Философия сознания и медицина

1. Сознание является объектом изучения многих наук. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрат (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознавание образов, память, интеллект и другие.

Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эволюции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; моделирования функций мозга. В более общем виде философский подход к проблеме сознания предполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтологическом, гносеологическом, субстратном, социально-историческом.

Для полного раскрытия содержания проблемы сознания необходимо рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психика, бессознательное, рассудок, разум. Сознание - одна из основных категорий философии, психологии и социологии, обозначающая высший уровень духовной активности человека как социального существа. Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Психика - свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Бессознательное - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Рассудок — способность рассуждения, позволяющая познавать все относительное, земное, конечное.

Разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. История развития взглядов на сознание показывает, что на ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения сознания и неосознанного, идеального и материального в трактовке психических явлений. Так, основа сознательных действий человека обозначалась, например, Гераклитом термином «Логос», под которым понималось слово, мысль и сущность самих вещей. Ценность человеческого разума определялась степенью его приобщенности к этому логосу — объективному миропорядку. Равным образом и в учениях других ранних греческих мыслителей психические процессы рассматривались наравне с материальными (воздух, движение атомов и др.).

Впервые грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем Сократом, акцентировавшим своеобразие актов сознания в сравнении с материальным бытием вещей. Объективное содержание данных актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположный всему материальному. Платон считал, что как для всего космоса бестелесный разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самое себя, так и в индивидуальной душе каждого человека ум созерцает самого себя и, вместе с тем, является активным началом, регулирующим человеческое поведение. Аристотель рассматривает сознание и душу как разные сущности, из которых сознание является высшей. Он говорил о том, что мы до сих пор не располагаем никакими данными о сознании или способности мыслить; видимо, это совершенно иной вид души, способный отличать вечное от тленного; только сознание может существовать отдельно от всех других психических функций.

Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психического сыграли достижения естествознания и медицины. Они позволили отграничить сознание, как способность человека иметь знание о собственных умственных и волевых актах, от других проявлений психического. Особенно значимы взгляды, деятельность, открытия Клавдия Галена — римского врача и естествоиспытателя. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, и, вместе с тем, разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца.

В античной философии содержание сознания представляет собой отпечаток материального или след, воспоминание идеального. Разум или ум космичен и является синонимом универсальной закономерности. В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем, в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причем в понятие о душе включалось и сознание. По Августину (354—430), все знание заложено в душе, которая живет в Боге. Бессознательная душа была оставлена за растениями и животными, у человека же все психические акты, начиная с ощущения, наделены признаками сознательности. Важным в трактовке сознания в эпоху Средневековья является открытие самосознания, духовного опыта и подробное изучение взаимоотношений души и духа, в том числе техники их слияния.

Материалистические традиции в эпоху Средневековья развивали арабоязычные мыслители — Ибн Сина (980—1037), а также Иоанн Дуне Скот (1266/1270—1308), выдвинувший учение о том, что материя мыслит. На разработку проблемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, утвердивший несомненность акта сознания и существования сознательного субъекта. Данный взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о сознании, которое отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических состояниях. Сознание становится атрибутом субстанции, его содержание связано с внутренним и внешним опытом, с врожденными идеями. Лейбниц разработал учение о бессознательном. Французские материалисты XVIII века, прежде всего Ламет-ри и Кабанис, опираясь на достижения передовой (для своего времени) физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличной от других его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе.

Новая эпоха в объяснении генезиса и строения сознания была открыта немецким классическим идеализмом, показавшим различные уровни организации сознания, его активность, диалектику чувственного и логического, индивидуального и социального. Кант выделил в сознании доопытные знания и восприятия, подчеркнув творческую активность сознания. Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании сознания. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни. Позитивное знание о сознании существенно обогатилось благодаря достижениям нейрофизиологии (в частности, учению И. Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспериментальной психологии. В домарксистских концепциях сознания наблюдается тенденция к рационализации его содержания, к изучению творческой активности и к абсолютизации автономности и индивидуальности сознания. В целом же основные направления в философии считают сознание или свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития (материализм), или особой, чуждой материи, духовной субстанцией (идеализм). Таким образом, в истории философии существует несколько концепций сознания.

Представители объективного идеализма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего сущего. Эта исходная предпосылка объективного идеализма фактически снимает вопрос о происхождении и сущности сознания. Представители субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто, полностью определяющее его активность. Позиция субъективного идеализма абсолютирует ощущения человека, отрывает чувственные образы от их материального источника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой. Особое место в истории философии занимает дуалистический подход к проблеме сознания, классическим представителем которого был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций - материальной и духовной, рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала.

Проблеми норми здоров’я і хвороби.

ВАРИАНТ 1

Проблемы здоровья и нормы были всегда одной из важнейших в медицине. Норма как категориальное определение является одной из фундаментальных характеристик живого и человеческого. Наиболее ярким и характерным примером нормы как сложной органической меры является здоровье. Здоровье - результат слаженной работы всех систем организма в их многообразных качественных и количественных определенностях.

Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании интересов и идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.
Таким образом, выходит, что здоровье - мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности.

Поэтому обладателем хорошего здоровья считают не просто того, кто не болеет, но кто физически крепок, духовно силен, сохраняет высокую работоспособность...

"... что же такое - норма, что под ней подразумевают, когда говорят о здоровье? Та или иная наука иногда идет на заведомую "идеализацию". Физики, например, вводят понятие идеальной жидкости, абсолютно черного тела, абсолютно гладкой поверхности и тому подобные "абсолюты". Для выведения закономерностей пренебрегают незначительными различиями ради сходства в главном - стремятся к идеализированной модели, к стандарту.

Нечто похожее происходит, когда речь заходит о норме здоровья. Здесь также стремятся к стандарту, но получают его через статистическое усреднение многочисленных данных о работе различных систем организма у разных людей. Это тоже, если хотите, идеализация. Данные об "абсолютно здоровом человеке" возникают в результате усреднения.Однако усредненных людей в природе не существует, каждый индивидуален.

Итак, жестко регламентированного здорового человека в жизни нет. Главное отличие каждого - гибкость его индивидуальной нормы. Оно зафиксировано даже на обычном бланке для анализа крови: в каждом пункте что ни показатель, то обязательно две границы - норма лежит не выше и не ниже их, но в каком-то диапазоне, иногда достаточно широком.Мало того, иногда норма для одних то, что для других явное ее нарушение. Артериальное давление (верхний предел) в 100-70 миллиметров ртутного столба - почти всегда основной показатель гипотонии, выражающейся в слабости, головокружении, подташнивании. Но для некоторых это давление - вариант нормы, и они никаких неприятных ощущений не испытывают...


В результате изучения человека на системном уровне сформулировано понятие динамической нормы здоровья. Динамической нормой здоровья считают ту гармоническую совокупность и соотношение структур и функций организма, которая наилучшим образом поддерживает жизнедеятельность и трудоспособность.

"Гален писал: "То состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности, мы называем здоровьем". Следовательно, здоровье - это не только то состояние, когда нет болей, но, что не менее важно, оно должно быть источником деятельности человека, делающего его свободным в активной жизни".

В свете мерного представления здоровья-нормы очень важным является понятие "количество здоровья", введенное Н.М. Амосовым. Это понятие отражает тот факт, что может быть больше или меньше здоровья в пределах нормы (отсутствия патологии). Практически все люди давно знали и использовали это понятие, употребляя выражения "слабое здоровье", "крепкое здоровье", "богатырское здоровье" и т.д.

Для полноты мерного представления здоровья-нормы следует разрабатывать и понятие "качество здоровья". Оно во многом аналогично понятию "качество жизни", характеризует не просто наличие здоровья и отсутствие болезней, а полноту жизнепроявлений, выражающуюся прежде всего и главным образом в творчестве и любви. Качество здоровья, естественно, зависит от количества здоровья, от того, насколько человек здоров. Но и забота о количестве здоровья, просто о здоровье, долголетии обесценивается, обессмысливается, если нет достаточного качества, если человек не реализует себя как человек.

Понятия здоровья и болезни, нормы и патологии применимы не только к отдельному человеку, но и к совокупности людей, к той или иной социальной группе, сообществу и даже обществу в целом. Говорят же о "здоровом обществе", "больном обществе", "оздоровлении общества", "общественных недугах, язвах" и т.д. и т.п.

Здоровье общества складывается прежде всего из здоровья отдельных людей. В этом смысле о нем можно говорить как о медицинском и биологическом феномене, в частности как объекте медицинских исследований и воздействий.

Но здоровье общества - не только сумма здоровья отдельных людей. Общество есть некоторая статистическая целостность, статистический ансамбль людей и оно имеет свои нормы здоровья, не сводимые к нормам здоровья отдельных людей. Этими нормами здоровья общества являются нормы человеческого общежития, регулирующие отношения людей, их поведение в обществе. Исторически сложились две нормативные системы, стоящие на страже здоровья общества, - мораль и право. Они обеспечивают, каждая по-своему, нормальное состояние общественной жизни. Насколько эти две системы полноценны и эффективны, настолько мы можем говорить о здоровом, т.е. нормальном, благоприятном для жизни людей обществе. И напротив, насколько они ущербны и/или неэффективны, настолько мы можем говорить о больном, т.е. ненормальном, не благоприятном для жизни людей обществе.

