти .. Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1974.
5. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М., 1974.
6. Ретенбург В.Н. Титаны Возрождения. - Л., 1976.
7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
8. Арган Дж.К. История итальянского искусства: В 2т. - М., 1990.
9. Грамши А. Никколо Макиавелли // Грамши А. Искусство и политика: В 2т. - М., 1991. - Т.I.
10. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982.
11. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. - М., 1973.
12. Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. - М.: МГУ, 1972.
13. Гребенщиков В.А. Николай Коперник. - М., 1982.
14. Кузнецов Б.Г. Галилей. - М., 1964.
15. Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. - М., 1968. - Гл.V. Физические идеи Ренессанса.
16. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. - М., 1984. Разд. I.
17. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (ХV век). - М.: МГУ, 1985.
18. Никколо Макиавелли. Государь. - М., 1990.
19. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.
20. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. - М., 1995.
21. Понятие человека в философии Нового Времени // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991.
22. Коперник Н. О вращении небесных сфер. - М., 1964.
23. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Соч. : В 2т. - М., 1979. - Т.I.
24. Бруно Д. Диалоги. - М., 1949.
25. Паскаль Б. Мысли // Библиотека всемирной литературы. - Т.42.
- Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв.
Эпоха Возрождения представлена такими мыслителями, как Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Галилей, Джордано Бруно, Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор, Н. Кузанский и др.
Философию Возрождения можно разделить на два направления:
1) Гуманистическое и 2) Натурфилософское.
Гуманистическое направление.
Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центром "гуманитарного знания" (studia humanitatis). Отсюда происходит понятие "гуманизм", в котором представлены идеи об уважении прав и достоинства человека, его стремление к свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. В работах гуманистов встречаются многочисленные обращения к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов.
Основателем итальянского гуманизма называют, как правило, Франческо Петрарку. (Франческо Петрарка (1304 – 1374) родился в Ареццо. Великий поэт.)
Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить полем реальной человеческой деятельности. Основным критерием ценности человека гуманисты считали не сословную принадлежность, а личные качества.
Творческим началом мира по-прежнему считался Бог, передавший эту способность и человеку. Поэтому смысл философии состоял в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении.
Смысл жизни человека состоял не в преодолении греховности, а в умении следовать природе, на началах которой должна обосновываться человеческая мораль. Идея христианского подвижничества вытесняется антиаскетизмом, в основе которого лежат идеи наслаждения, пользы и личной выгоды.
Две группы проблем представлены в этом направлении:
-учение о человеке, о его строении, о его общих качествах, о его месте в мире;
- учение об идеальном государственном устройстве общества.
Человек рассматривался как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель и задача государства. Лоренцо Валла, автор известного трактата "Об истинном и ложном благе" (в первой редакции "О наслаждении"), "Само понятие высокой нравственности, - считает Валла, - является пустым, нелепым и весьма опасным, и нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения".
Большое внимание деятели эпохи Возрождения уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они создавали шедевры искусства, философски осмысливали эту сферу творческой деятельности.Например, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Этот гениально одаренный человек не получил классического образования, был по существу творцом самого себя. Он был начитан, известен как художник, архитектор, скульптор, инженер, ученый, писатель и философ. В литературе об эпохе Возрождения о нем упоминают как о пионере современного естествознания. Наиболее совершенными считаются картины Леонардо "Мадонна в гроте", "Тайная вечеря", знаменитая своей улыбкой "Мона Лиза" и др. Леонардо приближал искусство к науке. Художник как бы сливался с природой, и в этом был смысл творчества.
Иную эстетическую позицию занимал Микельанджело (1475 - 1564 гг.). Он стремился приблизить искусство к философии. В основе искусства, по его мнению, лежит нравственное чувство, духовность человека, связующая его с Творцом. Это видно в его знаменитых скульптурах "Давид", "Восставший раб" и др., полных внутренних экспрессии и совершенства. Идее слияния искусства с природой Микельанджело противопоставил идею возвышения искусства над природой.
