Тема 7 Системность живого и проблема развития органического мира
Принцип системности в исследовании живого. Полемика механистического и виталистического направления в биологии. Особенности живых систем: эволюционизм, раздражимость, наличие и использование информации, самоуправление и др.
Критерии выявления уровней организации живого. Упорядоченность биологического объекта: пространственный, функциональный, временной аспекты. Уровни организации живого: клетка и ее составляющие, организм и его свойства; вид, биогеоценоз.
Зарождение идеи развития живой природы в античной натурфилософии. Наивный трансформизм. Креационизм. Систематизация материала ботаники и зоологии. Первые таксономические классификации.
Эволюционное учение Ч. Дарвина и утверждение идеи развития в биологии. Движущие силы и факторы эволюции. Понятия «наследственность», «изменчивость», «естественный отбор». Экспериментальное изучение отдельных факторов эволюции. Генетика и эволюция. Синтетическая теория эволюции.
Проблема выделения системных единиц эволюции: организмоцентрический и популяционный подходы. Филогенез и онтогенез. Проблема управления эволюционным процессом.
Тема 8 Проблема происхождения и сущности идеальных процессов
Понятие и свойства кибернетических систем. Основные этапы процесса цефализации. Опережающее отражение действительности. Раздражимость, чувствительность, психика.
Свойства психического отражения действительности: целенаправленность, целостность, субъективность, предметность, Избирательность, переживаемость, регулятивность.
Сознание и его структура. Отличия сознания человека от психики животных.
Модуль 4 Человек и общество в зеркале современного научного знания
Тема 9 Человек как объект естественнонаучного и гуманитарного познания
Сооциоприродная основа человека. Подход ВОЗ к определению здоровья человека. Динамика патогенных факторов в истории человечества. Научно-технический прогресс и изменение картины патологий человека.
Медицина в контексте аксиологизации научного знания. Проблема взаимоотношений врача и пациента. Проблема долголетия. Здоровый образ жизни и его показатели.
Биоэтика как новая нормативно-ценностная дисциплина. Нравственные коллизии, сопровождающие протекание научно-технического прогресса и внедрение его достижений в сферах медицины, промышленности, сельского хозяйства.
Жизнь человека: подходы к определению данного феномена в биологии, медицине, психологии, философии, теологии. Понятие эвтаназии. Подходы к решению проблемы в сферах медицины, права, философии. Современные репродуктивные технологии: медицинские, правовые, экономические, нравственные проблемы их внедрения и использования.
Проблема клонирования. Возможность клонирования человека: «за» и «против».
Принципы универсального эволюционизма: путь к единой культуре.
РАЗДЕЛ 3 СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Направление | Сроки и форма обучения | Семестр | Количество часов | Форма промежуточного контроля | Форма завершающего контроля | |||
Всего | в т.ч. по формам обучения | |||||||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | ||||||
Направление 081100 ГиМУ, бакалавр | 4 года, очная форма обучения | - | зачет |
РАЗДЕЛ 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Название темы | Учебные недели | Лекции | Семи- нары | СРС | Всего |
Модуль 1 История естествознания | ||||||
1. | Научная картина мира и ее эволюция | |||||
2. | История естествознания | |||||
Модуль 2 Науки о неживой природе | ||||||
3. | Материя, движение, пространство-время в современном естествознании | |||||
4. | Вселенная как объект научного исследования | |||||
5. | Химическая картина мира | |||||
Модуль 3 Науки о живой природе | ||||||
6. | Специфика биологического объекта и проблема происхождения жизни | |||||
7. | Системность живого и проблема развития органического мира | |||||
8. | Проблема происхождения и сущности идеальных процессов | |||||
Модуль 4 Человек и общество в зеркале современного научного знания | ||||||
9. | Человек как объект естественнонаучного и гуманитарного познания | |||||
ИТОГО: |
РАЗДЕЛ 5 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