Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
1. Понятие социального прогнозирования. Типы прогнозов.
2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
3. Перспективы социального развития.
Темы докладов и рефератов.
· 18.1. Социальное прогнозирование – необходимое условие
Целесообразной деятельности людей.
· 18.2. Методы и формы социального прогнозирования.
· 18.3. Футурология: ее направления и особенности.
· 18.4. Предвидение, пророчество и прогнозирование: общее и отличительные особенности.
- 18.5. Объективные законы и прогнозирование.
- 18.6. Социальное прогнозирование и его научные критерии в
деятельности экономиста (бизнесмена, инженера, менеджера
турбизнеса и др.).
· 18.7. Положительные и отрицательные последствия глобальных процессов.
· 18.8. Глобальная экономика и ее особенности.
· 18.9. Глобалистика и будущее Украины.
· 18.10. Соотношение глобальных и национальных проблем.
· 18.1. Роль экономистов(бизнесменов, инженеров, менеджеров
турбизнеса и др. ) в решении современных глобальных проблем.
Литература:
Введение в философию.– К., 2008. – Тема 17, с. 1370-141.
Основи філософії. – Д., 2009. – Тема 17, с. 170-178.
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия.–М., 2009. Раздел 17, с. 448-473.
Петрушенко В.Л. Філософія. – Львів, 2009. – Тема 20, с. 487-493.
Причепій Є.М., Черній А.М., Чекаль Л.А. Філософія. – К., 2008, с. 368-391.
Философия. – М., 2008. – гл. 22, 34.
Філософія. – К., 2009. – Тема 20, с. 634-648.
Новая философская энциклопедия.–М., 2000-2001. – Ст.: «Футурология», «Глобализм», «Глобалистика».
Філософія: Хрестоматія (від витоків до сьогодення) – К., 2009 – Розділ 18.
Раздел ІV.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Философия 10 часов
(заочная форма обучения)
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. Философия, ее предмет и роль в обществе* .
1. Мировоззрение и его структура.
2. Предмет философии, ее основные функции и роль в обществе.
3. Категория бытия. Основные формы бытия.
4. Формирование философского понятия “материя”.
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. Сознание и познание.
1. Философское понимание сознания.
2. Общественное сознание и его структура.
3. Познание и его формы.
4. Проблема истины в философии и науке.
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. Научное Познание. Диалектика.
1. Специфика научного познания.
2. Формы и методы научного познания.
3. Диалектика, ее альтернативы и основные законы.
4. Основные категории диалектики как метода познания.
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Природа, общество, личность.
1. Природа и общество, их взаимосвязь.
2. Общество как развивающаяся система.
3. Политическая система общества.
4. Личность и общество.
ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы
Современности.
1. Общество и культура. Культура и цивилизация.
2. Понятие социального прогнозирования. Типы прогнозов.
3. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
4. Перспективы социального развития.
_____________________
Примечание* 1). Курс философии на заочном отделении имеет определенную специфику по сравнению с дневным отделением: на заочном отделении почти отсутствует практика написания докладов и рефератов, а пишется контрольная работа.
2).Литературу к темам занятий смотрите: в планах семинаров для студентов дневного отделения.
___________________
_____________
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРЕ:
Познавательный процесс постоянно сопровождает оценочный момент. Для студента, который добросовестно готовился к семинару, немаловажное значение имеет то, как оценит преподаватель его усердие.
При оценке ответа студента учитывается следующее:
1. Философские выступления предполагают, прежде всего, раскрытие проблем с определенной позиции (личной мировоззренческой, социальной, теоретической), причем это раскрытие должно быть последовательным, всесторонне обоснованным. При этом следует показать, что отвергаемые позиции вполне заслуживают этого.
2. Философские выступления должны опираться на определенный метод развертывания и обоснования самого ответа, иметь строгую логичность и последовательность.
3. Выступление должно раскрыть явления в конкретно-исторической форме. Это значит, что студент должен уметь показать предмет анализа не только в его связи со временем и местом, но и показать, что сущность данного явления имеет форму, закономерно вытекающую из всего предшествующего хода развития истории, что это явление имеет все основания для объективного функционирования.
4. Выступление должно быть концептуальным, с определенной точкой зрения, достаточно обоснованной и имеющей право на признание. Следует помнить, что строгая последовательность мысли возможна лишь на основе последовательного проведения научных философских принципов.
Только соблюдая эти общие положения, студент вправе рассчитывать на успешные показатели в учебном процессе.
_________________
СТУДЕНЧЕСКИЕ ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
(методические указания)
В процессе изучения курса философии студенты подготавливают доклады или рефераты по определенной теме. Темы докладов и рефератов для каждого семинарского занятия содержатся в «Планах семинарских занятий по философии» (для лучшей ориентации студентов они пронумерованы).
а. Основные требования к докладам:
Доклад должен отражать сущность рассматриваемой темы. Заслушивается он на семинарском занятии. Длительность доклада должна быть в пределах 7 - 10 минут.
