Общество рассматривается может рассматриваться естественными науками и гуманитарными
Естественно-научное знание (ЕНЗ): общество рассматривается как объект, эволюционирующий, подчиняющийся определенным законам(их и должна изучить наука), т.е. ЕНЗ - «объясняющие» науки, устанавливающие причины явлений.
Социально-гуманитарные знания рассматривают общество как субъект со всей его многогранностью, контекстуальностью, учитывает ситуацию и историю. Эти науки названы «понимающими», так как понимание это раскрытие смысла.
В изучении общества первый путь, представляющий собой путь познания общественных событий, явлений выступает прерогативой социально-гуманитарных наук. Второй путь заключается в познании общественного бытия как такового и составляет предмет социальной метафизики, ориентированной на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни. Следовательно, социальная философия обращается к метафизическому осмыслению общества как к средству более глубокого и конкретного понимания общественной жизни.
1) Для социальной философии в отличии от других социально-гуманитарных наук характерно сосуществование различных, и зачастую несовместимых, парадигм, исследовательствких программ, теоретических моделей общества. (т.е. соц-фил концепции не истинны, не ложны – они разные).
2) Социальная философия стремится к гармонизации отношений между метафизическим (предполагает выход за пределы эмпирической конкретики и обращение к сущности происходящего в мире)и физическим(основан на регистрации, обобщении, описании и на этой основе познание процессов и явлений)знанием об обществе, представленном в фактическом материале, эмпирических сообщениях и социально-гуманитарных концепциях).
Для того, чтобы понять, что такое общество, было введена фундаментальная категория - «социальная реальность» ( это понятие служит наименьшей «клеточкой» , в которой отражается сущность общественной жизни). «Социальная реальность» определяет ракурс социально-философского познания во всем многообразии его сущностных проявлений.Кроме того «СР» является категорией социальной гносеологии (изучает специфику изучения общества философскими науками, взаимосвязь философии и социально-гуманитарного познания).
В социальной философии можно выделить три основные субстанциальные модели понимания общества как социальной реальности:
1. Общество как объективно-материальная реальность. (Философский смысл данной модели заключается не в отрицании существования сознания и его роли в жизни общества, а в определении субстанции социума – его первоосновы, экономический фактор рассматривается не только как определяющий, а, по сути, единственный, от которого зависит развитие других феноменов жизни – политика, право, наука и т.д.)
2. Общество как духовная реальность сущность в духовных феноменах (Эта метатеоретическая модель, не отрицая значимости практической деятельности, ведущей к материальному обустройству мира, тем не менее усматривает его сущность в духовных феноменах)
3. Общество как объективно-субъективная реальность (в этой модели заложено признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы).
Основные теоретические модели общества можно изобразить следующим образом:
Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общности групп, индивидов. (Социальный институт – способ организации общественных отношений)
-выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития
-система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей, реализация своих интересов на основе существующих общих ценностей культуры.
-система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;
- система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами