Тема 3. Русская философия права XX в.

Тема 1. Немецкая философия права конца XVII-XIX веков

1. Теории естественного права в Германии (С.Пуфендорф, X.Томазий и X. Вольф).

2. Философия права И. Канта

3. Философия права Г. Гуго

4. Философия права Г. Гегеля

5. Историческая школа права

6. Неокантианские концепции философии права.

7. Неогегельянские концепции философии права.

9. Гегель Г. Философия права. – М. 1990.

Тема 2. Немецкая философия права XX – начала XXI в.

1.Идейные истоки и проблематика философии права в Германии в начале ХХ века (до 1933 г.).

2. Философия права в годы фашизма (Карл Шмит, Ганс Франк, Генрих Трипаль).

3. Возрождение естественного права (Г. Радбрух, А. Кауфман, Г. Кленер)

4. Плюралистическая философия права в Германии в конце ХХ – начале ХХIв.

Литература:

1.Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. – М., 2003.

2.Еллинек Г. Общее учение о государстве.— Спб., 2004.

3.Izdebski H. Historiamyslipolitycnej I prawnej. – Warszawa. 2007.

4.Izdebski H. Elementyteorii I filozofiiprawa. – Warszawa. 2008.

5.Izdebski H. Doktrrynypolityczno – prawne. – Warszawa. 2010.

6.Kaufemann A. Die Naturrechtsrenaissance der ersienNachkriegsjahre — und was darausgewordenist // Festschrift fuerStenGagner. 1991.

7. Кленер Г. От права природы к природе права. Пер. с нем. – М. 1988.

8. Радбрух Г. Философия права. – М. 2004.

8.Розанов Г.Л. германия под властью фашизма. – М. 1964 ( гл.4).

Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1-2. М., 1987.

9. Шмит К. Номос земли. – М. 2008.

10.Шмит К. Государство, право и политика. – М. 2013.

11.Философия вождизма. Хрестоматия. – М., 2006. с.149-153, 247-264.

Германия со времён И. Канта считается самой философской страной в мире. После периода «классической философии» здесь наступил период «классической юриспруденции». Парадокс заключается в том, что страна, давшая миру теории правового и социального государства оказалась под властью фашистов, нацистов и идеологов расового права. В Германии, с приходом фашистов, прекратились исследования естественного права. Эти исследования начались очень интенсивно сразу после второй мировой войны. Наибольший вклад в разработку идей естественного права принадлежит Г. Радбруху (1878—1949). В своих послевоенных лекциях Редбрух дал общий очерк принципиальных установок нового обоснования философии права с позиций правового государства, писал о "мировом праве" и "праве, которое выше закона" (ubergezetzliches Recht), о "природе человека" и "природе вещей". Философия естественного права активно разрабатывалась как в ФРГ, так и в ГДР ( Г. Кленер).В 1990 – е годы в философии права Германии развитие получили как позитивизм (Вайнбергер ("Нормы и институты", 1988), так и утилитаризм (НобертаХоэрстера ("Утилита­ризм и обобщение", 1977) , Райнера Траппа ("Неклассиче­ский" утилитаризм. Теория справедливости", 1988), а так же феноменология права (Ян Шап ("Свобо­да, мораль и право", 1994).

Тема 3. Русская философия права XX в.

1.Идейные истоки и проблематика философии права в России до 1917 г. (П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.С. Ященко, Б.А. Кистяковский).

2. Философия права русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.В. Спекторский).

Литература:

1. Алексеев, Н.Н. Основы философии права [Текст]: учебник для вузов/Н.Н. Алексеев. – СПб., 1999.

2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство [Текст]: учебник для вузов/Н.Н. Алексеев. – М., 1998.

3. Иванников, И.А. В поисках идеала государственной формы России [Текст]: монография. – Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 2000.

4. Иванников, И.А. Государственная власть и справедливость в России: пути модернизации государства и права [Текст]: монография. – Ростов–на– Дону, 2009.

5. Иванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права//Журнал Российского права. - 2011. - №8.

6. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. – № 4-5

7. Ильин, И.А. Понятие права и силы. Опыт методологического анализа /И.А. Ильин// Собр. соч.: в 10 т. - М., 1994.- Т.4.

8. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст]: монография. – М.,1993.

9. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права [Текст]: учеб.для вузов/ Б.А. Кистяковский - Спб., 1998.

10. Коркунов Н.М. История философии права. Пособие к лекциям. С.-Петербугр. 1908. С. 247-315.

11. Нерсесянц, В.С. Философия права [Текст]: учеб.для вузов/ В.С. Нерсесянц. - М., 1997.

12. Новгородцев, П.И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права: учеб.для вузов/ П.И. Новгородцев. - М., 1996.

13. Михайловский И.В. Очерки философии права. Часть I. Томск. 1914

14. Новогородцев, П.И. Введение в философию права [Текст]: учеб.для вузов/ П.И. Новгородцев. - Спб. 1999.

15. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности/ Л.И. Петражицкий // Собр. соч.: в …. т. – СПБ., 1909. - Т. 1, 2.

16. Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии [Текст]: учеб.для вузов/ Л.И. Петражицкий. Издание третье – С. Петербург, 1908. - ….. с.

17. Политико-правовые ценности: история и современность [Текст]. - М., 2000.

В России до 1917 года жили и создавали свои труды выдающиеся ученые, в том числе и в области философии права. Многие из них, такие как Н.Н. Алексеев, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и другие являются ныне классиками российской и мировой науки. Либералы, консерваторы, марксисты и монархисты, гегельянцы и кантианцы, вся палитра идей, конкурировали в России и спорили об идеалах права и государства.

Студент должен исходить из того, что идеи русских республиканцев существенно отличаются от взглядов монархистов, которые не могли смириться с существованием в России республики любого вида, победу республиканцев в 1917 г. считали ошибкой и трагедией русского народа. По мнению И.А. Ильина, рано или поздно советское государство рухнет. Он не навязывал русскому народу посткоммунистической эпохи какую-либо государственную форму, хотя сам был сторонником унитарного государства с абсолютной монархической формой правления. Возрождение России, на его взгляд, должно основываться на национализме и православии. И.А. Ильин в отличие от большевиков, национал-большевиков, евразийцев и других республиканцев считал, что республика (унитарная или федеративная) не способна восстановить Россию, дать ей творческую свободу и обеспечить культурно-духовный расцвет. Учитывая исторический опыт государственного строительства в России, он видел ее в будущем как унитарную абсолютную и православную монархию.

Правление этого диктатора они воспринимали как наказание русскому народу за его отступление от своей веры и традиций. И.А. Ильин и И.Л. Солоневич верили в реставрацию монархии в России путем развития чувства национализма в русском народе, укрепления монархического духа (по Солоневичу), православия (по Ильину).

Как национал-большевики и евразийцы, Ильин и Солоневич негативно оценивали теорию марксизма и предсказывали скорый кризис коммунизма в России. Но в отличие от национал-большевиков и евразийцев, они не нашли в советской форме государства никаких положительных черт, поскольку отрицали любую республику и федерализм. И.А. Ильин по своим взглядам близок к К.П. Победоносцеву и К.Д. Кавелину в идеализации петровского государства. И.Л. Солоневич, напротив, абсолютизирует допетровскую Русь. В целом, учения Ильина и Солоневича во многом были оторваны от политических реалий, не учитывали ни соотношения классовых сил в России, ни правосознание народа 1920-1940-х гг., не пытались увидеть позитивных явлений в системе Советов. Вследствие этого их идеи по реанимации монархии в посткоммунистической России должны были бы реализоваться на руинах Советского социалистического государства. Несколько прагматичнее были «Младороссы». Они предпочитали учесть опыт советского государства и провозгласили лозунг «Советы во главе с царем», но без большевиков.

После развала СССР в Российской Федерации стал доминировать юридический подход в правопонимании.

Наши рекомендации