Немецкая классическая философия. В немецкой философии конца 18 в., заслуженно именуемой классической, нашли свое продолжение прогрессивные идеи нового времени
В немецкой философии конца 18 в., заслуженно именуемой классической, нашли свое продолжение прогрессивные идеи нового времени. Главное ее завоевание - разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, отстававшей от буржуазии передовых стран. Наиболее весомый вклад в развитие философской мысли внесли Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.
1. Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической философии - Иммануил Кант (1724-1804) происходил из семьи ремесленника. Хорошие способности позволили ему глубоко изучить философию, логику, теологию, математику и естествознание. В Кенигсберге учился, преподавал, был профессором -ректором Университета. Философское развитие Канта обычно делят на два периода - до начала 70-х годов - «докритический», с начала 70-х -«критический» (в это время написаны основные труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»; соответственно 1 - о теории познания, 2 - этическое учение, 3 -эстетика).
В «докритический» период Кант занимается вопросами естествознания, проводит идею о развитии в природе. Во «Всеобщей естественной истории теории неба» выдвигает гениальную идею о происхождении Солнечной системы из первоначальной туманности, о множественности миров, о замедлении вращения Земли. Несмотря на материалистические заявления, усматривает конечную первопричину мира в Боге. В этот же период говорит о границах познания. Мотивы агностицизма, принципиальной непознаваемости мира стали ведущими в «критический» период и получили название «Кантианство». Гносеологическая конструкция «Критического разума» включает в себя три этапа: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, по Канту, «вещи в себе», существующие объективно. Однако в толковании «вещи в себе» присутствуют и идеалистические моменты. Ощущения - не образы, а символы вещей. К агностицизму Д.Юма Кант добавляет учение о знании, имеющее сложный состав и складывающееся из двух частей:
1) «материя» знания - поток ощущений, даваемых a posteriori, т.е. путем опыта;
2) вторая часть - форма - дается до опыта a priori и должна целиком готовой находиться в душе. Понятие априоризма - по Канту, - основа возможности достижения необходимого и достоверного знания.
Априорными наглядными представлениями выступают пространство и время, являющиеся формами именно чувственности, а не рассудка. Считал,
что существует одно единственное время и пространство, являющиеся особым свойством субъекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что априоризм лишь одна из разновидностей субъективизма, что и показали дальнейшие научные открытия (Н.И.Лобачевский, теория относительности), доказывающие множественность форм пространства и времени.
По Канту знание возникает из двух условий: чувственности и рассудка. В «Критике чистого разума» выводит 12 категорий, являющихся априорными принципами мышления. Это - единство, множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, принадлежность, причинность, общение, возможность, существование, необходимость.
Учение Канта о категориях носит искусственный характер и создает трудности для автора. Много внимания уделил антимониям, являющимся противоречиями, которые свидетельствуют о бессилии разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта.
Поскольку теоретический («чистый») разум не способен постичь мир вещей в себе, то человеку остается лишь уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности. В основе любых нравственных оценок лежит категорический императив, который формулируется так: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего законодательства. Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив «практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, также как и в лице каждого другого, непременно употреблялось как цель и никогда как средство.
Кант, являясь одной из ключевых фигур мировой философии, имел большое число и сторонников, и критиков учения.
2. Георг Гегель (1770-1831) свою жизнь посвятил научной и педагогической деятельности. Творчество Гегеля - вершина классической немецкой философии, продолжавшее диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга. Первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике.
Философия Гегеля - максимально рационализированный и логикированный объективный идеализм. В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Метод Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира.
Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности.
Многие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Философская система Гегеля делится на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия.
1. Логика представляет собой закономерное движение понятий
(категорий), выражающих содержание «абсолютной идеи», этапы ее
саморазвития через логику. «Абсолютная идея» раскрывается в ее всеобщем
содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных - бытия,
небытия, наличного бытия, качества, количества, и кончая конкретными,
многообразно определяемыми понятиями - химизма, биологизма, познания и
т.д. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии
непрерывного самопроизвольного движения, чистые мысли.
2. Следующий этап саморазвития - природа - наиболее слабая часть
его системы, поскольку Гегель плохо знал естествознание. Низко оценивает
природу, считая ее необходимой в процессе развития «абсолютной идеи», но
все вспомогательным средством. Создавая природу или, точнее, превращаясь
в природу, «абсолютная идея» опредмечивает себя и, тем самым,
отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных
чувственных, телесных единичностей.
По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. Стадии развития духа: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Заслуга Гегеля, по сравнению с предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: 1) закон перехода количественных изменений в качественные, 2)закон взаимопроникновения противоположностей и 3) закон отрицания отрицания.
1) Описывает механизм саморазвития. Категории: качество, свойства предмета, количество, мера, границы меры, скачок.
2) Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Категории: тождество, различие, противоположности, противоречия.
3) Третий закон диалектики по Гегелю - общий результат и направленность процесса развития.
Диалектическая природа в том, что отрицание есть единство трех моментов: 1)преодоление старого, 2)преемственность в развитии, 3Утверждение нового (пример: зерно, стебель, колос).
3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Первым подверг развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций Л.Фейербах (1804-1872). Вначале был в леворадикальной группе сторонников Гегеля, «младогегелоянцы». Однако в 1839 г. в работе «К критике философии Гегеля» прослеживается переход на позиции материализма и атеизма. Самое крупное философское произведение
(1841) «Сущность христианства» дает развернутую критику христианской теологии, обосновывает материалистическое мировоззрение. Находит глубокое родство гегелевской философии с теологией, которое возникает в результате отчуждения, объектирования, т.е. абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Боги, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Фейербах стремится возродить у человека чувства самоутверждения и достоинства на основе материалистического мировоззрения.
Отказывается использовать понятие «материя» и «материализм», так как в общественном сознании сложилось отрицательное к ним отношение. Предпочитает использовать понятие «природа». Более целесообразно называть его мировоззрение натуральным. Природа по Фейербаху существует вечно, независимо от Бога и любой философии.
Натурализм в системе Фейербаха носит антропологический характер. В центре философии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это не познающее мышление и не «абсолютный дух», а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств.
Важнейшей характеристикой субъекта в системе Фейербаха является
чувственность. Чувственность это синтетическая, обобщающая
характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли, «сердца». Субъект, по замыслам Фейербаха, - это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов.