Тел. 483-15-33, 483-39-02) Колючий, Кирилл, Майк, Мотя, Краб
- Вообще мы танцуем впятером на Арбате у ресторана "Сан Марко". Приходим часиков в восемь, вытаскиваем оргалит, бросаем шапку и собираем публику. На Арбате танцуют давно - и до нас там люди танцевали: Дэн, Дельфин, Нуждин, Колючий. Очень много народу, которые сейчас это бросили, но в 80-ые подняли эту волну.
- А деньги на Арбате отнимают?
- Не буду говорить. Скажу, что отнимают, вообще прогонят. Скажешь, что не отнимают - отнимать начнут. Зачем нам проблемы? И так менты спрашивают "разрешение на танцы". Ты когда-нибудь слышала о таком?
- Бывают курьезы?
- На Арбате постоянно смешные истории. Иногда выходят люди из толпы и танцуют, сделают гусеницу на полу, две подсечки. У всех по-разному душа поет: кто-то отожмется раз 50. Девушки иногда выскакивают пьяные и показывают бесплатный стриптиз. Колготки с мотней - хит сезона - говорят о состоянии стриптизерш. Очень популярно, как стемнеет, люди расслабляются, необязательно напиваются, просто чувствуют себя раскованней. То восточные единоборства нам
показывают. Один раз солидный мужик с сотовым на одной руке постоял и перевернулся - оказался бывший гимнаст. Раз пришла Агузарова, давай плясать. Приходит постоянно мужичок, говорит, что хочет научиться. Куда приходить не спрашивает, важен сам процесс.
- И где в Москве можно научиться?
- У нас есть школа в ДК Ильича, такой запущенный танцзал советских времен. Занимается в среднем человек 50, наполовину мальчишек - наполовину девчонок. Многие приходят, думают, что это просто, мол, похожу месячишко и стану крутым би-боем. А на самом деле обламываются - это не идет, там ушибся, никогда сразу ничего не получается. Надо терпеливо тренироваться. Есть и те, кто научившись чему-нибудь, идут сами учить, организовывают свои команды. Нормально. Была еще в 92-94 году такая организация Starteenager, когда был популярен MC Hammer и все дела, тоже вроде школы танцев. New school, который Hammer популяризировал, как направление по большому счету так и не развилось. Там были только групповые танцы - типа фоновых подтанцовок. У нас ведь любят массово, чтобы строем, все дела. А настоящий брейкданс - он очень индивидуальный. Не обязательно танец в одиночку, но в нем должна быть хореография, а не просто заученные движения. Танец - это выражение человека. Брейкданс как таковой - это отдельно сформировавшийся уличный танец, его нельзя отнести ни к какой танцевальной школе. Считается, что есть стили: new school, vogue, techno. Но сам брейкданс все время развивается и сейчас он очень усложненный по сравнению с 80-ми, он не рассчитан на дискотеки. Хотя если зайти на любую рэйверскую вечеринку - многие танцуют верхний локинг или заимствуют какие-то элементы из электрик буги. Люди танцуют без фантазии, а если ты хочешь научиться танцевать, у тебя должно быть творческое мышление, желание выдумать новые элементы. А представь как у Джанет Джексон выйдут несколько человек и будут синхронно рубиться пять минут до конца - ну это не танцы.
- Значит, в Москве довольно много би-герлс?
- Сколько я видел женщин, реально танцующих нижний брейк - все равно это не так смотрится. Это все из-за физиологии. Когда забежки они делают - задница висит. У них центр тяжести просто не там где у мужчин. А верха наоборот выигрывают. Так что девчонки в основном на верхнем брейке, а ребята на нижнем. Новаторство в рамках того же верхнего стиля всегда приветствуется.
- Кого из российских би-боев вы считаете профессионалами?
- Хороший показатель - ребята из Jam Style Crew взяли третье место на Battle of the Year в Германии. Хотя братья Мерзликины танцевали в группе Flying Steps и именно в составе этой группы они и победили.
- Какие фильмы о хип-хопе вы считаете культовыми?
