Тв-во бун в эмигрТемные аллеи

1937 - 1945 годы стали для Бунина очень тяжёлыми. Его угнетала война, жизнь в чужом городе (Грассе), а главное "одиночество».

Самую большую радость жизни в те годы составляла работа над книгой "Тёмные аллеи". Впервые сборник вышел в 1943 году в Нью-Йорке, тогда рассказов в нём было лишь одиннадцать, а в 1946 году в Париже увидела свет книга "единственная в своём роде в русской литературе" (Л.А. Потанина). Тридцать восемь новелл её дают великое разнообразие историй любви. Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. “Темные аллеи” — любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, как сама любовь.

Название “Темные аллеи” взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная повесть”. Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ “темных аллей” пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.

Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: “Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней”. Любовь — это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете. Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!

В “Темных аллеях” мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни. Часто такая катастрофа — смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день — для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.

Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора. "Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади", — утверждает И. А. Бунин.

"Любовь — высший судья в человеческих отношениях", — утверждает Бунин. О книге "Темные аллеи" автор написал в апреле 1947 г.: "Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни".

Главное впечатление от «Тёмных аллей»- непостижимой и чарующей магии любовной стихии – создаётся чувством родства авторского «Я» с героем, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, воссоздаваемой восприятием персонажа. Любовь в понимании автора оказывается приобщённой по–своему к вечному. Бунин в своих рассказах воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окружённую романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она – озарение, «солнечный удар», нередко приводящий к гибели. Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека - но это состояние не может длиться долго…Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться – и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто–то из любящих погибает.

Между тем, если вдуматься, сюжетно и композиционно бунинские рассказы на удивление однообразны. Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, восстанавливая в памяти все детали юношеской счастливой (несчастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась.

«Тёмные аллеи» представляют собой замечательное художественное богатство с точки зрения жанровых форм. Здесь есть рассказы драматические («Зойка и Валерия», «Натали»), рассказы – зарисовки, фрагменты («Смарагд», «Часовня»), рассказ – предание («Баллада»), притча («Молодость и старость») и т.д.

Наши критики чаще всего говорят, что в сборнике «Тёмные аллеи» - 38 рассказов, на самом деле их гораздо больше. Существуют разные точки зрения по поводу того, почему Бунин написал «Тёмные аллеи»: это и ностальгия по России, и воспоминания, навеянные любовными приключениями на Родине, и тоска по ушедшему, и многое другое. Но главное, видимо, в другом. Когда читаешь дневники и письма Бунина, становится очевидно, что он был сражён своей последней любовью, предан ею, но его не отпустила до конца дней. И именно эта боль любви чувствуется в «Тёмных аллеях».

5. Идейно- худож своеобразие рассказов Серафимовича н.90-900г.

Рассказы Серафимовича о революции 1905 года не только вызывали презрение и гнев к поработителям, они звучали как призыв к продолжению борьбы. Наряду с показом растущих сил революции Серафимович в своих произведениях художественными средствами обличает господствующие классы. Эта идейная линия, начавшаяся с революционного воззвания, написанного студентом Серафимовичем в 1887 году, последовательно проводится писателем вплоть до победы Октября.

Обличая мещанскую собственническую психологию, автор создает целую галерею ярких образов мещан и стяжателей. Тут торговец-мещанин («Ледоход»), плут и казнокрад подрядчик («Шторм»), кровосос-юрист в произведении с характерным названием «Паук», тупой и ограниченный толстосум («Кит Китыч»), и другие.

Мелкие торговцы, мужики в лаптях, авантюристы, поденщики, люди с темным прошлым, устремившиеся в поисках счастья в город, где «все покупается: любовь, дружба, знакомства, человеческие отношения»,— все эти люди некоторое время спустя уже «ходят во фраках, в цилиндрах, ездят на резинах, обучают детей в высших учебных заведениях»,— эти люди поклоняются только одному богу, признают одного повелителя — деньги. Показывая российскую буржуазию (в лице ростовских богачей) в различных фазах ее развития, автор в процессе анализа отмечает наряду с экономическим благополучием ее духовное убожество и признаки прогрессирующего вырождения.

Основная идея произведений этого цикла сводится к тому, что безжалостные волчьи законы капиталистического общества уродуют людей, развращают их сознание, превращают в ничто высшие ценности, завещанные человеку,— любовь, дружбу, семейные отношения, чистоту и молодость.

Наши рекомендации