Студент должен быть готовым к ответу на вопросы по теме доклада. Доклад оформляется в виде письменной работы (около 6 - 9 страниц рукописного текста)
Доклад содержит титульный лист, где вверху указывается название министерства, института и кафедры. Посередине большими буквами указывается тема доклада. Ниже с правой стороны – кто выполнил работу. Ниже – кто принял. Внизу указывается город и год написания доклада.
В конце доклада обязательно дается список литературы (3-5 источников) с выходными данными, принятыми в книгах и научных сборниках.
На каждый доклад устно или письменно силами студентов группы делается рецензия, длительностью не более 3-5 минут. В рецензии отражается актуальность темы доклада, указывается его достоинства и недостатки, а затем дается общая оценка в баллах («хорошо», «отлично» и пр. по национальной шкале оценивания).
Образец титульного листа:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО Кафедра философских наук Доклад на тему: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ» Выполнил: Петров А.И., гр. МО-05Б Принял: к.филос.н., доц. Серегин В.Г. Донецк – 2010 |
б. Требования к рефератам:
Для более глубокого анализа той или иной темы некоторые студенты (по согласованию с преподавателем) готовят рефераты.
Студенческий реферат - это простейший вид самостоятельной научно-исследовательской работы. Он включает в себя следующие основные этапы: а) выбор темы; б) сбор и изучение материала; в) составление плана; г) обработка материала и написание реферата; д) оформление реферата.
Выбор темы. Правильно выбранная и точно оформленная тема реферата нацеливает студента на конкретное исследование. Для облегчения этой задачи в планах семинарских занятий к каждой теме прилагается примерная тематика рефератов. Студент может выбрать тему и не указанную в тематике. Необходимо только, чтобы она соответствовала учебной программе курса и была согласована с преподавателем.
Составление плана. После предварительного знакомства с литературой составляют план реферата. Обычно он включает в себя три основные структурные части: 1) введение (2-3 машинописных страницы), в котором обосновывается значение (актуальность) данной темы для теории и практики, указывается, что сделано для исследования данной темы другими авторами (т.е. осуществляется анализ современной литературы по теме исследования) и определяется, какой аспект темы будет рассматриваться в реферате; 2) основная часть (15-20 страниц), в ней излагаются материалы исследования. Обычно она включает 3-4 основных вопроса или раздела; 3) заключение (1-2 страницы), в котором подводятся итоги исследования.
Сбор и изучение материала. После того, как тема реферата избрана, следует приступить к работе над составлением списка литературы, которую необходимо проработать. С этой целью на первоначальном этапе работы можно воспользоваться списком литературы, рекомендованной к той или иной теме курса. А затем обратиться к систематическому каталогу библиотеки университета или городской библиотеки им. Н.К. Крупской.
Сбор материала это не только подготовительный, но и аналитический, исследовательский этап работы над рефератом. В ходе изучения материала по теме необходимо с критической точки зрения оценить его и отобрать только то, что имеет основополагающее значение.
С этой целью при изучении литературы следует делать выписки определений, даваемых автором (авторами) изучаемой работы, отмечать новые факты важные в том или ином отношении, цифры и т.п. Если при чтении и конспектировании литературы возникают собственные замечания, суждения, то необходимо их записать. Иначе нужная мысль может бесследно исчезнуть.
Обработка материала и написание реферата.
Тщательный, углубленный анализ собранного материала, его обработка и вместе с тем написание реферата является ответственным моментом в работе над темой.
При этом следует помнить, что при оценке реферата учитывается следующее:
· знаком ли студент с основными работами современных авторов по теме исследования, т.е. удалось ли собрать необходимый научный материал
сумел ли студент аргументировано, логически стройно изложить
· данные проведенного исследования
· имеется ли связь с профилем вуза, с практикой, социальной и социально-экономической жизни
· является реферат самостоятельной работой, нет ли плагиата или компиляции (Плагиат - от латинского - похищать, выдавать чужую работу за свою. Компиляция - от латинского - грабить, использовать данные из чужих исследований без указания источника).
При оценке реферата обращается внимание также на правильность оформления научного аппарата: имеющиеся в реферате цитаты необходимо взять в кавычки. В конце страницы в реферате следует сделать сноску и указать: автора, название работы, место, год издания и страницу, на которой помещена цитата. Если цитата пересказывается, то перед началом библиографической ссылки следует указать: "см" (смотрите).
Оформление реферата. В подготовленном реферате на первой странице должен быть указан план. В конце работы необходимо поместить список использованной литературы. В списке литературы авторы даются в алфавитном порядке: при этом указывается автор, название работы, место и год издания.
В том случае, если работа помещена в сборнике, то после названия работы должно следовать указание: «В сб.» И далее в кавычках название сборника, место и год издания. Титульный лист реферата выполняется аналогично титульному листу доклада. Однако вместо слова «Доклад» пишется «Реферат», а вместо «Принял» - «Научный руководитель».
Текст реферата печатается через один интервал на компьютере.
_________________
___________
Рекомендуемая литература.
I. Учебники, учебные пособия и справочная литература по философии:
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2009.
