Как развивалась марксистская философия в россии?
Несмотря на то, что первый перевод на русский язык «Капитала» Карла Маркса был сделан еще в 1872 году Германом Александровичем Лопатиным (1845 – 1918), можно считать, что марксистской философии, а также марксизма как организованного идейного и политического течения в России до Георгия Валентиновича Плеханова (1856 – 1918) не было. Порвав с народничеством, Плеханов в 1883 году с небольшим кругом единомышленников организует в Женеве марксистскую группу под названием «Освобожнение труда», целью которой является пропаганда идей научного социализма. Плеханов критикует идеи народничества. Этому посвящены работы: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». С 1903 году, после второго съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) происходит идейно-политический разрыв Плеханова с Лениным, которого последний считая себя его учеником. Плеханов в отличие от Ленина считал, что социализм невозможен без солидных экономических и социокультурных предпосылок. Поэтому Октябрьский переворот Плеханов не принял.
Материалистически трактуя историю, Плеханов убежден, что капитализм в России, как и в Европе, выполняет прогрессивную роль, выкорчевывая архаические (патриархальные и феодальные) порядки, прокладывая дорогу цивилизованным формам общественной жизни. Развитие капитализма соответствует интересам не только буржуазии, но и пролетариата. А революция, если и должна произойти, может быть только буржуазной.
В историко-философских взглядах Плеханов также был на стороне философов-материалистов (Д. Локка, П. Гольбаха, К. Гельвеция, К. Маркса, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского), делая исключения лишь в отношении Г. Гегеля ввиду его исключительных заслуг в разработке диалектики исторического процесса. Считая внешний мир первичным по отношению к духовному, Плеханов полагал, что главной задачей общественных преобразований является такое его переустройство, при котором человек бы чувствовал себя в нем достойно. Исследование творчества русских революционеров демократов легли в основу его работы «История русской общественной мысли» (1912 – 1916).
Становление и распространение марксистской философии в России связано также с жизнью и творчеством Владимира Ильича Ленина(1879 – 1924),который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. К основным философским трудам В.И. Ленина относятся: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Карл Маркс» (1914), «Философские тетради» (1914), «Империализм как высшая стадия развития капитализма» (1915), «Государство и революция» (1917) и «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Работы Ленина создавались в ту эпоху, когда возник кризис в естествознании, связанный с новыми открытиями в физике. В ответ на заявление физиков о том, что «материя исчезла», Ленин заявил, что исчезла не материя, я тот предел, до которого мы ранее не знали материю. Под материей Ленин понимал объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания, которое ее отображает. Познание, с точки зрения Ленина, есть исторический процесс, бесконечно приближающий к полному и правильному знания о мире, т.е. абсолютной истине, которая, однако, никогда не может быть достигнута. Знания, которыми мы располагаем на каждом этапе развития общества, есть частичное и неполное знание, т.е. относительная истина. Абсолютная же истина есть сумма относительных. Анализируя развитие капитализма, Ленин пришел к выводу, что наступила его последняя стадия – империализм. Империалистическая эпоха должно стать временем социалистических революций и переходом к новой общественно-экономической формации – коммунизму, первой стадией которой является социализм. Соглашаясь с К. Марксом относительно необходимости мировой революции, Ленин пришел к выводу, что социализм в силу разного экономического и политического развития стран должен победить сначала в нескольких или даже одной стране. Построение в России, хоть и не самой сильной в мире страны, возможно потому, что в ней, по мнению Ленина, существовал самый передовой общественный класс (пролетариат), возглавляемый самой передовой политической партией (коммунистической) и вооруженный самой передовой философской доктриной (марксизмом). В этом выводе Ленина усматривается характерная для всей русской философии идея об особой миссии или особой судьбе России. Данная философия была осуществлена на практике в результате победы Октябрьской революции 1917 года в России, безусловного политического лидерства Ленина и прихода к власти большевиков. Ленинский вариант неомарксизма стал господствующим в философии СССР вплоть до его краха в 1991 году.