ВАРИАНТ 2

Определение нормального и патологического состояния организма человека – проблема системная и многоплановая. Действительно, состояние здоровья определяется массой самых разнообразных факторов: биологическими задатками, социальным окружением, техническими достижениями, экологической ситуацией, морально-психологическим климатом в обществе и многими другими. Это учитывается при определении здоровья человека как состояния максимальной биологической и социальной адаптированности к окружающей среде, состояния полного физического, духовного и социального благополучия. Заметим, здоровье в данном случае определяется не как отсутствие болезни или физических дефектов, а как системное качество, характеризующее личность и гражданина, а не только организм пациента.

Здоровье невозможно определить и исследовать, не опираясь на количественные характеристики параметров состояния организма человека, функционирования его различных систем, органов, тканей. Целью такого исследования, наряду с другими, является установление соотношения нормы и патологии в жизнедеятельности организма. Действительно, поскольку здоровье, согласно ВОЗ, понимается как системное качество жизни человека, а не только отсутствие болезни, то медицинское исследование есть анализ этой жизни с точки зрения диалектики нормы и патологии. Эта диалектика и составляет, в сущности, объект медицины. Норма в данном случае будет выступать в качестве физиологической меры здоровья.

Не следует забывать, что норма являет нам, насколько адекватно организм приспособлен к условиям окружающей среды. При таком подходе мы необходимо признаем, что в различных условиях для различных организмов (читай – индивидов, пациентов, людей) норма будет весьма вариабельной, но в любом случае она будет свидетельствовать, насколько структурно-функцио­нальные параметры организма системны, гармонизированы в своей совокупности, насколько оптимальна жизнедеятельность данного человека в данных условиях. Соответственно, под патологией (болезнью) понимается отклонение структурно-функциональных параметров организма от нормы, ведущее в данных условиях к нарушению видоспецифической деятельности человека.

Состояние здоровья человека лишь частично задается наследственными факторами. Еще великие целители прошлого, Гиппократ и Авиценна, обращали внимание на огромную роль внешних факторов в «продуцировании» болезней человека. На протяжении многих веков ведущее место среди патогенных факторов принадлежало гипердинамии, общему и специфическому недоеданию, инфекциям. Соответственно и картина патологий человека слагалась по преимуществу, из инфекционных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата и болезней, связанных с калорийной недостаточностью и недостатком микроэлементов и витаминов в пище людей. В настоящее время к ведущим патогенным факторам относят гиподинамию, информационное изобилие, психоэмоциональную перегруженность, ухудшение экологической ситуации.

Общественное развитие, как известно, характеризуется ускорением темпов в ходе исторического процесса. В этих условиях скорость психофизиологических и соматических реакций организма часто отстает от ритмов социальной и производственной жизни, возникает социально-биологическая аритмия. Но общая картина отклонений целого ряда антропометрических параметров от традиционной нормы настолько противоречива, что дать ей однозначную оценку невозможно.

К безусловно позитивным явлениям могут быть отнесены такие фиксируемые ныне показатели, как увеличение средней продолжительности жизни, снижение детской смертности, улучшение структуры питания (увеличение количества потребляемого белка), рост фертильности, акселерация, поскольку они, вместе взятые, отражают тенденцию улучшения состояния здоровья населения планеты в целом. Но следует иметь в виду, что указанные процессы протекают на общем фоне «демографического взрыва», ускоренной урбанизации, политической и экономической нестабильности, автоматизации производства, неравномерности социально-экономического и культурного развития стран и народов, а также целого ряда других факторов, значительно искажающих позитивное содержание приведенных показателей. Так, в современных условиях увеличение средней продолжительности жизни, акселерация, автоматизация производства привели к обострению проблемы занятости населения, что на индивидуальном уровне является стрессовым патогенным фактором во многих группах населения; показатель изменения структуры питания, являющийся средним, разбитый на свои составляющие, дает нам безрадостную картину хронического голодания, с одной стороны, и неоправданных излишеств – с другой (кстати, не менее опасных для здоровья, чем голод).

Изменения биолого-медицинского характера в природе человека связаны как с негативными сторонами протекания научно-технического и социального прогресса, так и с односторонним использованием их успехов.

Во второй половине ХХ в. медики отметили изменение общей картины патологий человека, проявляющееся, в частности, в изменении соотношения инфекционной и неинфекционной патологии. С развитием цивилизации удельный вес последней в указанном соотношении неуклонно возрастает. Сокращение числа инфекционных заболеваний, идущее параллельно названному выше процессу, обусловлено в первую очередь успехами медицины и биологии в их изучении, создании препаратов по их профилактике и излечению, проведении широких мероприятий санитарно-гигиенического, пропедевтического порядка, которые позволяют даже в условиях большого города эффективно бороться с инфекциями. Однако, следует помнить, что снижение доли инфекционных патологий – тоже средний показатель. В развивающихся странах риск умереть от инфекции, или в детстве, идентичен риску в развитых странах умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Неинфекционные патологии, ведущее место среди которых принадлежит в настоящее время заболеваниям сердечно-сосудистой системы, нервным и психическим расстройствам, а также всевозможным аллергическим реакциям, вызваны ускорением ритма жизни современного человека, изменением его места в системе современного производства и другими факторами социального характера. Уменьшение доли физического труда в производственной и бытовой деятельности человека, развитие средств массовой коммуникации и сферы обслуживания привели к возникновению такого явления, как гиподинамия, или гипокинез, которое является одной из основных причин роста заболеваний сердечно-сосудистой системы. Расширение спектра аллергических реакций также связано с производственной деятельностью человека, в основном, с усиливающимся в ее результате загрязнением окружающей среды. Почто все отходы промышленного производства являются мутагенными веществами, способными вызвать серьезные изменения генетической информации. Это приводит не только к росту аллергических заболеваний, но и к таким угрожающим последствиям, как повреждение фонда наследственности биологической организации человека.

Поскольку основным клиническим ориентиром медицинского исследования является организменно-личностный уровень, в поле зрения ученого-медика неизменно оказывается диалектика биологического и социального в человеке. И здесь он обязательно придет к выводу, что биология человека изменялась и продолжает изменяться в ходе общественного развития. Это подтверждается антропометрическими, психофизиологическими и т. п. данными. Люди становятся выше, живут дольше, постепенно меняются очертания фигур мужчин и женщин, меняется пигментация кожи и т. д. С ходом истории названные изменения определяются все более факторами социальными и в дальнейшем будут, вероятно, определяться ими всецело. Человечество, в силу того, что оно организовано в общество, является единственным биологическим видом на Земле, который сознательно создает механизмы компенсации биологического неравенства индивидов. В природе таковые почти не встречаются – они создаются и совершенствуются в ходе социального развития и являются важнейшим признаком цивилизованности. В принципе, таким универсальным механизмом может считаться современная система здравоохранения, система социального обеспечения. Чем выше уровень развития общества, тем больше шансов у биологически слабых индивидов иметь равные возможности развития наряду с прочими – больше шансов ощущать себя здоровыми людьми.

Етичні та філософські проблеми евтаназії.

Проблемы биоэтики

Недостатка в учебниках по биоэтике, равно как и в научной литературе на эти темы, нет. Здесь мы хотели бы обратить внимание на то, что, фактически, все биоэтические проблемы «вращаются» вокруг одного вопроса, отнюдь не этического, а онтологического: что есть жизнь человека? Ответить на него очень и очень трудно. Фактически, вся история мировой философии – мучительные попытки найти этот ответ. Сказать, что он найден – однозначный, четко сформулированный, недвусмысленный, окончательный – не возьмется ни один философ. Более того, найти окончательный ответ – значит закончить историю философии. Может быть, поэтому человечество не торопилось, не делало поспешных выводов о том, когда жизнь человека начинается, и где она начинается, когда она прекращается и в каком смысле прекращается, кого можно считать человеком и т. д.

Но есть профессия, носители которой имеют дело не со смыслом жизни человека, а с жизнью в ее биологическом понятии, и для них вопрос о том, где кончается и где начинается человек – вопрос практический, ибо от них очень часто зависит, как войдет в жизнь человек, как и когда он из нее уйдет. Речь идет о медиках.

Внедрение достижений научно-технического прогресса в медицину постепенно размывает грань между физиологией и технологией, благодаря чему многие сакральные феномены (зачатие, рождение, отцовство, материнство, умирание, оживление) становятся технологическими процессами. Разумеется, это несет огромный позитивный потенциал, поскольку служит сохранению жизни человека, продлению этой жизни, ее воспроизводству.
Но моральные и правовые нормы, которыми от века регулировались отношения людей внутри названных общественных феноменов, складывались тогда, когда репродуктивных искусственных технологий, пересадки органов, реанимации, клонирования не существовало. Соответственно, морально и юридически новые медицинские технологии вступают в противоречие с традиционной практикой социальной жизни. И на стыке медицины, права, онтологии, этики, религии рождается биоэтика. Все ее проблемы связаны с недостаточностью медицинского определения жизни и смерти в условиях современной медицинской практики.

К примеру, пациенты, находящиеся в постоянном вегетативном состоянии, определяются как живые, а хорошо поддерживаемый пациент с мертвым мозгом определяется как мертвый, несмотря на то, что какая-либо значительная разница в уровне функционирования обоих не просматривается.
С медицинской точки зрения в данном случае вполне расширимо понятие смерти за счет включения в него кортикальной смерти. Но кортикально мертвый пациент самостоятельно дышит, более того, в настоящее время не существует диагностической процедуры, которая бы позволяла однозначно утверждать, что пациент является бессознательным постоянно.

