Немецкой классической философии

Иммануил Кант (1724-1804) – является родоначальником немецкой классической философии. В творческом развитии Канта обычно выделяют два периода: докритический (до 1770 г.) и критический.

В докритический период Кант занимается главным образом естественнонаучными пробле­мами и стоит на стихийно-материалистических позициях. В сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» в 1755г. Кант выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из первоначальной газовой туманности, которая до сих пор существует в науке как гипотеза Канта-Лапласа.

С 70 г. XVIII в. начался второй — критический — период деятельности мыслителя, где основное внимание уделяется вопросам философии, критическому анализу познавательных способностей человека и границ, до которых простирается его знание.

Иммануил Кант – один из классиков европейской философии, его новаторство в философии очевидно. Свое учение Кант называл трансцендентальной философией. Термин «трансцендентальный» имеет несколько значений. Прежде всего, Кант стремится противопоставить свою философию философии трансцендентной, т.е. «запретной» - такой философии, которая берется рассуждать о вещах, которые не могут быть единообразно для всех людей представлены ни в чувственности, ни в рассудке, ни в разуме, а являются предметом веры. Предметы веры, согласно Канту, должны быть вынесены за скобки научной философии, хотя, конечно, могут оставаться важной частью «индивидуальной метафизики». Сам Кант был глубоко верующим христианином-протестантом. Но вера находится за пределами науки и научной философии, она – «святая святых» личности. По сути, вера у каждого своя, отличная от веры других. Точно также у каждого свой опыт. Поэтому объекты опыта не могут быть предметом научной, т.е. общезначимой философии. Следовательно, статусом универсального, общечеловеческого, не зависящего от индивидуальных различий людей обладает то, что не является предметом веры, с одной стороны, и то, что не связано непосредственно с опытом – с другой. Именно эта сфера, лежащая в пространстве между верой и опытом (трансцендентальная сфера), может быть исследована научно. Она есть предмет трансцендентальной философии. Выводы такой философии могут быть восприняты всеми людьми, так же, как ими воспринимаются истины естествознания и математики. Но одновременно это означает, что такая философия описывает не конкретного (эмпирического) человека, а некоторую модель «человека вообще» - трансцендентального субъекта. Кант убежден, что можно отвлечься от различий между людьми – расовых, национальных, культурных, индивидуальных – и выявить свойства познавательных способностей, в общих чертах присущие всем людям.

Основные работы: «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены» (1783), «Критика практического разума» (1788).

В центре внимания Канта – человек, и философствование начинается не с вопроса о бытии (онтологии), а с анализа познавательной деятельности человека. Основной задачей своей философии Кант видит критическую оценку познавательных возможностей человека, преодоление реальных трудностей, крайностей эмпиризма и рационализма, осмысление диалектики субъективного и объективного, человеческого и природного, чувств и разума.

Кант ставит и последовательно решает три вопроса:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен знать?

3) На что я могу надеяться?

Он утверждает и доказывает, что ответ на эти вопросы представляет собой ответ на вопрос: «Что есть человек?».

Проследим логику философской системы Канта.

Что я могу знать?Ответ на этот вопрос предполагает анализ познавательных способностей человека. По Канту познание проходит последовательно три ступени:

1) чувственное созерцание (способность к ощущению);

2) ступень рассудка (способность к понятию и суждению);

3) ступень разума (способность к умозаключению, идее).

Существует независимый от сознания людей внешний мир, он является источником наших ощущений. Эти ощущения первоначально хаотичны, ни пространственно, ни временно не сгруппированы, причинно не связаны между собой. Чувственное созерцание дает чувственный материал многообразия, хаоса ощущений.

Как упорядочить этот хаос ощущений? Для выполнения данной задачи Кант впервые в философии вводит понятие «рассудок» для обозначения реальной промежуточной между чувствами и разумом ступени познания. На этой ступени процесс познания состоит во внесении порядка в хаос ощущений и получение знаний о явлении. Но как? Кант делит знание на две рубрики: апостериорное (послеопытное) и априорное (доопытное). Рассудок основан на доопытных, постоянно присущих сознанию человека априорных формах чувственности. Априорные, значит существующие до опыта, но не врожденные. Это есть обладание сложившимися в науке и культуре формами познания, категориями (понятиями) пространства, времени, причинности. Процесс познания состоит в наложении априорных форм чувственности, категорий рассудка на «материал» ощущений, что приводит к пространственно-временному упорядочению хаоса ощущений, к установлению между ними причинных связей. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственных данных под единство понятия.

