Французский материализм 18 в
1) Фр.материализм: Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро.
Французские философы, , защищали принцип материальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи развития организмов.
Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой среды. Занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время приближающегося торжества разума, победы просветительских идей, в «век триумфа философии»(Вольтер).
Очередной прорыв науки (химия, биология). Развив. науки о чел-ке. Бефон док-л, что чел.возник. Выяснилось, что гос-во не всегда существовало. Природа первична. Природа – совок-ть всех вещей. Кроме мех-их св-в природа выдел.хим.и биол. Французы – атеисты. Все возник.из природы. 2 уровня познания: чувственное и логическое (рациональное). Мир дается в ощущениях, к-ые обрабат-ся законами логики и превр.в нек-ые понятия.
Разв-е: идея разв-я отсутствует, но развив-ся идея дв-ия. Движение – изменение вообще. Движение абс-но, покой относителен.
Видение чел-ка: Чел-к – природное сущ-во, облад.спос-тью мыслить, т.е. сознание само по себе не $; это кач-во чел-ка как прир-го сущ-ва. Человеч.природа (Ламетри): живое, т.е. биологич. А не механич.форма реальности.
Жульен Офре де Ламетри. Доказывал, что форма неотделима от материи и что материя связана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой корениться не столько способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек есть такое же животное, только отличается развитием ума («Человек–машина»). При этом изучал человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с элементами эволюционизма.
Возник ?: Откуда берется сознание. Дидро: у природы в целом есть нек-ое св-во, родственное мышлению, но мышл-ем не явл-еся. Это св-во – всеобщая чувствительность. Вывод: сознание природе не чуждо. Сознание рождается из природы.
Дени Дидро – внес некоторые элементы диалектики–идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность, Материалист. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Чувство- свидетельские показания, разум есть судья. Он не должен отрываться от ощущений, но и не должен безоговорочно им доверять. Методы познания--- наблюдение и эксперимент. Суждение, понимание--- далее. Все знания приходят через опыт, переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.
Общ-во: углубление в теорию общественного права и обществ.договора. Руссо. Люди изнач-но жили в общ-ве, где все были социально равны. Вдасть Î всем Þ понятие народного суверенитета. Но от природы люди не равны. Более сильные и умные стали захватывать собст-ть более слабых и вместе с собст-тью узурпировать власть. Т.о. гос-во – рез-т насилия и обмена. Гл.призыв Руссо – восстановить народный суверенитет.
Представление об общественном прогрессе: Кондорсе «Эскиз чел-кого разума», идея абс-ного прогресса. У Кондорсе развив.не чел-к, а мышление. Прогресс в истории – прогресс мысли, а не чел-ка вообще.
Поль Генрих Дитрих Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она–своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое» определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.
Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения. Материальные процессы–являются строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойства которых--- протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс, благодаря которому тела переносятся с одного места на другое; 2. внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Г. доказывает универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы действовать. Природа получила свое движение от себя самой(никаких первотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не может существовать Движение есть необходимый способ существования материи.
2) Англ.субъект.идеализм: Беркли, Юм.
Джордж Беркли – родоначальник. Критика англ.матер-ма. Чел-к воспринимает только свои «идеи», ощущ-я; Мир есть комплекс наших ощущ-й Þ $-ие вещей сост.в их воспринимаемости. Идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, к-я активна и может порождать идеи. Беркли признает Бога. Бог – гарант $-ия мн-ва сознаний. Т.о. мир – комплекс ощйщений Бога. Отвергает локковскую теорию первичных и вторичных качествах, объявляя все качества субъективными.
Давид Юм. Знания имеют опытное происхождение. Опыт дается нам через чувства, и у нас нет возможности определить меру соответствия наших представлений объективной действит-ти. Невозм.достоверно говорить о $-нии какой-либо действит-ти. Þ Скептик (сомневается во всем). Бог – комплекс наших ощущений. Агностик – мир не познаваем. Трудность: не можем судить о его познаваемости.
Кант
Докритический период: гипотеза возн-я солн.сис-мы из первичной туманности (опора – теория Ньютона), к-я отбросила попытки объяснения природы с пом. предст-я о «первотолчке». Вводит диалектич.принципы: в физич.реальности $ 2 противоп-но движущиеся силы (сила гравитации и сила инерции).
