Основы понимания нада-йоги
Не смотря на то, что изначальное пространство нашего ума (наше Высшее «Я») — суть недифференцированная Пустота, бесформенный, бескачественный Брахман, активная, "проявленная" сторона этой Пустоты все же имеет бесчисленные качества, проявления и признаки. В традиционной терминологии она называется "Чити-Шакти" — энергия, присущая осознаванию, обладающая способностью манифестации бесчисленных качеств. Эти качества проявляются в пространстве Брахмана — Акаше, как разнообразные тонкие и грубые миры богов, людей и множества неизвестных нам существ — претов, пишачей, асуров, брахмаракшасов, киннаров, видьядхаров, ганхарвов, якшей, и т.д. Это пространство образовано вибрацией — изначальным звуком Нада.
"4.100 Акаша (пространство) существует до тех пор, пока слышен звук. Беззвучие означает достижения состояния Брахма Параматма (тождество Атмана и Брахмана).
4.101 Все, что слышимо в виде звука — это Шакти. Когда Таттвы не имеют формы — это достижение Парамешвары"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика"
Учение Лайя-йоги утверждает, что все эти миры, включая Мир Людей — суть продукт нашего Изначального Ума, который есть сам Брахман — неописуемая, бескачественная, всепроникающая трансцендентная реальность. Наша энергия, проявляющаяся в виде света, звука и различных существ, создает эти миры. Распознав эту энергию, как проявление нашего сознания, мы можем освободиться от связанности ею. Это состояние называется Мукти, Мокша в традиционных йогических текстах.
"И внешняя Вселенная, и внутренние миры — порождение мысли. Откажись от этого, сосредоточься на том, что не имеет объекта, и ты, о, Рама, достигнешь Нирвикальпа-самадхи"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.57
Общий принцип йоги выражается словами "Читта-вритти-ниродха" — прекращение активности ума, поскольку ум очень активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к такой активности. Этого состояния достичь крайне сложно, даже для опытных йогинов. Когда мы выполняем Нада-йогу — мы позволяем уму естественно следовать за тонкими проявлениями нашего сознания, звуком "Анахата-нада". Следуя за звуком, ум способен безраздельно привязываться, а затем поглощаться таким звуком, вплоть до растворения.
Когда ум привязывается к звуку, и поглощается им, труднодостижимое другими йогами самадхи возникает естественно. Ум склонен привязываться к мыслям или ощущениям, мудрость Нада-йоги состоит в искусном использовании этого свойства ума.
"4.89 Подобно тому как пчела, пьющая нектар, не заботится о запахе, так и мысль, поглощенная Нада, не заботится больше об удовольствиях.
4.90 Нада обуздывает мысль подобно тому, как железная узда сдерживает бешеного слона, бродящего в саду наслаждений — среди объектов восприятия и чувств"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика"
Наш ум может чрезвычайно привлекаться разнообразными мистическими звуками, возникающими в результате садханы Нада-йоги, благодаря этому возникает состояние однонаправленной концентрации — дхьяна.
"4.91 Когда мысль, лишенная своей неустойчивой природы, связывается путами Нада, тогда достигается высшая сосредоточенность, а мысль становится подобной птице, лишенной крыльев.
4.92 Желающий достичь совершенства в йоге, должен оставить все мысли и полностью сосредоточится на звуке Нада"
Шива-Самхита, Раджа-Йога
Поток нашего сознания, постоянно находится в активности, чистое зеркало нашего ума (праджняна), омрачается непрерывно идущими двойственными мыслями (вритти). Мысли, идущие непрерывным потоком, создают иллюзию собственного существования, тогда мы начинаем верить в них как в нечто реальное, наполненное отдельным бытием. Каждая мысль является проявлением определенной энергии и переживается нами как определенное мироощущение (бхавана), то есть определенное чувство себя и мира. Переживание бхаван затмевает свет и ясность врожденного, всегда присущего нам абсолютного сознания — Атмана. Тогда мы начинаем отождествлять себя не с нашим Истинным «Я», а с двойственными мыслями и его носителем — телом.
Благодаря концентрации на звуках Нада прерывается поток дискурсивного мышления и поверхностный движущийся ум растворяется в тонкой энергии звука, наступает состояние унмани (безмыслия), а затем поглощенности ума (мано-лайя), садхак возвращается к своему источнику. С точки зрения Лайя-йоги, унмани — всего лишь промежуточная ступень для открытия Естественной устойчивости в Атмане (Сахаджа-стхити). Это состояние так же называется Присутствие. Подлинное Присутствие не зависит от того, движется поток двойственных мыслей или нет. Находиться в Присутствии не отвлекаясь днем и ночью — вот великая задача того, кто стал на путь Лайя-йоги.
Однако начинающим не обойтись без остановки мыслей и практики концентрации. Обычно концентрация считается трудной практикой, требующей аскетизма и большой силы воли, однако концентрация на звуках Нада — это нечто привлекательное для нашего ума.
"4.97 Огонь, поглощающий дерево, умирает вместе с деревом. Так и мысль, сосредоточенная на Нада, умирает вместе со звуком.
4.98 Как олень, испуганный звуком, останавливается и убивается охотником, так останавливается Антахкарана"
Шива-Самхита, Раджа-Йога
Считается, что дхьяна возникает в том случае, когда ум непрерывно фиксируется на каком-либо объекте минимум 12 дхаран (144 секунды). Если же йогин способен удерживать однонаправленный ум на объекте в течение 12-ти дхьян (около 29 минут), то наступает самадхи, останавливается дыхание, замедляется сердце биение, а сознание йогина способно в это время контактировать с другими мирами.
"4.93 Нада подобен ловушке для поимке оленя (мысли). Подобно охотнику он убивает мысль.