Гелиоцентрическая система Николая Коперника
Геоцентрическая система мироздания Клавдия Птолемея, вполне соответствовала мировоззренческим установкам античной и средневековой науки. Однако, по мере развития техники астрономических наблюдений и, как следствие, повышения точности расчетов движения небесных светил, появлялось все больше оснований для сомнения в адекватности этой космологической модели. Николай Коперник, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого положения, Коперник обнаружил весьма простое объяснение всей кажущуюся сложность наблюдаемых движений планет.[37]
В 1503—1512 годах Коперник распространил среди друзей рукописный конспект своей теории («Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям»), в которой указаны семь постулатов (аксиом) новой астрономической теории.
1. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.
2. Центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты.
3. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира
4. Отношение, которое расстояние между Солнцем и Землей имеет к высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли к ее расстоянию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно будет даже неощутимым.
5. Все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не ей самой, но Земле. Именно Земля с ближайшими к ней стихиями вся вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными.
6. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений
7. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей"
Коперник привел ряд натурфилософских и метафизических соображений в пользу движения Земли:
«Так как именно небо все содержит и украшает и является общим вместилищем, то не сразу видно, почему мы должны приписывать движение скорее вмещающему, чем вмещаемому, содержащему, чем содержимому… Гораздо более удивительным было бы, если бы в двадцать четыре часа поворачивалась такая громада мира, а не наименьшая его часть, которой является Земля»[38].
Очевидно, что эти аргументы были вполне понятны сторонникам концепции Птолемея, поскольку и Птолемей полагал, что Землю можно считать точкой в сравнении с расстоянием до сферы неподвижных звезд, признавая, тем самым, «пределы мира» неизмеримо большими по сравнению с радиусом Земли. Допущение, произведенное Коперником, в логическом смысле «сильнее», чем птолемеево: если Птолемей считал возможным принять за точку Землю по сравнению с расстоянием от нее до сферы неподвижных звезд, то Коперник принимает за «точку» всю земную орбиту, в результате чего мир у него значительно расширяется по сравнению с вселенной Птолемея.
Главное сочинение Коперника, «De revolutionibus orbium coelestium» («Об обращении небесных сфер»). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году с предисловием немецкого теолога Озиандера, которому было поручено печатание книги Коперника. Издатель из осторожности снабдил её анонимным предисловием, в котором объявил новую модель условным математическим приёмом, придуманным для простоты вычислений.
Оценив по достоинству точность расчетов Коперника, астрономы XVI в. не приняли во внимание его главный тезис. Только в 1573 году у гелиоцентрической концепции появился еще один приверженец—англичанин Томас Диггс. В 1577 году на сторону Коперника склонился немецкий астроном Местлин (учитель Кеплера). В 1585 году с существенными оговорками за эту теорию высказался Дж. Бенедетти. Лишь после выхода в 1584году книги Джордано Бруно «La cena delie ceneri» («Пир на пепле»), гелиоцентрическая теория перестала быть чистым умозрительным открытием и стала основанием новой научной парадигмы.[39] Но после этого, Тихо Браге считал возможным компромисс между Птолемеем и Коперником в рамках общей гео-гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неподвижной Земли, а все планеты и кометы — вокруг Солнца. В трактате «De mundi aetheri recentioribus phaenomenis» («О недавних явлениях в небесном мире», 1588 г.) Тихо Браге излагал свою позицию по этому вопросу следующим образом:
«Я полагаю, что старое птолемеево расположение небесных сфер было недостаточно изящным, и что допущение такого большого количества эпициклов следует считать излишним. В то же время я полагаю, что недавнее нововведение великого Коперника… делает это, не нарушая математических принципов. Однако тело Земли велико, медлительно и непригодно для движения… Я без всяких сомнений придерживаюсь того мнения, что Земля, которую мы заселяем, занимает центр Вселенной, что соответствует общепринятым мнениям древних астрономов и натурфилософов, что засвидетельствовано выше Священным Писанием, и не кружится в годичном обращении, как желал Коперник».[40]
Рассматривая причины столь странной коллизии истории культуры, испанский философ Х. Ортега-и-Гассет писал:
«Почему открытие Коперника так и не смогло напрямую, само по себе, преобразить мир своего времени? И почему через пять поколений оно стало великой идеей, вызвавшей решительный сдвиг человеческого горизонта? Ответ ясен: в Средние века отдельные науки (и, следовательно, наука как таковая) считались второстепенным способом познания, служа, если можно так выразиться, духовной деятельностью второго сорта. Истина в рамках какой-то одной науки вовсе не признавалась окончательной и всеобщей. Достоверностью высшей пробы обладали лишь теология и философия. … Только после этой переоценки роли наук теория Коперника смогла породить все те грандиозные жизненные последствия, которыми была чревата».[41]