Критический период: дуализм. Обо всем ¥-ом мире судить не можем, мир непознаваем. 2 понятия: вещи-в-себе (ноумены, сущности – материализм) – непознаваемы, «трансцендентны» и вещи-для-нас (феномены, какие они нам являются – суб.идеализм и агностицизм).
Пытался примирить материализм и идеализм, науку с религией.
Доводы в пользу агностицизма:
1.Когда объективно сущ-щие вещи дейст. на наше созн-е, оно не может изм-ся иначе, как в соотв-ии со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те изм-я, к-ые они производят в нашем созн-ии.
2.Решение проблемы ощущения: чел. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для св-в внешних вещей.
3.Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-й, объект-й мир всегда шире того, к-й представлен в нашем чувственном опыте, мы не способны делать на основе опыта заключения истинной или строгой всеобщности. Действительное мировоззрение принципиально невозможно. (Научный материализм мог появиться только пройдя критику Канта способности чел. разума к познанию сущности беск-го мирового целого)
Вещи-в-себе действуют на органы чувств, в нашем сознании рождаются образы и понятия. Процесс познания (ступени):
v Созерцание. Хаос ощущений (не отраж-их собст. природы вещей) упорядочив-ся с пом. 2 априорных форм (созерцания) – простр-ва и времени. Априорное – доопытное, не выведенное из чувственного опыта. С пом. пр-ва и времени чел-к создает чувств. картину мира.
v Рассудок. Эта картина снова упоряд-ся с пом. априорных категорий (мышления: 12 шт.) – единство, мн-во, реальность, ценность, отриц-е, кач-во и др.. С пом. категорий мышл-е создаёт науку, формулирует законы науки, к-ые отнюдь не Î самой природе, а «предписаны» ей чел-им мышл-ем.
v Разум. Ничего не созд. заново. Он имеет дело с обобщениями, полученными рассудком. Обладая априорным стремлением к завершенности мысли, разум групп-ет и завершает мысли в виде 3-х идей:
Ø Космологической (о внеш.мире)
Ø Психологической (о душе)
Ø Теологической (о боге)
В основе космол. идеи 2 действующих фактора:
® Стремление знать сущность внеш.мира
® Невозможность перехода ч/з пропасть м/у феноменом и ноуменом
Когда разум доходит до этих обобщений (в рез. дейст-я этих факторов), он запутывается в неразреш.противоречиях – антиномиях чистого разума. Каж.антиномия сост.из тезиса и антитезиса:
1) Мир конечен в пр-ве и во времени – Мир бесконечен в пр-ве и во времени
2) Мир сост. из простых вещей – Мир делим до бескон-ти
3) В мире всё движется – В мире всё покоится
4) В мире всё $ по необх-ти – В мире всё случайно
5) В мире $ абс-но необх-ое сущ-во – В мире нет такого сущ-ва
Разум не может выйти из парадокса, т.к. мир непознаваем.
Кант впервые в Новое время показал, что мышление с необходимостью приходит к неустранимым противоречиям. Конечное и бесконечное – противоположные понятия, к-ые не м/б совмещены.
Гегель
Основа – 2 фунд. понятия: абс. логическая идея и развитие.
Логич. идея – мысль, сущесвующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека. Природа и человек – лишь рез-ты или ступени мышл-я, логич. идеи. Идея мыслит по законам логики, к-ые явл. законами разв-я. Логика Гегеля – диалект. логика.
Развитие – дв-е от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. Разв-е идеи – процесс ее самопознания, дв-я к истине. Каж. послед-ая ступень познания выступ. в кач. истины предыдущей и находит свою истину в последующей.
Осн. законы разв-я:
1) Переход кол-ва в кач-во и обратно
2) Единство и борьба противоп-тей (или «тожд-ва противоп-ей»)
3) Отрицание отрицания
Ступени разв-я идеи: Логика, Природа, Дух. Логика – тезис, Природа – антитезис, Дух – синтез.
1) Логика. Идея, $-уя до природы, пр-ва и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. Здесь 3 ступени разв-я идеи: бытие – сущность – понятие.
Ø Чистое бытие – чистая мысль как таковая, лишенная определений и характеристик. Бытие – ничто. Чистое бытие логически превр. в небытие, тожд-нно небытию. «Бытие и ничто суть одно и то же». Эта фраза ввела диалект-й способ мышления противоположностями, к-ые не остаются в их абс-ой разделенности, а образуют единство, переходят др. в др. (становятся тожд-ми), оставаясь противопол-ми, благодаря чему происх. процесс разв-я мысли. Борьба бытия и небытия создают становление, в рез. к-го рождается наличное бытие, в свою очередь переходящее в качество, кол-во и меру.
