Тема 16. Познание как предмет философского анализа
430. Процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека:
1. Теория.
2. Гипотеза.
3. Познание.
4. Припоминание.
5. Осмысление.
431. Гносеология:
1. Учение о бытии.
2. История философии.
3. Теория познания.
4. Учение об обществе.
5. Учение о человеке.
432. Познание реализуется в формах:
1. Восприятие.
2. Восприятие, умозаключение.
3. Восприятие, умозаключение, рациональная интуиция.
4. Восприятие, умозаключение, рациональная интуиция, знакомство с другими людьми.
5. Восприятие, умозаключение, рациональная интуиция, знакомство с другими людьми, устное или письменное слово.
433. Формы знания:
1. Научное.
2. Научное, паранаучное.
3. Научное, паранаучное, лженаучное.
4. Научное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное.
5. Научное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное.
434. Художественно-образное познание выражается в:
1. Обычаях и нравах.
2. Мифах.
3. Верованиях.
4. Личностных переживаниях.
5. Идеях.
435. Универсалии:
1. Наиболее общие понятия в философии.
2. «Онтологический аргумент».
3. Учение о сотворении мира Богом.
4. Превосходство веры над разумом.
5. Провидение Бога.
436. Обыденно-практическое знание включает в себя:
1. Здравый смысл.
2. Здравый смысл, приметы и назидания.
3. Здравый смысл, приметы и назидания, рецепты.
4. Здравый смысл, приметы и назидания, рецепты, личный опыт.
5. Здравый смысл, приметы и назидания, рецепты, личный опыт, традиции.
437. Основное средство познания в философии Бергсона:
1. Интуиция.
2. Восприятие.
3. Ощущение.
4. Практика.
5. Эксперимент.
438. Методологическое сомнение Р. Декарта:
1. «Врожденные идеи».
2. «Идолы рода».
3. «Метафизическое сомнение».
4. «Дуалистическое сомнение».
5. «Картезианское сомнение».
439. Ключевым в гносеологии французского материализма было понимание познавательного опыта как
1. Экспериментирования.
2. Теории.
3. Акта сознания.
4. Созерцания.
5. Трудовой деятельности.
440. Представление как форма чувственного познания:
1. Схема предмета.
2. Спектакль в театре.
3. Фантазия, мечта.
4. Воспроизведение в сознании образов тех предметов, которые раньше воздействовали на органы чувств.
5. Отсутствие образа в сознании.
441. Отражение отдельных качеств, свойств, сторон предмета:
1. Восприятие.
2. Понятие.
3. Представление.
4. Ощущение.
5. Суждение.
442. Формы логической ступени познания:
1. Абсолютная и относительная истины.
2. Интеллектуальная интуиция.
3. Дедукция и индукция.
4. Понятие, суждение, умозаключение.
5. Ощущение, восприятие, представление.
443. Форма знания, требующая дальнейшего обоснования и проверки:
1. Проблема.
2. Факт.
3. Гипотеза.
4. Теория.
5. Аксиома.
444. Формы чувственного познания:
1. Наблюдение, анализ, синтез
2. Понятие, суждение, умозаключение.
3. Индукция, дедукция, обобщение.
4. Ощущение, восприятие, представление.
5. Проблема, гипотеза, теория.
445. Источник «положительного» знания в позитивизме:
1. Наука.
2. Миф.
3. Искусство.
4. Религия.
5. Философия.
446. Главная функция практики:
1. Гносеологическая
2. Интегративная
3. Воспитательная
4. Коммуникативная
5. Мировоззренческая.
447. Основная функция практики в процессе познания:
1. Основа познания.
2. Часть познания.
3. Цель познания.
4. Критерий истины.
5. Основа деятельности.
448. Признак объективной истины:
1. Субъективность истины.
2. Соответствие действительности, подтвержденное практикой.
3. Коллективность истины.
4. Несоответствие действительности.
5. Предустановленность Богом.
449. Абсолютная истина:
1. Полное всестороннее знание.
2. Фрагментарное и недостаточное.