Для формирования совершенного человека необходимо идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей. Этой теме посвящены такие произведения, как "Государь" Макиавелли, "Утопия" Томаса Мора, "Город Солнца" Томаса Кампанеллы.
В истории культуры эпохи Возрождения большую известность приобрел "Государь" - сочинение Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Его автор занимал довольно высокий пост в правительстве Флоренции и в силу этого, а также присущего ему таланта, он сделал очень важные наблюдения политической жизни. В судьбе Макиавелли были драматические моменты - он был обвинен в заговоре (против Медичи) и даже подвергнут пыткам. Затем последовало удаление от дел, и Макиавелли отдался литературному творчеству. Государь Макиавелли - это реальный политик, действующий по принципу "цель оправдывает средства". Ради блага государства все средства хороши; государь должен сочетать в себе свойства льва и лисицы, символизирующих собой насилие и хитрость, принуждение и коварство. Но интерес государства - не самоцель, он выражает интересы народа. Насилие, таким образом, творится государем от имени народа и во благо его. И хотя, как считает Макиавелли, оно призвано исправлять положение, а не разрушать, оно все же становится над народом как принцип отношения к нему, равно как и отношения к личности. У государя всегда развязаны руки, его действия всегда оправданы. История дает нам немало примеров того, как наиболее жестокие и деспотические правители прибегали к советам Макиавелли как к классическим наставлениям во все времена, не исключая и наш ХХ век. В политической терминологии утвердился даже термин "макиавеллизм".
2) Натурфилософское направление.
Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума. Философское учение о природе и Космосе наиболее ярко представлено в работах Галилео Галилея, Джордано Бруно и Николая Кузанского.
В эпоху Возрождения кардинально изменилась картина мира. Место геоцентрической системы заняла гелиоцентрическая. Это вызвало десакрализацию космоса. Структура мироздания, основанная на Библии, была разрушена. Мир предстал, как неизмеримая бесконечная сфера.
Николай Кузанский (1401-1464 гг.), родился в местечке Куза Трирской епархии в Германии. Еще в детстве у него обнаружились незаурядные способности, он получил блестящее образование в университете Падуи в Италии. Эта страна была одним из центров гуманизма и естествознания. Николай Кузанский был одним из самых образованных людей ХV ст.; он известен как математик, как первый создатель географической карты Европы. Но особенно значительными были его идеи в области философии. Как духовное лицо он обязан был блюсти верность теологии, но как ученый и философ высказывал идеи, которые противоречили религии.
Представлял идеи пантеизма. Одна из самых значительных работ "Об ученом незнании" содержит основную идею его учения: о совпадении в едином абсолютного максимума и абсолютного минимума.
Абсолютный максимум - это Бог, лишенный человеческих черт; это предельно общая философская категория ("бытие-возмодность","сама-возможность"). Бог - это бесконечное, единое начало, больше которого и вне которого ничего не существует. Бесконечное начало не может быть ни постигнуто, ни названо (отрицательная теология). Учением о бесконечном неперсонифицированном абсолюте подрывала идею троичности Бога, которая была церковной догмой; согласно ей нет ни отца, ни сына, ни духа святого, но есть только бесконечное.
Совпадение наибольшего с наименьшим - это бесконечная, единственная, всеобъемлющая сущность, которая всегда остается равной самой себе. Это сущность без количественных и качественных характеристик, "чистая" сущность. Творец и творение суть одно и тоже - в этом и состоит пантеизм Николая Кузанского.
Высшее начало понимается как более совершенное по сравнению с природой, составляет основу природы, растворяясь в ней. В этих рассуждениях природа представлена как единое целое, как самодостаточное бытие, - эту идею воспримет Джордано Бруно, а позже (ХVII ст.) Б.Спиноза.
Каждая вещь, говорил Кузанский, содержит в себе противоположные начала; в ходе их взаимодействия берет верх одно из них, и оно определяет в дальнейшем качество предмета. "Все вещи состоят из противоположностей в различных степенях, имеют то больше от этого, то меньше от другого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим. Впоследствии эта идея будет усвоена и развита Гегелем.