Ø Сущность и понятие. Противопол-ти отражаются, рефлектируются др.в.др., «взаимопроникают друг друга».
2) Природа. Идея переходит в инобытие. Природа вкл. 3 «царства», или ступени: механика, физика, органика, к-ые явл. выражением разв-я идеи, скрытой под материей с её пр-вом и временем.
3) Дух. Идея «возвращается в самое себя». Дух предст. собой идею, выраженную в чел. общ-ве. Идея, пройдя ряд послед-ых этапов разв-я, приходит к осознанию самой себя в целом («абсолютный дух»).
Принцип, опред-щий разв-е общ-ва: «все действительное разумно, все разумное действительно»
В j-ии Гегеля действительным явл. лишь то, что необходимо. Только небходимое оказывается разумным. Необходимым, в свою очередь, выступ. лишь то, для чего $-ют объект-ые усл-я.
Развитие абсолютной идеи бесконечно.
Идеализм и диалектика. j-ия Гегеля содержит неразрешимое внутреннее противоречие м/у идеализмом и рациональным содержанием диалектики. В основе разв-я – логическая идея Þ диалектика получает непоследовательный, ограниченный характер, т.к. разв-е в сущности должно прекратиться, как только идея познает саму себя. Диалектика Гегеля была идеалистической и Þ незаконченной, непоследовательной, повернутой в прошлое.
Т.о. Гегель продемонстрировал, что диалектика не может стать научной и последовательной, если она развивается на базе идеализма.
Развитие трактуется им как порождение единичных вещей общим (субстанцией), что неверно. В реальной жизни ничто единичное не рождается из общего как такового.
Гегель подверге критике агностицизм Канта.
Фейербах
Критика идеализма. Первонач. Ф. увлекался ф. Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. Ид-м есть рационализированная религия, а j и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в осн. j - знание, стремл. раскрыть действит. прир. вещей. Þ критика религии. Религия и близкая к ней по духу идеалистич. j возникают посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в действит-сти принадл. ч-ку. Так возник. трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - ч-к - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего, и т.о. лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религ. заблуждений необх. понять, что ч-к - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Матер-зм Ф-ха антропологический. Он не сводит всякую реальность к механич. движ-ю и рассм. природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Ф. – не понятие материи, а ч-к как психофизич. единство души и тела. Исходя из такого понимания ч-ка, Ф. отвергает его идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде всего как духовное существо. По Ф., тело в его целостности как раз и составляет сущность чел-ского «Я»; дух.начало в ч-ке не м/б отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Чел.природа толкуется Ф-хом преимущ. биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеч. рода. Т.к. обществ. жизнь людей является по существу практической, Ф., упускает из виду роль практики как в ходе историч. жизни человека, так и в процессе познания. Ф. полагает, что ощущение составл. единств. источник познания. Только то, что дано нам через органы чувств обладает подлинной реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как физич. объекты, так и психич. состояния других людей; не признавая никакой сверхчувств. реальности, Ф. отверг. и возможность чисто отвлеченного познания с пом. разума. Антропологич. принцип Ф. в теории познания выраж в том, что он по-новому интерпретирует само понятие “объект”. По Ф. понятие объекта первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому первый объект для ч-ка - это другой человек. Любовь к другому ч-ку есть путь к признанию его объект-го $-ия, а тем самым к признанию $-ия вообще внешних вещей. Из внутр. связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистич. мораль, кот. должна встать на место иллююзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви к другим людям. Антроп. мат-зм Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля. Ф. встал на защиту именно природ-биол начала в чел-ке.
Ф. отбросил идеализм вместе с его рациональным зерном – диалектикой. В объяснении общ-ва по-прежнему сохр.идеализм: история движется благодаря D-ию идей, прежде всего вследствие перемен в религии. Идеализм в объяснении общ-ва и метафизика находились в неразрывной связи в воззрениях Ф-ха. Источник ид-ма в его j-ии коренится в ограниченности понятия материи как природы, бесконечной совок-ти вещей. Необходимо было вкл.в понятие материи идею разв-я. Материализм не мог быть научным, «достоверным до верху», if он оставался метафиз-им.