На проблему определения жизни и смерти, или хотя бы границы между ними, «завязана» и трансплантация органов: ведь органы для трансплантации изымаются из тела донора, сохраняющегося при помощи жизнеобеспечивающих систем. Технология трансплантации органов подняла острую социально-этическую тему распределения скудных ресурсов органов между пациентами, среди которых дети, взрослые, богатые, бедные; сделала актуальными на рубеже XXI в. такие фундаментальные метафизические проблемы, как отношения личности и индивида, души и тела.

Правовые и моральные аспекты нерешенности проблемы определения жизни и смерти – рефрен всех общественных дискуссий по поводу запрета на аборты. Здесь, фактически, решаются вопросы свободы матери и свободы ребенка. Можно ли заставлять женщин вынашивать детей за счет собственного физического и психического здоровья и жизни? Такой вопрос задают сторонники абортов. Не менее резонны их противники, вопрошающие: должны или нет эмбрионы иметь право не быть убитыми, как другие человеческие существа? И вообще, с кем мы имеем дело в случае аборта: с плодом или нерожденным ребенком? Аборты разрешены в ряде стран до определенного срока беременности на том основании, что в это время созревающий плод не развил основных систем органов, позволяющих ему существовать. Но ведь оплодотворенное яйцо содержит полный генетический код организма, следовательно, эти системы органов должны были бы развиться. Кроме того, если встать на позиции философские и понимать оплодотворение как резкий перерыв постепенности развития, то необходимо признать, что момент зачатия есть начало существования человеческого индивида.
И тогда такая медицинская операция, как аборт, есть убийство индивида.

Тревогу и опасения научной общественности вызывает технология клонирования в виду возможности клонирования человека. Виднейший философ современности Ю. Хабермас усмотрел в ней угрозу человеческой нравственности. Действительно, вся система этики выстраивалась на том, что случайность пребывания каждого из нас в этом мире – факт неоспоримый. А раз человек оказался в этом мире случайно, значит, никто, кроме него, не несет моральной ответственности за его поступки. В случае клона о случайности говорит не приходится: он создан намеренно. Мало того, что в рамках существующих правовых систем определить правовой статус клона человека невозможно – к клону невозможно применять и привычные, апробированные тысячами поколений, моральные нормы. Клонирование человека может перевернуть всю систему морали, взорвать человеческое общежитие изнутри.

В поле внимания биоэтики попадают также проблемы экспериментов над живыми объектами, биологического отцовства, социального и суррогатного материнства, этические проблемы психиатрии, суицида, эвтаназии и др.
С развитием научно-технического прогресса их спектр расширяется.



Формування моральної позиції медичного працівника.

Формирование, как и разрушение, личности не происходит само по себе. Развитие личности совершается в течение всей жизни, но ее фундамент закладывается в период молодости. С. Н. Иконникова выводит интересную зависимость: чем напряженнее старт в деятельности, чем значительнее энергия, заключенная в молодости, тем успешнее деятельность в последующие периоды жизни. При этом важно принимать во внимание не только интеллектуальный потенциал, но и устойчивость философско-идеологических взглядов, нравственные качества, эстетический вкус, общественную активность личности. В этом перспектива развития личности и будущего специалиста — медика. Становление личности врача — это сложный противоречивый процесс, подчиненный ряду общих объективных закономерностей и собственных усилий молодого человека.

Формирование специалиста-врача требует одновременно с воспитанием личностных качеств обеспечить физическое развитие и закалку с тем, чтобы человек был сильным, ловким, выносливым, готовым к труду и к обороне. Греческая пословица гласит: «В здоровом теле - здоровый дух, который и построил это тело». Как человек оценивает себя, окружающих его людей, какие он ставит перед собой цели, что он считает более ценным или менее значимым, — от этого зависит его здоровье и судьба. Процесс формирования и развития личности студентов медицинских ВУЗов непосредственно связан с обучением и воспитанием и имеет свои особенности. Прежде всего, нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие, как чувства и осознание добра и зла, справедливости, долга, чести и совести, прекрасного, возвышенного, трагического, комического и другие, а также определенные вкусы и предпочтения у молодых людей сформировались уже в детстве, в семье и школе. В процессе обучения в ВУЗе они мало меняются.

К концу обучения (23—25 лет) у молодого специалиста заканчивается формирование личностных структур. Важно отметить, что только после практики в медицинских учреждениях можно достаточно четко оценить у выпускника его личностные характеристики, выраженные уже в форме определенного мировоззрения, типа личности, определить его перспективы. Основой личности врача является его профессиональная значимость. Подготовка студентов, их воспитание предполагают формирование высококультурной личности врача с научным мировоззрением, гражданской позицией, нравственно совершенной и профессионально искусной. Н. И. Пирогов, говоря о подготовке специалистов, в «Дневнике старого врача» писал: «Только разностороннему предварительному развитию своих способностей они и обязаны успехом в культуре избранного ими предмета... В формирующейся личности врача наиболее эффективной и стабильной является ориентация на профессиональные ценности.