- Культовые фильмы только старые. Beat Street 84-го года, Breakdance 1 и 2, выпущены в том же году, Wild Style 82-го года. Сейчас новых нет. Только видеоклипы сейчас популярны, во многих используется брейкданс. Элементы хип-хоп культуры во многих фильмах есть - тот же самый фильм "Ненависть", особенно там где черные районы - сразу показывают граффити. По большому счету Beat Street и Breakdance сняты на уровне индийских мелодрам. А есть культовый документальный фильм "Хип-хоп и его история", снятый в середине 80-х, когда был сильный подъем хип-хоп культуры в Америке. Затем был пик в 92-93 году, когда пошел подъем именно рэп культуры, которая стала существовать как бы отдельно от хип-хоп культуры. То есть в хип-хопе было искусство МС, которое позже превратилось в рэп. В одном из фильмов Everybody dance о разных направлениях танца Crazy Legs из Rock Steady Crew рассказывает, откуда что пошло. Какое-то движение, чтобы оно стало популярным, его нужно повторять постоянно - вот би-бои и делали одно движение постоянно и это переросло в
подтанцовку. И ттуда и vogue появился, и потом Мадонна. И теперь вся наша эстрада пользуется подтанцовками.
- Существует ли противостояние old school и new school? Почему существует такая неприязнь между всеми командами?
- Тут дело не в old school и new school, дело в людях. Это все война амбиций, никакой войны стилей нет. В брейкдансе это вообще бессмысленно. Бывают "батлы", обычно бьются командами, никто не выскакивает на поле боя с бейсбольными битами, при помощи танцев выясняют, кто лучше. Бывают и официальные соревнования, Экстрим в прошлом году, например. Это было устроено роллерами, судейство еще то было: людям просто сказали, кто какое занял место, а они никогда не танцевали в этих стилях и даже не выходили на сцену. Если в этом году нас пригласят, конечно, будем участвовать. А так, что
стремиться из грязи в князи. Нам и в грязи неплохо. Сидим в своем болоте, порой вылезаем на вечеринки, себя показать, на других посмотреть. Но нет уважения между московскими танцорами по отношению друг к другу.
- А сами кого уважаете в Москве?
- Многих бывших танцоров, которые сейчас отошли от этого: Нуждин, Михайлов, Борис Бахматов. Из танцующих на сегодняшний день - Топор из Da Boogie Crew. Остальные я не знаю как танцуют. Многие сидят по домам, может быть гораздо круче тех, кто себя активно промоутирует, и не бывают ни на каких акциях. Порой и сам узнаешь о событии из десятых рук и после того, как оно прошло. Нет никакой информации. Подростки просто смотрят то, что крутится на ТВ, просто не имея больше никакой информации и по клипам учатся танцевать. В основном в школе идет общение между нашими учениками и они нам приносят новости. Если они это не бросят, это не загниет. Все это может развиваться только благодаря им. Хотя в свое время поэтому и заглохло движение брейкданса в России - никто не двигал хип-хоп культуру, очень мало освещалось в СМИ. Тебя не запрещали, но в тоже время не разрешали.
- А Влад Валов двигает хип-хоп культуру?
- Валов пытается поднять все это дело, но нужно не только в направлении рэпа копать. Надо делать это всеобъемлюще, надо двигать это с разных сторон. Многие фестивали раньше люди проводили в убыток себе, потом становилось легче, а потом появляется прибыль. В прибыль же себе когда делаешь, то в тоже время получается в убыток по отношению к тебе. Сейчас брейкданс хип-хоп культура пытается поставить на бизнес. Просто на хип-хопе можно делать деньги и люди
начинают делать деньги. Не хотят ничего вкладывать, ничего проводить, просто хотят получать деньги. Хотите фестиваль - а сколько мы с этого получим? Бога ради, какие доходы, двигать надо хип-хоп культуру. И вторую волну хип-хопа в России можно точно также загасить, как и первую. Здесь никто не хочет ничего развивать - все хотят деньги, деньги, деньги. Влад он двигает это дело, но надо шире охватывать, тогда будет больше движения.