Эта идея Канта основана на различении понятий «помыслить» и «познать». Согласно Канту, чтобы нечто могло быть познано, оно должно быть предварительно помыслено. Непомысленная вещь никак не представлена в сознании и поэтому, конечно, не может быть познана. Научно-теоретическое познание имеет как раз дело с мыслимыми предметами. Как же человек мыслит нечто, чему нет прямых аналогов в чувственно воспринимаемом мире, например: «число», «сила», «масса», «математическая точка», «добро», «справедливость» и другие? Для этого существует специальная способность. Кант называет ее способностью продуктивного воображения. Он хочет этим сказать, что теоретическое познание предполагает конструктивную деятельность сознания. Теоретик сначала мысленно конструирует нечто, а затем познает то, что уже помыслено. Так, открыватели математического анализа изобрели понятия математического предела, функции, производной и т.д., а затем исследовали их свойства.

Мыслимые и познаваемые предметы – это, с точки зрения Канта, явления или феномены. Так возможно научно-теоретическое познание, как знание о феноменах, когда вещь природы становится «вещью-для-нас». Тем самым Кант преодолевает крайности материалистического и субъективно-идеалистического эмпиризма, ибо знание о феномене становится возможным лишь в результате воздействия объекта на органы чувств (хаос ощущений) и познавательной активности субъекта (упорядочивание хаоса априорными формами чувственности в процессе рассудочной деятельности). В то же время Кант преодолевает и крайности эмпиризма в целом и рационализма. Вывести знание буквально из чувственных данных невозможно, поэтому не правы эмпирики, считающие такое выделение возможным. Но не правы и рационалисты, признавая такое знание врожденным, полученным неизвестно откуда. Кант находит решение этой сложнейшей философской проблемы.

Приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке формами познания, категориями, которые обеспечивают возможность познания. Тем самым индивидуальный субъект, обладая априорными категориальными конструкциями и чувственными данными одновременно, своей способностью к продуктивному воображению синтезирует рациональное и чувственное и получает знание о феноменах. В этом синтезе и состоит природа науки.

Но рассудок не является высшей познавательной способностью: ему не достает цели. Руководить деятельностью рассудка, ставить ему цели может только такая познавательная способность, как разум.

Мир распался на мир пространственно-временных явлений (вещей-для-нас), чувственно воспринимаемых и познаваемый наукой, и мир лишь мыслимый, сверхчувственный, который пытается познать теоретичекий разум – метафизика.

Но теоретический разум в своем стремлении за феноменами помыслить сущность вещей, последние цели бытия сталкивается с антиномиями. Антиномии - два исключающих друг друга положения, признаваемые в равной степени истинными с позиций теоретического разума. Таким образом, разум в своем стремлении познать мир впадает в противоречие с самим собой, которое он не в силах разрешить спекулятивно.

Кант выделяет и рассматривает следующие четыре антиномии:

1) мир конечен и в то же время бесконечен во времени и пространстве;

2) в мире существует только простое и неделимое, и в то же время в мире все сложно и делимо до бесконечности;

3) в мире существует свобода, в мире все необходимо;

4) существует Бог как первопричина мира, и нет Бога как первопричины.

Вещь становится «вещью самой по себе», ноуменом – непознаваемой с позиций теоретического разума. Человеку необходимо знать сущность вещей, но ее невозможно непротиворечиво помыслить. Мир сверхчувственный (мыслимый, трансцендентальный) теоретическому разуму оказывается недоступен, непознаваем. Как быть? Как же жить человеку в мире? Что я должен все-таки знать?

Наличие антиномий, с которыми сталкивается теоретический разум, по Канту еще не означает, что мир этот вообще никак не свидетельствует о себе человеку. Мир открывается практическому разуму, т.е. разуму, который руководит поступками человека. Каждый человек знает, в чем состоит его долг, как он должен себя вести, т.е. человек должен знать и подчинять себя каким-то нормам нравственности. Сфера деятельности практического разума, по Канту, и есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, социальности.

Поведение человека может быть:

1) безнравственным (попирающим нравственные нормы);

2) нравственным (соответствующим нравственным нормам, но мотив этого поступка лежит за пределами нравственной сферы – страх перед наказанием, осуждением, стремление к похвале);

3) моральный (соответствующий нравственным нормам и мотив его основан на уважении к этим нормам, основан на уважении к долгу, говорит о том, что человек свободен от внешнего принуждения.

