Немецкая классическая философия.
Немецкая философия второй пол.XVIII- первой пол.XIX вв. стала высшей точкой развития классического философствования. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1729-1804) – один из самых великих европейских философов. Вся последующая философия вышла из Канта, и решает проблемы, выдвинутые Кантом. Кант определил предметную область философии: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек?
Кант поставил и ответил на вопрос о пределах свободы человека, его познавательной и преобразовательной деятельности: как возможна свобода человека? Внешние обстоятельства требуют от человека той или иной линии поведения, но выбор поступка зависит только от него самого, от понимания своего нравственного долга. Центральная идея философии Канта – идея автономности нравственности: только сам человек несёт ответственность за выбранную им линию поведения. Свобода есть следование долгу, следовательно, только нравственный человек свободен. Нравственный долг Кант сформулировал в форме нравственного закона – категорического императива, основного принципа поведения.
Действуй так, чтобы норма твоего поведения, могла стать всеобщим законом; никогда не относись к другому человеку как к средству, но как к цели.
Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы теоретического разума – о существо-
вании Бога, души, свободы – от вопроса практического разума: что мы должны делать? Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чём наш долг, шире теоре-
тического разума и независим от него.
Кант исследовал также вопрос о том, возможна ли метафизика (философия) как наука. Всё наше знание относится к пространственно-временному миру. Если признать, что пространство и время идеальны, т.е. не формы бытия вещей, а только формы их созерцания нами, то мир расколется на мир пространственно-временных явлений и мир вещей в себе; на мир чувственно воспринимаемый и познаваемый наукой, и мир сверхчувственный, научно не познаваемый, а лишь мыслимый. Вот этот только мыслимый мир, который недоступен созерцанию, и пытается познать метафизика, что невозможно, ибо вопросы о существовании Бога, души, свободы для теоретического познания неразрешимы. «Вещи в себе» - трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства и при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия – антиномии, т.е. противоположные утверждения, которые соотносятся как тезис и антитезис.
Первая антиномия: 1) тезис – мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве;
2) антитезис – мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен во времени и пространстве.
Вторая антиномия: 1) всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого; 2) Ни одна сложная вещь не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого.
Третья антиномия: 1) к миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо (Бог); 2) нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины. Иными словами Бога нет.
Идеи Бога и бессмертия души, теоретически недоказуемые, имеют практическую значимость, поскольку человек, хотя и является носителем разума, одновременно и земное ограниченное существо, нуждающееся в поддержке своего выбора в пользу морального поведения. Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Хотя идея Бога практически реальна, это только идея.. Поэтому нелепо говорить об обязанностях человека перед Богом, равно как и о религиозных принципах построения государства. По мнению Канта, государство должно быть правовым, в нём должен действовать принцип разделения властей. Согласно Канту, поведение будет добродетельным, если целью его является собственное нравственное совершенство и счастье других. Таким образом, Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы – многообразия явлений в пространстве и времени.
Георг Вильгельм Гегель (1770-1831) – последний мыслитель, попытавшийся обобщить в собственной философии все знания, все науки, существовавшие в его время. Его учение – грандиозная система: философия природы, философия духа, философия истории, философия права, философия религии, история философии. Гегель впервые представил весь мир ( природный, духовный, исторический) в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Природа и общество – формы существования Абсолютной идеи, Мирового разума – в этом суть философской системы Гегеля. Абсолютная идея – это объективно существующее мышление, первоисточник всего существующего и содержание всего мирового процесса и основной результат его развития. «Всё действительное разумно, и всё разумное действительно». Воплощение Абсолютной идеи на Земле – государство. Человек – не цель, а средство благоденствия государства. Свобода человека – в следовании закону. История есть прогресс в сознании свободы. Рано или поздно весь мир осознает истинную свободу и тогда история окончится.
Гегель – отец диалектики и диалектического метода. Основные черты диалектики:
1) признание взаимосвязи, развития, движения; 2) источник развития – противоречия; результат есть снятое противоречие; 3)механизм развития – превращение количества в качество; 4) сохранение преемственности в развитии. Гегелю принадлежит открытие основных принципов, законов и категорий диалектики. Он ввёл диалектику в процесс познания. Для него истина – это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Философия Гегеля – объективный идеализм, т.е. на вопрос «Что первично – материя или сознание?» - Гегель отвечал: дух, Абсолютная идея, а природа является отражением этого духа. Диалектика Гегеля – это диалектика понятий, духовного развития, а не вещей.
Людвиг Фейербах (1804-1872) – крупный немецкий философ-материалист, выдающийся представитель немецкой классической философии. Главной темой творчества философа была критика религии и гегелевской философии, как рафинированной религии. Причина религии - в природе человека и условиях его жизни. «Нужда – отец религии, воображение - её мать».
В центре его философии – человек, как высший предмет философии (антропологический принцип). Не Бог создал человека, а человек Бога. Человек по Фейербаху, есть единство материального и духовного. Но природу человека Фейербах трактует биологически, а не социально. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая принадлежность человека, с точки зрения антропологического материализма Фейербаха, значения не имеют.
Борясь с философией Гегеля, Фейербах отверг и его диалектику.
Кроме указанных философов к немецкой классической философии относятся И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В.Шеллинг (1775-1854), продолжатели и критики Канта, классики немецкого идеализма.