ПОСЛЕСЛОВИЕ (Вместо заключения)
Хочется искренне надеяться, что внимательно прочитавший данное учебное пособие, не остался тем, кем был до этого, хоть немного стал другим, задумался над сложными и, вместе с тем, очень важными этическими, нравственными проблемами. Размышления о долге, добре и зле, о смысле жизни и справедливости, о счастье и совести образуют особую, этическую, сферу бытия людей. Эта сфера не является отдельной, специфической областью человеческой жизнедеятельности. Она присутствует во всех взаимосвязях людей и окружающего их мира: в отношении к природе, к обществу и конкретному человеку, к своей работе, к собственному делу, к карьере, к любой созидательной деятельности на Земле.
Наша планета Земля – колыбель человечества, наш Дом. Наша жизнь, наше благополучие зависят от здоровья и процветания нашей планеты. И не пора ли людям серьёзно об этом задуматься?
В начале третьего тысячелетия можно сказать, что Homo sapiens, погрязший в коррупции и до зубов вооружённый знаниями, разграбил и промотал кладовые природы, отравив заодно собственную среду обитания. Скорей всего, основы безуспешно решаемой проблемы заложены в нашей нравственности. В свое время за любопытство атомщиков, подогреваемое амбициями политиков, человечество заплатило Хиросимой, Чернобылем и другими катастрофами. Где гарантия, что очередной эксперимент не вызовет рукотворный конец света? Наука такую гарантию дать не может. Развитие химической промышленности грозит отравлением всего живого на Земле. А желание клонировать человека? Мы даже представить себе не можем обратную сторону этого «мощного» открытия. Очевидно, бесполезно вводить мораторий на какие-либо исследования в области генной инженерии – они будут нарушены в тайных лабораториях во имя обогащения, власти, славы, амбиций и других соблазнов. Возникает закономерный вопрос: зачем нужен научно-технический прогресс, если он ведет к уничтожению человечества на Земле, если он может привести и к уничтожению самой планеты?
Единственное, что может спасти человечество от злоупотреблений научно-техническим прогрессом, это нравственное чувство.
Сегодня особую роль приобретает нравственность человека вообще и, в первую очередь, нравственность ученых, политиков и руководителей всех уровней, деловых людей и предпринимателей в их работе, в деловом общении и в обыденной жизни.
Говоря об общечеловеческой этике, уместно коснуться понятий – патриотизм и национализм. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Однако, принимать свой народ за воплощение полного и высшего совершенства на земле – значит проявлять тщеславие и больное националистическое самомнение. Глубокий, духовно верный, творческий национализм – национальная идея – проявляется в формах национального благородства и международной справедливости. И это этично, так как мы все живём на одной планете.
Россия – великая страна. Это наша Родина. Мы любим её, мы патриоты своей страны. Но следует помнить, что граждане Франции, США, Германии и любой другой страны, также горячо любят свою Родину. Трагическим заблуждением человечества являются все болезненные националистические и расистские теории и взгляды. По большому счёту – все люди на Земле братья, не зависимо от страны рождения и проживания, вероисповедания, цвета кожи и т.д. Людям пора говорить не только о национальном патриотизме, но и о патриотизме землян. А все поиски «образа врага» – происки недобросовестных политиков, действующих в своём стремлении к власти по принципу «разделяй и властвуй». Земля богата. И как прекрасно человечество могло бы жить, если бы не тратило свои силы и ресурсы земли-матушки на войны, на создание орудий уничтожения друг друга. И это было бы этично. Следует научиться ценить и любить своё, родное, принимать его, как есть, и совершенствовать его своим мирным трудом, и, при этом – уважать иное, не завидуя и не критикуя.
И это этично.