Антропологический материализм Л. Фейербаха. Л. Фейербах (1804-72) сначала увлекался философией Гегеля, однако потом она перестала его удовлетворять
Л. Фейербах (1804-72) сначала увлекался философией Гегеля, однако потом она перестала его удовлетворять, и он подверг её резкой критике. Фейербах справедливо полагал, что идеализм есть не что иное, как рационализированная религия: «Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена богом, что материальное существо создано нематериальным» (5.Т.I,с.128).
Первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и идеалистическая философия, по мнению Фейербаха, возникают в результате отчуждения человеческой сущности – наиболее общих свойств человеческого рода, таких как разум, бессмертие, могущество, благо. Вот эти то качества в сильно преувеличенном виде и приписывают Богу: «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо» (5.Т.2, с.320). Например, человеку присуще качество иметь знание, а Богу приписывается всезнание; человек обладает определённым могуществом, а Богу придаётся всемогущество и т.д.
Фейербах стремится возродить у человека чувства самоуважения и достоинства. И сделать это, по его мнению, можно только с помощью философии, заключившей союз с естествознанием. Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия, по Фейербаху, призвана на Земле осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует. Философия должна заменить религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание своих реальных возможностей в достижении счастья. Фейербах полагал, что необходима религия без Бога, а на место любви к Богу должна стать любовь человека к человеку, и человек человеку должен стать Богом.
В центре философии, по мнению Фейербаха, должен находиться человек. Поэтому свое учение он назвал антропологией. В основе последней лежало материалистическое учение о природе и человеке. Вот его основные идеи. Природа есть единственная реальность, а человек – её высший продукт, высшее выражение. Природа бесконечна в пространстве и вечна: возникновение во времени относится лишь к отдельным явлениям. Нет никакой реальности вне времени и пространства, но нет также и пространства и времени вне природы. Всё живое возникло из неживого: жизнь – закономерный результат развития химических реакций в соответствующих условиях; сейчас условия изменились, и поэтому не происходит нового зарождения жизни.
Материализм Фейербаха существенно отличался от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводил всякую реальность к механическим явлениям, а показывал многокачественность природы, которой соответствует многообразие человеческих ощущений, отражающих природу. Природа у Фейербаха – не механизм, а скорее – организм. В центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Это единство, по Фейербаху, как раз и составляет сущность человека. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного.
Обобщающая, синтетическая характеристика человека – «чувственность», под которой Фейербах понимал совокупность его физиологических и психических свойств: телесности, разума, воли, «сердца» (чувств). Заслугой Фейербаха служит попытка разработать материалистическое учение о человеке на базе научной физиологии и психологии. Характеризуя человека, Фейербах говорил о его качественном отличии от животных, а также о роли общения в присвоении человеком достижений культуры как сущностных сил человеческого рода. Поэтому нельзя разделить мнение некоторых современных авторов о том, что антропология Фейербаха основывалась на биологической трактовке сущности человека. У Фейербаха была преимущественно психологическая трактовка человека, которая в последующем сыграла большую роль в разработке вопроса о структуре личности.