Такой человек, совершающий моральные поступки, – носитель всеобщего разума. Высший закон всеобщего разума, закон выражающий свободу человека, общий для всех разумных существ Кант называет категорическим императивом (безусловным требованием). Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». В такой формулировке данный закон пригоден всем людям. Однако мы нуждаемся в формулировке, соответствующей нашему месту в мире. Поэтому вторая формулировка категорического императива как основного закона: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и к самому себе только как к цели, и никогда как к средству».

Таким образом, мораль и ее основной закон – есть то, что должен знать человек, чтобы жить в мире. Именно в сфере умопостигаемых отношений свободная воля практического разума принуждает действовать индивида не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с категорическим императивом по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям. Существо, способное действовать в соответствии со всеобщими целями, есть существо свободное.

Однако всегда ли человек руководствуется основным моральным законом, а если и находит в себе силы поступать в соответствии с ним, то где гарантия, что другие люди следуют ему? По Канту, только вера человека в собственные нравственные силы и вера в то, что все люди также стремятся следовать моральному закону, - есть то, начто я смею надеяться. Кант заключает: «Вера нужна человеку, без веры человек не сможет примириться с существованием зла». Отсюда вера в Бога есть религия разума, чистая вера в добро, в собственные нравственные устои. Религия выводится Кантом из морали, а не наоборот, как это было в религиозной философии. Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Бог – это просто абсолютно нравственный закон.

Из последовательных ответов на три основополагающих вопроса философии вытекает антропологическое учение Канта: Что есть человек? Кант преодолевает концепцию европейских просветителей (Руссо, Локк) о естественно-природном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствии со своей критической философией Кант разделяет мир человека и человеческих отношений на мир феноменов, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и мир трансцедентального, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Философия Канта – это философия трансцедентального субъекта.

Безусловное уважение к проявлениям свободы другого является требованием, превышающим возможности человека. Поэтому необходим институт, принуждающий к уважению свободы друг друга, ограничивающий, но не уничтожающий свободу каждого индивида. Таким институтом является правовое государство, где действует принцип разделения властей. Правовое государство основано на ненасильственном законопослушании и международном мире. Правовые государства вступают в союз, обеспечивающий вечный мир. Развитие цивилизаций (наука, искусство) способствует развитию морального образа жизни, что не противоречит естественному порядку вещей.

Кант по праву гордился тем, что сделал в философии. Он имел все основания надеяться на то, что его философия «потребуется человечеству для высоких помыслов». В системности и научной утонченности рассуждений Канта – секрет силы его философии. Кант рассматривает в системе основные стороны человеческой жизни, и всем им отдал должное. Ведь так актуально и значимо для современного человека положение, логически выводимое из философии Канта: в познании человека наука, искусство, метафизика (философия), мораль и религия не исключают, а взаимно и последовательно дополняют друг друга.

Философия Иммануила Канта дала мощный импульс развитию немецкой философии.

Еще при жизни великого мыслителя его система подверглась критике тех, кто, как им казалось, более последовательно изложит свою точку зрения.

Иоганн Фихте (1762-1814). На место трансцендентального субъекта Канта он ставит абсолютное «Я», исходя из деятельности которого, пытается объяснить всю полноту реальности, весь объективный мир. Абсолютное «Я» Фихте – это деятельностное «Я», которое реализует себя в свободном творчестве. «Я» не определено через вещи, а само определяет их. Фихте назвал свое учение наукоучением. Мир берется как деятельность человека, субъект объявляется единственной основой мира: Я есть все.

Объект (не-Я) у Фихте, по сути, оставлен за пределами философских исследований. Чтобы покончить с принижением природы субъектом, другой немецкий мыслитель Фридрих Шеллинг (1775-1854) создает философию «тождества» субъекта и объекта, духа и природы. Источник всего - абсолютный, вечный разум: «Все есть Я». Материя – особое состояние духа, окаменевший разум. Абсолютное Я - есть тождество S – O; есть борьба противоположностей Я и не – Я; субъективного и объективного. Абсолютное Я провозглашается источником природы и человека. В самом принципе тождества мышления и бытия содержится предпосылка, что сущность вещей есть разум как всеобщий принцип организация реального мира. С этой точки зрения дух уже не является человеческим, а признается духом абсолютным, пронизывающим все формы существования мира, в т.ч. и содержание мышления.

Наши рекомендации