Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания

КХЕЧАРИ МУДРА

(поза пребывания в высшем состоянии сознания)

Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания - student2.ru

(32) Кхечари мудра заключается в повороте языка назад в полость черепа и повороте глаз внутрь по направлению к межбровному цент-ру.

Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания - student2.ru

(33) Язык следует тренировать и доить, а его нижняя часть должна быть несколько подрезана. Воистину, кхечари достигает совершенства, когда язык касается межбровного центра.

Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания - student2.ru

(34) Чистым тонким лезвием осторожно перерезай мембрану под языком. Перерезай каждый раз на ширину тонкого волоса.

Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания - student2.ru

(35) Втирай смесь порошкообразной каменной соли и тумерика. После семи дней снова надрежь на ширину волоса.

Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания - student2.ru

(36) Следует выполнять это регулярно в течение шести месяцев, тогда мембрана у основания языка будет полностью перерезана.

Кхечари мудра известна также как набхо мудра, а Свами Шивананда называет эту практику ламбхика-йогой. Существуют две формы кхечари мудры. Та, которая описана здесь, включает в себя постепенное подрезание уздечки языка и его удлинение и является формой этой практики из хатха-йоги; ее может практиковать лишь тот, кто уже очистил свое тело и пользуется указаниями гуру.

Этой мудре обучают еще в раннем возрасте — с двенадцати до шестнадцати лет, когда тело все еще развивается. Сначала язык следует массировать, и это выполняется путем захвата его с помощью куска материи и легкого вытягивания его вперед и потягивания из стороны в сторону. Затем очень постепенно уздечка языка подрезается острым и стерилизованным лезвием. При этом появляется немного крови, но никакой боли нет. После этого ранка протирается порошком тумерика и/или порошком каменной соли — чтобы не занести инфекцию и чтобы заживление было более быстрым.

Процесс «доения», то есть потирания и вытягивания, выполняется каждый день; подрезание выполняется через день или каждые несколько дней. Когда язык становится удлиненным, невозможно ввести его самостоятельно в носовую полость — для этого должны быть использованы пальцы или тонкий крючкообразный инструмент. Для того чтобы язык мог достичь «межбровного центра», потребуется много лет практики.

Форма кхечари мудры из раджа-йоги является намного более простой и может выполняться каждым. Она выполняется путем загибания языка назад таким образом, чтобы его нижняя поверхность прикасалась к верхнему заднему участку мягкого неба, а кончик языка входил, если возможно, в носовое отверстие в задней части горла. Эта позиция должна удерживаться настолько долго, насколько это остается комфортным. Поначалу будет необходимо каждое мгновение высвобождать язык, расслаблять его, а потом снова возобновлять мудру. Эта форма кхечари обычно практикуется совместно с другими практиками, такими как джапа, медитация и удджайи пранаяма, и используется в большинстве техник крийя-йоги.


Наши рекомендации