3. Эклектическое выражение сути явления.
4. Зависит от конкретных исторических условий.
5. Не соответствует объективной реальности.
450. Учение, сомневающееся в возможности достоверного познания мира:
1. Солипсизм.
2. Рационализм.
3. Эмпиризм.
4. Сенсуализм.
5. Агностицизм.
451. Скептицизм:
1. Верит в достоверность знаний.
2. Радикально сомневается в наших знаниях.
3. Объясняет знания из первоначальной картины реальности.
4. Придерживается линии оптимизма и догматизма.
5. Анализирует границы возможностей человеческого познания и знания.
452. Наука по существу:
1. Научные гипотезы.
2. Теория и методология познания законов природы и общества.
3. Сумма разнообразных знаний.
4. Экспериментальная деятельность ученого.
5. Жизненный опыт индивида.
453. Теория познания исследует:
1. Явления материального мира
2. Процессы, происходящие в мозгу человека
3. Закономерности познавательной деятельности человека
4. Последовательность восприятия человека
5. Историю наук о природе и человека
454. Функции теории:
1. Объяснение явлений.
2. Классификация объектов и явлений.
3. Все вместе взятые.
4. Обобщает, систематизирует знания в некоторую целостную картину, осуществляет синтез знаний.
5. Теория описывает явления природы и общества.
455. Любое высказывание подлежит опытной проверке на истинность – принцип неопозитивистов:
1. Математический.
2. Верификации.
3. Методологический.
4. Фальсификации.
5. Мировоззренческий.
456. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение являются:
1. Логическими операциями, образующими понятия.
2. Методами научного исследования.
3. Критериями истинности знаний.
4. Формами чувственного познания.
5. Формами теоретического познания.
457. Особый знак или образ, представляющий собой реальность в обобщённом виде:
1. Символ.
2. Понятие.
3. Предмет.
4. Пустое место.
5. Ничто.
458. Основными источниками знания являются:
1. Сравнение, заключение, синтез.
2. Память, гипотеза, опыт.
3. Обстоятельство, опыт, факт.
4. Восприятие, умозаключение, свидетельство.
5. Восприятие, умозаключение.
Тема 17. Диалектика
459. Общепринятое определение диалектики:
1. Учение о логических противоречиях.
2. Учение об общих законах природы, общества и мышления.
3. Учение о законах дискуссии.
4. Учение о развитии материального и идеального бытия.
5. Учение о законах движения в природе.
460. Основной принцип диалектики:
1. Согласование.
2. Развития.
3. Неопределенности.
4. Дополнительности.
5. Отрицания.
461. О характере изменений мира в целом учит:
1. Астрология.
2. Диалектика.
3. Астрономия.
4. Химия.
5. Физика.
462. Первоначальное понимание диалектики:
1. Знание противоречивости человеколюбия бытия.
2. Мировой разум.
3. Мировой интерес.
4. Умение вести беседу.
5. Способ ведения дискуссии
463. В Древней Греции искусство вести беседу – одна из форм:
1. Дуализма.
2. Метафизики.
3. Воображения.
4. Знания.
5. Диалектики.
464. Открытие законов диалектики принадлежит:
1. Гегелю.
2. Гадамеру.
3. Гераклиту.
4. Гиденсу.
5. Гердеру.
465. Первым создал систему категорий, принципов и законов диалектической логики:
1. Кант.
2. Фихте.
3. Декарт.
4. Гегель.
5. Маркс.
466. В процессе развития закон единства и борьбы противоположностей раскрывает:
1. Направленность.
2. Источник.
3. Механизм.
4. Цикличность.
5. Обратимость.
467. В процессе развития закон отрицания отрицания раскрывает:
1. Направленность.
2. Источник.
3. Механизм.
4. Цикличность.
5. Обратимость.
468. В процессе развития закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:
1. Направленность.
2. Источник.
3. Механизм.
4. Цикличность.
5. Обратимость.
469. Развитие, согласно закону отрицания происходит:
1. По прямой.