Он не был сторонником ни гелиоцентризма, ни геоцентризма ("Земля имеет не больше центра, чем любая сфера"). И Солнце, и Земля движутся, а Вселенная не имеет центра. Это означало, что Вселенная бесконечна ("Мир не имел начала во времени"), и она везде одинакова (не имеет центра).
Николай Коперник (1473-1543 гг.). Великий ученый, экономист, врач и государственный деятель. (Коперник был каноником Фромборкского капитула, организатором вооруженной борьбы против тевтонского ордена). Он родился в г. Торунь (Польша), получил блестящее и разностороннее образование в Кракове и в Италии. В 1543 г., т.е. в год его смерти автора, увидел свет его труд "Об обращении небесных сфер". Этот труд прославил имя Коперника, т.к. в нем он бросил вызов представителям о геоцентрической картине мира, существовавшим более тысячи лет. В качестве общепринятой и освященной авторитетом церкви существовала картина мира, в основе которой лежали идеи Аристотеля - Птолемея.
Клавдий Птолемей - математик и астроном, живший в г. Александрии во II в. н. э. Он составил ("Альмагест") - математическую и астрономическую энциклопедию, в которой точно изложил систему геоцентризма. Земля располагалась в центре Вселенной, небесные светила совершали круговые движения вокруг неё. (Но окружности их движения имели центр, не совпадающий с центром Земли (эксцентрики). Кроме того, были и малые круги, по которым обращались планеты вокруг Земли по основному кругу - эпициклы, - все это было сделано столь искусно, что позволяло осуществлять предвычисление небесных светил и лунных затмений). Такая картина в принципе совпадала с идеями о сотворении мира Богом.
Коперник доказал, что Земля не является неподвижным центром видимого мира, она вращается вокруг своей оси. Этим он объяснил смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Он доказал, что Земля находится в движении, она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Отсюда объяснилось видимое перемещение Солнца относительно звезд, а также петлеобразное движение планет; петли получаются потому, что мы наблюдаем планеты не из центра, а со стороны.
Коперник первым установил, что Луна является спутником Земли и обращается вокруг нее.
Если Солнце абсолютно неподвижно, то Вселенная обладает центром, но это означает также и то, что пространство неоднородно, т.к. не всякая точка Вселенной может быть избрана точкой отсчета. Коперник не был подвержен гонениям со стороны церкви, очевидно, это его личная заслуга - он сумел "вписаться" со своим открытием в свое окружение, однако после его смерти, в 1616 г., конгрегация кардиналов признала систему Коперника ложной и запретила его книгу.
Джордано Бруно (1548-1600 гг.) заявил о бесконечности Вселенной и об отсутствии в ней какого-либо центра. Он опирался уже на расчеты и выводы Коперника.
Джордано Бруно родился близ Неаполя. Еще юношей он стал монахом доминиканского ордена, но личные контакты с умными и начитанными людьми и богатая библиотека доминиканского монастыря отвратили его от богословских истин, от схоластики и он бежал оттуда, скитался по городам Италии, Франции, Англии. Это был высокообразованный человек. Он известен своими работами "О причине, начале и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах" и др.
Своими суждениями Бруно неоднократно вызывал недовольство церковных властей и приверженцев; как инакомыслящий он попал в поле зрения папской инквизиции, и она решила расправиться с ним. Бруно, рассчитывал получить кафедру в Падуанском университете (Италия), по приглашению приехал туда из Лондона, но здесь по требованию Римской инквизиции он был арестован. В тюрьме философ подвергался пыткам, где его склоняли "отречься и раскаяться". Но он был непреклонен, и тогда суд приговорил сжечь его на костре. В 1600 г. на Поле Цветов в Риме состоялась казнь. До потомков дошли предсмертные слова Бруно, обращенные к его судьям: "Быть может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушаю".