2.Введение в философию / Под ред. Л.н. Никитина. – К.: Центр учебной литературы, 2008.
3.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М.: Эксмо, 2009.
4.Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2005.
5.Інтелект. Особистість. Цивілізація. Віп. 6. / Ред. О.О. Шубін. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2008.
6.Історія української філософії. – К.: Академвидав, 2008.
7.История философии / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/д: Феникс, 2008.
8.История философии / Под ред. Васильева В.В. – М.: Академ. Проект, 2008.
9.Канке В.А. Философия для технических специальностей. – М.: Изд-во «Омега – Л», 2008.
10.КарминА.С. Берницкий Г.Г. Философия. – СПб.: Питер, 2009.
11.Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. –Ростов н/д., 2006.
12.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М.: ИНФРА, 2009.
13.Нариси з історії філософії середніх віків. – Л.: Львів. Нац. Ун-т ім.. І. Франка, 2008.
14.Новая философская энциклопедия. В. 4-х т. – М.: Мисль, 2000-2001.
15.Новейший философский словарь. Постмодернизм. – Мн.: Современный литератор, 2007.
16.Никитин Л.Н. Природа и общество. – Донецьк; ДонНУЕТ, 2009.
17.Основи філософії / За ред. Л.М. Нікітіна – Д.: ДонНУЕТ, 2009.
18.Петрусенко В.Л. Філософія. – Львів: „Магнолія 2006”, 2009.
19.Причепий Є.М., Черній А.М., Чекаль Л.А. Філософія. – К.: Академвидав, 2008.
20.Социальная философия. Словарь. – м., 2003.
21.Философия / Под. Ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2009.
22.Философия / Под. Ред. А.Ф. Зотова и др. – м.: Академ. Проект, 2009.
23.Философия / Под. Ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008.
24.Філософія / За. Ред. О.П. Сидоренка. – К.: Знання, 2009.
25.Філософія: Хрестоматія (від витоков до сьогодення. – К.: Знання, 2009.
26. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2009.
II. Религиоведение:
1.Васильев Л.С. История религии. – М.: КДУ, 2008.
2.Введение в общее религиоведение / Под. Ред. Яблокова И.Н. – М.: Кн. Дом – Университет, 2008.
3.Гудратов О.Г. , Гудратов Н.О. Мировые религии: Ислам. – СПб.: Диля, 2008.
4.Данильян О.Г., Татаренко В.М. Религиеведение. – М.: Эксмо, 2007.
5.Далай – лама XIV. Доброта, ясность и постижение сути. / Пер. с англ. – М.: Открытый мир, 2007. (Цикл лекций о буддизме).
6.История религий. В 2-х т. / Под. Общ. Ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2007.
7.Кислюк К.В., Кучер О.М. Релігієзнавство. – К.: Народ. Укр.. академія, 2009.
8.Любський В.І., Любська М.В. Історія релігій. – К.: Центр учбової літератури, 2009.
9.Религиоведение / Под. Ред. А.Ю. Григоренко. –СПб.: Питер, 2008.
10.Религия и глобализация на просторах Евразии. – М.: РОССПЭН, 2009.
Дополнительная литература:
1.Баландин Р.К. 100 великих богов. – М.: Вече, 2004.
2.Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета, 1991 (или любое иное издание).
3.Коран. Перевод смыслов и комментарии Валерии Прохоровой, 1997 (или другие переводы).
4.Мюллер М., Вундт В. От слова к вере. Миф и религия. – М.: Эксмо; СПб, 2002.
5.Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религии. – М.: Вече, 2008.
6.Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам. – СПб.: Питер, 2008.
7.Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ЗАО НПП «Ермак» 2003.
III. Логика:
1.Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М.: НД «Форум» : ИНФРА – М, 2009.
2.Гетманова А.Д. Логика. – М.: Омега, 2005.
3.Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2007.
4.Ивин А.А. Логика. – М.: «Изд-во Оникс», 2008.
5.Кириллов В.И., Старчеко А.А. Логика. – М.: Проспект, 2009.
6.Конверський А.Є. Логіка. – К.: Центр навч. літер., 2008.
7.Мареев С.Н. Логика.- М.: Экзамен, 2009.
8.Попов Ю.П. Логика. – М.: Кнорус, 2009.
9.Хоменко І.В. Логіка. – К.: Центр учбової літер., 2007.
10.История логики. – Мн.: Новое знание, 2001.
11.Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения. – Мн.: «Тетра Системс», 2000.
12.Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник. – М.: Владос, 1998.
13.Кириллов В.И., Орлов Г.А.,Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М.: «Алтея 2000», 2000.
14.Хоменко І.В. Логіка: Практикум. – К.: Юринком Інтер, 2002.
Справочная литература:
1.Горский Д.П. т др. Краткий словарь по Логике. – м.: Просвещение, 1991.
2.Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. – М.: ВЛАДОС, 1997.
3.Кондаков Н.И. Логический словарь – справочник. – М.:Наука, 1975.
4.Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М.: Мысль, 2000-2001.
5.Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2009.
_____________