Наблюдающееся в настоящее время уменьшение «таинственности» медицины врачу следует компенсировать совершенными качествами своей личности .К таким качествам врача относятся, прежде всего, высокая духовность (гуманизм, патриотизм и другие нравственные качества), профессиональное искусство, общая культура, фундаментальные знания в медицине, в философии медицины, в области естествознания и гуманитарных наук, особенно биологии и психологии, компьютерной техники. Врач больше, чем профессия — это и жизненная позиция, выражающаяся на практике в устойчивом альтруизме и подвижничестве. Поэтому гуманизм - определяющая черта личности медика. Гуманистом быть непросто.

Как-то собеседник спросил Л. Н. Толстого: какое время он считает самым важным, какого человека самым важным и какое дело самым важным? Подумав, великий писатель-гуманист ответил, что самым важным он считает настоящее время, когда можно что-то изменить; самым важным человеком того, с кем беседует, а самым важным делом — любить этого человека. Врач - не только образованная и культурная личность, это руководитель, проявляющий волю, исполнительность и инициативу, способный управлять коллективом, правильно и энергично проводить медицинские, профилактические и лечебные мероприятия, поддерживать у пациентов психологическую устойчивость, стремление к выздоровлению, ведению здорового образа жизни. Философская подготовка будущих врачей предназначена для осознанного и активного формирования целостной личности, обладающей научным мировоззрением, диалектическим мышлением, духовной культурой, логикой. Основным методом формирования и развития личностных качеств у будущих врачей является критический анализ и самоанализ — системный метод познания и самопознания, утверждения своей личности через преодоление противоречий в активной деятельности, обучении и самовоспитании.

45.Особливість філософського аналізу свідомості полягає у розкритті її буттєвих коренів, найважливіших ознак, властивостей та функцій. Всі ці проблеми досить часто ставляться в залежність від історичного аналізу свідомості, а останній передбачає визнання того, що свідомість колись виникає та зазнає певних змін в процесі розвитку суспільства. Тому до філософських проблем свідомості належить насамперед проблема її походження; це повинно бути зрозумілим у загальному плані хоча б тому, що ми досить часто, намагаючись дещо зрозуміти, шукаємо його коренів, тобто звертаємося до питання про його походження.

Сучасна філософія (і наука) не може дати остаточного і безсумнівного розв’язання цієї проблеми, але наявні на сьогодні авторитетні концепції походження свідомості допомагають цю проблему висвітлити і багато чого зрозуміти в її розв’язанні. До таких концепцій можна віднести: теологічну(релігійну), дуалістичну, еволюційну, трудову, теорію єдиного інформаційного поля та субстанційну. Розглянемо їх основні тези, зазначаючи водночас переваги та недоліки кожної концепції.

Сучасні концепції походження свідомості

•Релігійна: свідомість с проявом «іскри Божої», вкладеної у людину Богом при творенні світу

•Дуалістична: в основі всіх світових процесів лежать два начала: матеріальне та духовне. Свідомість є виявленням духовного начала буття

•Концепція походження людини та свідомості внаслідок розвитку праці: людина і свідомість формуються по мірі розвитку суспільної праці

Релігійна концепція стверджує, що свідомість людини є божим даром: створюючи людину. Бог «вдихнув у неї дух живий», наділивши, таким чином, людину часткою божественного світла. Власне людська свідомість із властивостями постає вже наслідком відомого із Святого Письма гріхопадіння: саме внаслідок нього людина почала розрізняти добро та зло а, отже, почала сприймати дійсність не цілісно, а частково, фрагментарно. Проте наявність в глибинах свідомості частки божественного зумовлює людське прагнення до вищого, здатність пізнавати істину і т. ін.

Дуалістична концепція наголошує на моментах радикальної відмінності між свідомістю та матеріально-чуттєвою реальністю, що відкрита людині, і робить звідси висновок про існування в світі двох родів явищ (або двох субстанцій) — матеріальних та ідеальних. Вони існують у тісному переплетінні між собою, а всі явища дійсності постають лише різними мірами їх єдності.

Концепція єдиного інформаційного поля наголошує на тезі, яка не викликає серйозних заперечень: усі процеси світу супроводжуються обміном інформацією. Тому логічно припустити, міркують її прихильники, що існує єдине поле інформації в усіх світових процесів та явищ. Людська свідомість — один із проявів інформаційних процесів, можливо, найяскравіший. Як буде показано далі, людську свідомість

Концепцію еволюції можна представити в різних варіантах. Наприклад, так звана «теорія панспермії» стверджує, що насіння життя («сперма») розвіяне по всьому Всесвіту. За наявності сприятливих умов воно дає результат: розквіт форм життя і його свідомих проявів.

