Критика фил-ой классики и иррац-ия фил-ии в творчестве артура шопенгауэра, серена кьеркегора, фридриха ницше
Одним из первых принципы иррационализма в философии ХIХ в. разр Артур Шопенгауэр. В произведении "Мир как воля и представление" (1818) он попытался в филос пойти дальше представителей класс-ой фил Канта и Гегеля. Мир, согласно Шоп, как вещь в себе есть воля, а как вещь для нас представление.
Воля-абсолютное начало всякого бытия, созидающая космическая и биолог-я по своей природе сила. Чел явл рабом воли. Именно воля заст чел жить, каким бы бессмысленным не было его сущ-ие. Однако, даже интеллект чел-всего лишь инструмент Воли к жизни, с пом кот чел реализует собстве-е желания. Это трагическое для человека обстоятельство предлагает ему только один разумный выход – погасить в себе Волю к жизни. Данную истину, по мнению Шопенгауэра, впервые открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразив ее в учении о нирване. Шопенгауэр выд две разнов людей, сумевших вырваться из пут воли: святых в земной жизни и гениев в искусстве. Его иррационализм был тесно связан с пессимизмом и закля в том, что, согласно Шоп, у жизни не им никакой цели, она предст собой бездушное движение, а субстанциональным значением обл одна бессознательная, неразумная космическая воля. Именно воля как иррациональное начало явл, по Шопенгауэру, основой мира и жизни. Фридрих Ницше к данным идеям пришел под влиянием как фил Шоп. У Шопенгауэра он позаимствовал предст-ие о Воле как фундаментальной основе мира. Важнейшими произведениями Ницше явл: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Воля к власти». Основными понятиями иррационалистической философии Ницше были: «воля к власти», «нигилизм», «сверхчеловек», «вечное становление», «переоценка всех ценностей». Влияние Ницше в определенной степени прис-т во всех значимых фил-их концепциях и культурных течениях XX в. Однако в теч-е всей своей жизни философ не создает ни одной философской школы, так как иронически утверждает, что для его философии тесны рамки всякой школы. Поэтому Ницше принципиально отказался от систематического изложения своей философии и говорил о том, что всякое начинание начинается с критики. Воспитанный на почве западных традиций, Ницше заявляет свой критицизм как требование «переоценки всех ценностей», чем ставит под вопрос прежние ценности, идеалы и нормы всей западной культуры, которые выступ для него как ценности упадка. «Воля к власти» — центральное пон фили жизни Ницше. Воля к власти — «самая внутренняя сущность чел»; явл основной характеристикой всего, что тянется к жизни. Жизнь в фил Ницше не есть живая предпосылка, но и не рез; она есть становление. Именно единство «сохранения и возрастания» как усилие становления задает вектор жизненного потока и сост основную тягу, основную черту жизни.В несколько ином духе выстроил собственную альтернативу гегелевской рационалистической фил-и Кьеркегор, кот считают предтечей экзистенциализма в философии ХХ в. В ряде своих произведений («Страх и трепет», «Или, или») Кьеркегор критикует абстрактную гегелевскую философскую систему, кот сущ-ым образом ограничивает жизн-е проявления чел исключ-но сферой абстрактно-логич-го мышления, в то время как человеческое существо остается сотканным из мног-ых эмоций, порывов и страстей, с разумной точки зр зачастую вовсе необъяснимых. Исх из этого, по мысли Кьеркегора, главным предметом философских изысканий должно стать понятие чело-го сущ-ия, или экзистенции, объед-ее различные стороны жизни чел. Познание экзистенции также не должно превращаться в сухой опыт рациональных дедуктивных рассуждений, но должно включаться в духовный опыт самопознания и переживаться на уровне экзистенциальных состояний – страха, ужаса, смерти, страдания, мучительного выбора. Самопознание чел выступает элементом выбора экзистенциального сост его жизни, каковых по Кьеркегору насчитывается всего три: первая стадия экзистенциальной диалектики-чувственная, эстетическая. Вторая ст-этическая. Третья, высшая стадия экзистенциального разв. Все исходные стадииэкзистенциального выбора человека определяют многогранность человеческой природы и способность к самопреодолению, «скачку», выходу за собственные пределы и экстатическому восхождению к божественной трансценденции.