Космология Бруно основывалась на учении о бесконечности мира: "Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, то есть пустой и в то же время наполненной бесконечности. Поэтому вселенная одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна". Вселенная вечна, т.е. в том смысле, что ее нельзя сдвинуть в пространстве, ибо сдвинуть некуда, она повсюду. У Вселенной нет центра. В ней происходят непрерывные изменения и движение, но сама она неподвижна. Единая Вселенная не может иметь ничего противоположного себе, и Богу нет места за ее пределами. Бруно высказывал мысль о возможности существования жизни вне Земли и в иных формах. "Мы полагаем, - писал он, - что для живых существ нашего рода обитаемые места редки, однако не подобает считать, что есть часть мира без души, жизни, а, следовательно, и без живых существ. Ведь глупо и нелепо считать, будто не могут существовать иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам".
Открытия Коперника и Бруно заложили основу для последующих научных исследований космоса.
Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) - великий немецкий астроном, математик, физик и философ - развил далее эти идеи и открыл законы движения планет. Он доказал, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, а по эллиптическим и их движение вокруг Солнца неравномерно (скорость в различных промежутках при этом фиксируется математически). Кеплер установил математически устойчивую зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Таким образом, впервые была осуществлена формулировка математически безупречных законов, управляющих движением небесных тел. Это позволило - и Кеплер сделал это - составил специальные таблицы для предвычисления движения планет. В итоге стало возможным говорить о научной астрономии, очищенной от религиозных предрассудков и мифов.
Но в наибольшей степени дело Коперника развивал великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642 г.). Он разработал принципы механики. Один из разделов – динамика. (Трактат "О движении"). Галилей сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятия скорости и движения, исследовал закон инерции. Галилей сконструировал подзорную трубу ( лучшая из них давала 30-кратное увеличение) для наблюдения за небом. Он открыл факт присутствия звезд в Млечном пути, обнаружил спутники Юпитера; на Луне им были открыты кратеры и горные хребты, а также пятна на Солнце; обнаружены фазы Венеры, световые явления вокруг Сатурна (позже названные кольцами).
Инквизиция преследовала Галилея за его убеждения и пыталась заставить его отречься от них. Галилей выбрал путь компромисса. Формально он подчинился требованиям, но фактически оставался верным себе. Таким образом, он сохранил себя для науки. ибо считал, видимо, что истина должна восторжествовать не путем принесения жертв, как это было с Дж.Бруно, а через убедительность ее аргументов. Главным делом его жизни была наука, и он служил ей даже вопреки обстоятельствам.
И Кеплер, и Галилей заложили научные основы механической картины мира, а довершил ее создание великий английский ученый Исаак Ньютон (1643-1727 гг.). Он был физиком, математиком, астрономом и философом. Ньютон по праву считается создателем классической механики; он вывел ее законы и обобщил их в законе всемирного тяготения. Механика Ньютона описывала движение макротел, таким образом, они оказались в центре картины мира.
В первом законе Ньютона сила выступает в качестве причины ускорения; процессы изменения в мире сводятся к ускорениям, а ускорение вызывается воздействием одного тела на другое. Второй закон гласит, что под влиянием силы, действующее на тело в данный момент и в данной точке, скорость меняется, и это мгновенное изменение скорости можно определить. Третий закон говорит, что действия тел друг на друга равны и противоположно направлены, т.е. указывает на взаимный характер воздействия тел друг на друга.
Ньютон вывел закон тяготения, ставший основой физики. Этот закон определяет силу тяготения, которая действует на данную массу в любой точке пространства, если задана масса и положение тела, служащего источником сил тяготения, т.е. притягивающего к себе другие тела. Ньютон показал, что гравитационные силы связывают все без исключения тела природы, они являются не специфическим, а общим взаимодействием. Закон тяготения определяет отношение материи к пространству и всех материальных тел друг к другу.
Система Ньютона оказывала влияние на стиль научного мышления и, более того, на характер мышления людей в целом. Ньютон провозгласил однозначность и единственность всех концепций, входящих в картину мира, а его математическое обобщение физических знаний прокладывало дорогу новому физическому представлению. Это касается понятия производной, дифференциала и интеграла - основы анализа бесконечно малых.
