Вопросно-ответный (студенты отвечают на поставленные
вопросы)
Развернутая беседа позволяет преподавателю вовлечь в обсуждение поставленных вопросов всю группу или, во всяком случае, ее значительную часть.
При проведении семинара в такой форме к нему готовятся в одинаковой степени все студенты группы, выступают они как по собственной инициативе, так и по вызову педагога.
Семинары с заслушиванием студенческих докладов
Семинары в такой форме могут проходить интересно, но для этого их нужно тщательно подготавливать.
Практикуется и такая интересная форма проведения семинаров, как диспут.. Диспут – не просто изложение своих мыслей, своих знаний, а, как известно – это спор по каким-то теоретическим вопросам.
Контрольная письменная работа на семинаре. Это также один из видов семинарского занятия по философии. Его преимущество состоит в том, что он позволяет опрашивать сразу всю группу и осуществлять контроль самостоятельной работой студентов. Контрольная работа чаще всего проводится по теме семинарского занятия.
Методика подготовки к семинарским занятия
При подготовке к семинарским занятиям, независимо от темы и вида семинара, рекомендуем вам придерживаться следующего алгоритма, который существенно облегчит самостоятельную работу при подборе материала.
1. Определение темы и плана семинарского занятия
Тема и план предстоящего семинарского занятия сообщаются преподавателем на занятии, а затем на текущем семинаре.
Но также тематику семинара и его примерное содержание можно узнать из учебной программы дисциплины и методических указаний по подготовке к семинарским занятиям. Методические указания, помимо плана, содержат перечень рекомендуемой литературы к каждому семинару.
2. Подбор материала по вопросам семинарского занятия
Для эффективной работы по раскрытию вопросов семинарского занятия внимательно студент прочесть текст лекции по заданной теме. Прочитав лекцию, вы будете лучше ориентироваться в выборе необходимого вам материалаДля раскрытия вопросов семинарского занятия используйте в первую очередь ту литературу, которую рекомендовал преподаватель или которая дана в методических указаниях. Также необходимо использовать словари, энциклопедическую литературу и материал хрестоматий.
3. Работа с подобранным к семинарскому занятию материалом
Основными видами такой работы являются конспектирование, цитирование, реферирование. Рассмотрим более подробно конспектирование и цитирование. Написанию и оформлению реферата посвящен отдельный раздел данных методических указаний.
Конспектирование
Конспект – это краткая запись или краткое изложение содержания чего-либо. При конспектировании материала учебного пособия, учебника необходимо придерживаться следующих правил. Конспект – это краткое, но не обрывочное содержание материала, поэтому все части конспекта должны быть логически взаимосвязаны, а основные понятия, наиболее важные моменты выделены. Для составления конспекта параграфа или раздела учебной литературы вам необходимо сначала бегло просмотреть весь текст, чтобы выяснить наличие в нем интересующего вас материала, затем внимательно прочитать, аккуратно выделяя карандашом наиболее важные его части, и только после этого приступать к конспектированию.
При записи конспекта желательно каждую новую мысль начинать с новой строки, оставляя между мини-абзацами небольшой отступ.
В «сплошном» тексте вам будет сложно быстро сориентироваться.
Все специализированные философские термины необходимо расшифровывать (в скобках в тексте или на полях тетради), используя для этого философский словарь.
Конспект – это письменная форма изложения материала, но не готовый текст вашего устного выступления (!). Оно строится на материале вашего конспекта, но не является его простым прочтением вслух. Очень часто студенты не умеют выстраивать устное выступление, заменяя его чтением всего конспекта, а иногда и непроработанного материала откопированного из учебника или распечатанного из ресурсов Интернет.
Последнее выглядит весьма плачевно и как ответ на вопрос семинарского занятия не зачитывается.
Для того чтобы выстроить устное выступление на семинаре, вам необходимо продумать его план (как начнете выступление, о чем расскажете в первую очередь, на чем из законспектированного вами остановитесь подробнее, какие цитаты зачитаете, чем закончите свое выступление) и раскрыть все пункты этого плана в виде небольших тезисов (можно отметить их в конспекте, но в этом случае от волнения вы можете забыть, что именно собирались рассказывать из написанного материала). Устный ответ на основе конспекта получается кратким, хорошо воспринимается на слух и вызывает интерес.