Трудову концепцію або концепцію походження свідомості внаслідок розвитку праці враховують археологія та антропологія, і вона нібито має з їх боку численні підтвердження. Але багато чого при цьому все одно залишається незрозумілим. Наприклад, найдавніші кам’яні знаряддя праці відстоять від нас у часі на 2,5 млн. років. Але справді помітні прояви людської свідомості, пов’язані із спеціальними похованнями людей, на скельними малюнками та ін., з’являються в інтервалі 100 — 35 тис. років тому.

55. Структура свідомості Свідомістьяк внутрішній світ людини має складну структуру, котру традиційно досліджували філософія та психологія. У XX ст. структуру свідомості вивчали такі філософські школи, як феноменологія, психоаналіз, екзистенціалізм, структуралізм, герменевтика, когнітивна психологія та ін. Враховуючи результати останніх досягнень, слід зауважити, що складність фіксації структурних одиниць свідомості полягає у необхідності розмежувати її функціональні та результативні властивості, які в дійсному процесі свідомого життя людини перебувають у нерозривній єдності. Наприклад, пам’ять — це і здатність актуалізувати минуле (функція свідомості), і, водночас, наявність у свідомості певних образів, понять та переживань (структурні одиниці чи форми свідомості).

Отже, можна стверджувати, що структура свідомості є не чим іншим, як єдністю її властивостей та похідних від них (чи результативних) форм прояву.

Враховуючи це, структуру свідомості можна унаочнити в таких її складових: за рівнями свідомість функціонує в єдність самосвідомості, свідомого та підсвідомого, за складовими власне свідомість складається із мислення, емоцій і почуттів та волі.

Розглядаючи структуру свідомості, ми повинні розуміти певну умовність та відносність будь-яких її внутрішніх поділів: якщо свідомість передбачає ідеацію, то вона початково (і принципово) постає у характеристиках цілісного явища. Звідси випливає, що в людській свідомості не існує чіткої та однозначної межі між мисленням та волею. Тому ми здатні радіти інтелектуальним винаходам, прозрінням відкривати нові горизонти для мислення; волю, наприклад, можна вважати свідомістю в її дійовому спрямуванні, а сама воля неможлива без свідомого людського самоконтролю. Через це в сучасній філософії інколи вживаються дещо несподівані характеристики свідомості: свідомість це є можливість більшої свідомості.

Така структура свідомості засвідчує, що свідомість не тотожна психіці. Поняття «психіка людини» ширше порівняно з поняттям свідомості. Психіка людини вбирає у себе як свідоме, так і несвідоме та підсвідоме. Тобто значна частина людських реакцій, дій і т.п. відбувається на інстинктивному, або автоматичному рівні, не стає предметом усвідомлення, не освітлена променями розуму. Свідоме і несвідоме перебувають у постійній взаємодії. Психічні процеси стають предметом свідомого становлення людини, що їх вона контролює і спрямовує. У свою чергу, значна кількість усвідомлених дій людини внаслідок багаторазового повторення набуває значення автоматизму, звички, що не потребує втручання свідомості. Такі дії забезпечує несвідоме чи підсвідоме функціонування психіки.

Вищим рівнем свідомості є самосвідомість. Самосвідомість — це здатність людини робити об’єктом розгляду свою власну свідомість. На рівні самосвідомості людина (на основі ідеальних еталонів) здійснює самооцінку та самоконтроль, проводить аналіз своїх знань, думок, ідеалів, мотивів, вчинків та ін. Самосвідомість є обов’язком свідомості; без неї людина не змогла б зрозуміти себе, визначити своє місце у світі та вдосконалюватись. Іншими словами, самосвідомість — це діяльність душі людини, її спрямованість на свою внутрішню сутність, діалог «Я» з самим собою. В основі самосвідомості лежить рефлексія — специфічний спосіб мислення, що його можна назвати «подвійним баченням», тобто це розуміння самого розуміння, мислення самого мислення, сприйняття своїх внутрішніх станів, знань, уявлень, цінностей і, відповідно, умова конструктивної діяльності свідомості.

Виходячи з цієї схеми та вдаючись до значного спрощення, весь цілісний світ людського духу можна уявити у вигляді трьох великих сфер: мислення, емоцій та почуттів, волі. Ядро свідомості становить мислення — оперування предметним змістом, який свідомість має у вигляді знання. Предметний зміст свідомості означає, що ми завжди бачимо в речах значно більше, ніж: те, що дають нам відчуття. Наприклад, скульптор бачить у дереві майбутню скульптуру, різьбяр — майбутній виріб, хоча чуттєво їм надано лише дерево.

Усі складники людської свідомості предметно насичені. У зв ‘язку з цим, коли ми дивимося на картину, то відчуваємо емоції не з приводу барв або кольорових плям, а з приводу тих сюжетів із життя, що їх можемо угледіти в зображеному. Формою представлення предметного змісту дійсності в свідомості людини є знання, бо саме в знанні дійсність постає перед людиною як сукупність буттєвих одиниць. Внаслідок сказаного стає зрозуміло, що взаємодію свідомості людини з дійсністю можна виразити так: свідомість — знання — дійсність.