Механическая картина мира была первой в истории человечества научной картиной, свободной от мифических наслоений. Она давала человеку веру в силу его разума, чувства независимости от природы В области философии, этики, педагогики и в других областях гуманитарного знания она породила "эпоху разума" (И.Кант, философы эпохи Просвещения). Многие ее положения легли в основу технической науки, т.е. стали теоретическим фундаментом техники и технологии "эпохи машин" (ХVIII-ХIХ вв.), они остаются таковыми и в настоящее время.
Однако ее основные посылки и методы неоднократно необоснованно переносились на те области знания, которые не могли быть предметом механико-математических спекуляций (биология, электромагнетизм, химия, история, социология и т.д.). Этот подход получил название "механицизма". По мере развития новых областей науки и обретения иных подходов механицизм уступал место более адекватным моделям познания.
Открытия Коперника, Бруно, Галилея имели большое философское значение. Модель космической планетарной "демократии" (Земля наравне с другими планетами обращается вокруг единого для них центра - Солнца) ставила перед человеком проблему поиска новой точки опоры. Соотнося себя с космосом, человек чувствовал себя свободным, но отстраненным. Эту мысль хорошо выразил Б.Паскаль в своей знаменитой формуле: "Человек - это мыслящий тростник"; он подвержен всем превратностям судьбы, но при этом он знает об этом - в этом трагизм бытия. Позже человек стал искать недостающую точку опоры в самом себе, в своем разуме, и это стало смыслом философских исканий Нового времени и эпохи Просвещения (ХVII-ХVIII вв.).
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте основные идеи итальянского гуманизма (studia humanitatis).
2. Назовите принципы, которые были присущи искусству Италии эпохи Возрождения.
3. Какие высказывания Леонардо да Винчи о науке и познании актуальны до настоящего времени?
4. В чем проявляется радикальный характер философских взглядов Н.Кузанского и Дж.Бруно?
5. Каковы основные положения механической картины мира?
Эпоха Возрождения началась в ХIУ веке в Италии и в ХУ-ХУI веках повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика ср учености, попытка восстановления античной культуры, освобождение всех сфер КУЛЬТУРЫ ОТ формируюшего влияния религии — секуляризация.
Первым проявлением секуляризации было возникновение нового образа Бога и его отношение к природе — пантепэм. Идея пантеизма: традиционная религия напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог — ЭТО внутренний мировой порядок. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и мира, отрицающее их существование, как отдельных противостоящих друг другу сущностей. Существует два варианта пантеизма: мистический и натуралистический.
Суть мистического пантеизма состоит в том, что природа священна, не постижима для человеческого разума, к ней нужно относится как к Богу, она требует религиозного поклонения.
Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как внутреннего порядка, материи. Отношение к природе, как высшей и самодостаточной материи. Николай Кузацкий, Ж. Бруно — представители этого направления. Ж. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду. не вне и над... Природа есть Бог в вещах».
Пантеизм создает принципиально новую ситуацию для развития рационального познания:
1. Основным объектом изучения становится природа.
2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная наука о природе.
3. Природа впервые признается бесконечной. Паскаль: «Пусть человек рассматривает природу в целом: Земля - это всего лишь точка, а ее орбита — всего лишь черточка, по сравнению с орбитами других планет. А затем пусть человек сравнит себя со всем этим».
Вывод: формируется идеология безграничного исследования природы. В ХУII веке она соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного общественного строя. Это важность создания нового преобразования творчества, индивидуальный характер судьбы человека, ценность земной жизни и практического успеха.
В религии в этот период формируется протестантнэм. Его важная идея состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование способностей каждого человека, служа Богу, человек должен добиваться успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и полезным, в отличие от античности, где знание — это игра разума, чистая наука, не имеющая никакого отношения к практическому использованию.
Во взглядах Д.Бруно развивалось философское направление пантеизм
Антропоцентризм, как основная идея философии Возрождения в первую очередь ставила акцент на человека как центра мироздания. Кроме этого для философии эпохи Возрождения были характерны эстетическое понимание действительности, гуманизм, антисхоластика.