2. По кругу.
3. По спирали.
4. Зигзагообразно.
5. Стихийно.
470. Качество выражает в предмете:
1. Его определенность.
2. Содержание.
3. Интенсивность развития.
4. Критерий развития.
5. Множество свойств.
471. Сущность категории мера:
1. Накопление количественных изменений.
2. Переход количественных изменений в качественные.
3. Граница, где происходят количественные изменения соответствующие данному качеству.
4. Переход от одного качества к другому.
5. Отрицание старого новым.
472. Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражают категории:
1.Часть целое.
2. Сущность и явление.
3. Необходимость и случайность.
4. Возможность и действительность.
5. Причина и следствие.
473. Внешние характеристики предмета, процесса:
1. Содержание.
2. Явление.
3. Сущность.
4. Возможность.
5. Случайность.
474. Категории диалектики:
1. Пространство.
2. Сущность и явление.
3. Эклектика.
4. Атомарность, валентность.
5. Круговорот.
475. Суждение с позиции материалистической диалектики:
1. Пространство и время – априорные формы чувственности.
2. Пространство и время – формы человеческого существования.
3. Пространство и время – формы бытия материи.
4. Пространство и время – вместилище предметов и явлений.
5. Пространство и время – субъективные восприятия.
476. Диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта:
1. Тождество.
2. Различие.
3. Мера.
4. Сущность.
5. Связь.
477. Движение в философском смысле:
1. Поездка на транспорте.
2. Отсутствие перемещения.
3. Способ существования сущего.
4. Изменение положения тел.
5. Покой.
478. В высказывании: «Глубинное течение реки на ее поверхности выступает в виде обратного течения воды у берегов, водопроводов, пены и т.д.» связь между явлениями выражается парными категориями:
1. Причины и следствия.
2. Содержания и формы.
3 Сущности и явления.
4. Возможности и действительности.
6. Необходимости и случайности.
479. Способ мышления, которому присуще формирование парных, полярных категорий:
1. Софистика.
2. Метафизика.
3. Эклектика.
4. Диалектика.
5. Синергетика.
480. Метод, разработанный Гегелем:
1. Метафизический.
2. Формально-логический.
3. Диалектический.
4. Редукционистский.
5. Системно-структурный.
481. Вершина немецкого классического идеализма:
1. Экономическая теория К.Маркса.
2. Диалектика Г.Гегеля.
3. «Практическая философия» И.Фихте.
4. «Мифология творчества» Ф.Шеллинга.
5. Этика И.Канта.
482. По Гегелю, всякое развитие протекает по трех стадийной схеме:
1. Тезис – Антитезис – Синтез.
2. Синтез – Антитезис – Тезис.
3. Тезис – Антитезис – Опыт.
4. Антитезис – Синтез – тезис.
5. Тезис – Опыт – Антитезис.
483. Гегель учение о развитии как диалектическом процессе раскрывает через понятия:
1. Интеллектуальной интуиции.
2. Абсолютного духа, или Абсолютной идеи.
3. Явления и "вещи в себе".
4. Материи и природного мира.
5. Абсолютного «Я» и индивидуального «Я».
484. В теории марксизма движение означает:
1. Способ бытия объективной реальности.
2. Функция тел.
3. Рождение галактик.
4. Перемещение.
5. Энергетическое взаимодействие.
485. Позиция индетерминизма:
1. Причиной всего сущего является атом.
2. Все в мире возникло случайно.
3. Все явление в мире причинно обусловлены.
4. В природе нет ни причин, ни следствий.
5. Причиной всего сущего является Бог.
486. Наличие таких связей, где одна порождает другую:
1. Системность.
2. Историзм.
3. Сущность.
4. Мера.
5. Причинность.
487. Альтернативы диалектики:
1. Метафизика.
2. Метафизика, негативная диалектика.
3. Метафизика, негативная диалектика, софистика.
4. Метафизика, негативная диалектика, софистика, релятивизм.
5. Метафизика, негативная диалектика, софистика, релятивизм, догматизм.