Человек: его природа и сущность, их проявление в социальной практике и образах искусства.
А) Философия как высший уровень мировоззрения. Б) Философия и сферы культуры.
А) Ф.- (терм. введен Пиф-м, “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость = любовь к мудрости) Поиск ответов на макс-но всеохватные вопросы бытия. Метанаука. В состав Ф. входят: 1. теоретическая философия (систематическая философия): вкл. в себя онтология — учение о бытии; гносеология — учение о познании; диалектика — учение о развитии; аксиология (теория ценностей); герменевтику (теорию понимания и толкования знаний); фил-я науки. 2. социальная философия; 3.этика; 4.эстетика; 5.логика; 6.история фил-и.
Областями познания Ф. явл. фил-я: науки, языка, искусства (эстетика), практики (этика), культуры.
Важнейшие функ-и Ф.: 1) мировоззренческая (воззрения на мир). Мир-е – система устойч. взглядов чел. на мир и свое место в нем. Состоит из миропонимания, мироощущения и мировоспр. Уровни М.: a)жизненно-повседн. b)философский. Выделяют 4 формы мировоззрения: мифологич-е, религ-е, философское и научное. Ф. допустимо опред. как мир-е, но оно всегда нужд-ся в интерпр. на осн.практики: науки и искусства.;
2) методологическая. М.- учение о методах- опред-е способов достиж. какой-л. цели, напр. эффективного констр-я научн. по знания, поэтич. тв-ва, соц. практики. Напр., исторический метод (знание истории вопроса, кот. занимаешься). Заметим, что в античности различие между наукой и ф. еще не было выявлено, т.е. и то и др. стрем. к систематическому, доказательному и проверяемому знанию.
Б) К.(cultura-улучшение, соверш. чего-л.)- все, что создано человеком. В этой связи Цицерон считал, что К. не исчерп. Ф., но именно в ней к. дана в своей предельной полноте и пред. возм. осмыслении. *Вплоть до посл. четв. 20в. К. было принято делить на а) Материальную (все созд. руками ч.) б) Духовную (нравы, обычаи, сист. ценностей). àСоциальная к-ра - связующее звено 2-х к-р. От уровня ее разв.зависит все остальное.
Фун-и К.: 1) Фун-я накопления хранения и передачи информации, 2) Знаковая функция, 3) Адаптивная функция, 4) Регулятивная (нормативная) функция, 5)и тд, à Человек: продукт к., транслятор к., потребитель к., производитель к.
+ Еще функ-и Ф. частично совп. С ф-ми Культуры: 3)Ценностно-ориентирующая (Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей), 4) Критическая функция (Критич. отнош. Ф. к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования), 5)Интегрирующая функция (Ф. обобщает накапливаемое чел-м знание, сист-т и интегрирует его в ед. систему) 6)Идеологическая функции, 7)Воспитательная функция, 8)Прогностическая функция, 9)Проектировочная функция.
Гегелевская «ромашка», где «лепестки» — области фил. изучения разн. сфер культуры: (философия морали/искусства/техники/религии/полит/права/истории/природы).
Человек: его природа и сущность, их проявление в социальной практике и образах искусства.
Ч.- био-психо-социальное сущ-во. Представитель вида homo sapiens. Генетически связ. с друг. ф-ми жизни и выдел. из них благодаря способн. производ. орудия труда, облад. членоразд. речью, мышлением, сознанием и нравственно - этич. качествами. *Принадлеж. 2-м мирам (соц. и животн.): Посредством социализации в рамках чел. Общ-ва человек превращ. Из биологич. массы в личность. Сущность чел. завис. от его дуальной натуры. ***Общ-воàЧà общ-во. (Объект соц. практики — способы жизнедеятельности людей). Этими вопр. заним. Практическая философия- этика (но она отлич. от узк. смысла «этики»).
4 сферы в кот. Ч. проявл. себя ярко:Страсти. (природа страсти иррац. Ч.не играет, не пыт. казаться). Положительные: ; Отрицательные.Свобода (реализовать себя в своем предназн., поняв его)Творч-во (созд. Нового!)Красота— «добрая красота» с т зр. Востока не м.б. эстетики безобразного
Точки зр. На Ч.: *Конфуций: развит. чел-ка определ. божественным небом, направляющим нравственность людей по пути гуманности, уваж., почтительности, справедливости, выполнения требований этикета. *Многие фил. др. Греции и Рима связ. жизн. путь ч. с космич. предопред.àпокорение мировому порядку вещей.
Наиб. отчетливо фаталистические идеи звучали в трудах стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий): цель заключ. в том, чтобы бесстрастным мудрецом жить «в согласии с природой». Это ед.способ достиж. гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Поворот к познанию собственной сущности - идеи софистов: Протагор заявил, что «человек есть мера всех вещей: существующих, что они сущ-т, несуществующих, что они не сущ.». Сократ провозгласил принцип «познай самого себя».
Если на Востоке тело и душа человека считались органично связанными, например, духовное развитие предполагало специальные физические упражнения, режим жизни и проч., то в Древней Греции душа и тело рассм. как особые формы бытия. По Платону, душа человека бессмертна, кот. обитает в мире идей, на определенный период поселяется в теле. Аристотель пытался «примирить» обе стороны человеческого бытия, объявив ч. «разумным животным», Ницше же наоборот ч.-«больное животное» .