А)Без знання свідомості не існує, бо саме у знанні виявляється ідеальний статус її буття. У певному сенсі свідомість і знання є те ж саме, проте поняття свідомості дещо ширше, бо воно включає в себе не лише рефлексію на дійсність (знання, «відання»), а й рефлексію на результати першої рефлексії, тобто певні дії із знанням, певне їх використання. Специфіка мислення полягає в оперуванні предметним змістом свідомості, тобто мислення-це знання в дії; провідною формою мислення постають загальні поняття. Найпростіші поняття (наприклад «будинок») фіксують необхідні та суттєві властивості певного класу речей.

Б)Сфера емоцій людини — це процес переживання життєвої значущості явищ і ситуацій, внутрішній стан, що виявляє ставлення особи до зовнішніх подій. Так, позитивні емоції (радість, задоволення), як результат корисних чи приємних впливів, спрямовані на їх досягнення чи збереження, а негативні (ненависть, жах) — стимулюють активність на втечу від відповідних впливів або послаблення їх дії. Вищим рівнем емоцій є духовні почуття (наприклад, почуття любові), які формуються внаслідок усвідомлення зв’язків особи з найсуттєвішими соціальними та екзистенціальними цінностями. Почуття характеризуються предметним змістом, постійністю, значною незалежністю від наявної ситуації. Емоційна сфера здійснює значний вплив на всі прояви свідомості людини, виконує функцію засади діяльності.

В)Ще однією важливою складовою частиною духовного світу людини є воля. Вона виявляється у здатності людини мобілізувати і сконцентрувати всі духовні та фізичні сили на виконанні мети, яка не має безпосереднього біологічного значення (бо в останньому випадку можуть спрацьовувати інстинкти). Ознакою вольовитості виступає уміння приглушити в собі безпосередні життєві імпульси, хоча вольові акти можуть стимулюватись не лише розумом, знанням, а й емоціями, ціннісними установками. У будь-якому разі людська воля пов’язана з людською предметністю, зміст якої доступний лише свідомості.

Г)Дійові можливості свідомості виявляються в її функціях, єдність яких урешті-решт і забезпечує людині особливий спосіб буття. У скороченому, проте сфокусованому варіанті виділяють три основні функції свідомості: пізнавальну, самосвідомості та творчу. І дійсно, в них знаходять своє виявлення всі основні можливості свідомості. Докладніше вони розкриваються так: інформативна,пізнавальна, творча, оціночна, ціле покладання, прогнозування, організаційно-вольова,контрольно-регулятивна, соціально-адаптивна . їх зміст фактично вже висвітлений у попередньому розгляді проблем свідомості і проблем людського буття. До вищих функцій свідомості відносять функції сенсотворча, вироблення ідеалів та переконань, самовиховна; їх зміст ми також вже розглядали.

Основні функції свідомості:

• інформативна: забезпечення людини інформацією про стан та процеси дійсності

• пізнавальна: отримання знань у вигляді предметних характеристик дійсності

• творча: перетворення знань та інформації за допомогою мислення, інтуїції, уяви, фантазії

• оціночна: визначення на основі ідеальних еталонів, норм, правил, ступеня значущості тих чи інших явищ

• цілепокладання: формування образу-результату діяльності

• еенсотворча: формування життєвих сенсів через зіставлення реальності з ідеалами, цілями, еталонами

• організаційно-вольова: зосередження духовних та фізичних сил у напрямі досягнення мети

• контрольно-регулятивна: свідоме спостереження за діями людини та їх коригування

• самовиховна: свідоме прагнення організувати життя людини згідно з вищими духовними цінностями

Людська свідомість — це унікальне явище дійсності. Будучи внутрішнім фактором людської життєдіяльності, за своїм змістом та можливостями вона виходить далеко за межі життєвих потреб. Завдяки свідомості людина вибудовує у своєму знанні цілий універсум, що має внутрішню систему зв’язків та підпорядкувань. Свідомість пов ‘язана з продукуванням всеохоплюючих, еталонних, універсальних систем відліку та предметних орієнтацій, завдяки яким людина створює поняття, принципи, ідеї, тобто такі форми знання та мислення, що мають усезагальний та необхідний характер. За статусом буття свідомість є ідеальною (на противагу фізичному, чуттєво-матеріальному). Це означає, що вона формує завершені, кінцеві та еталонні предметні характеристики реальності, набуваючи здатності вимірювати та оцінювати будь-що. З іншого боку, це означає, що свідомість не має просторово-часових вимірів. Могутність та унікальність свідомості яскраво виявлена в її складній будові та в розмаїтості її життєвих функцій.

Наши рекомендации