Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы
ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
В.П.Вахмистров
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие
Для студентов заочной формы обучения
по направлениям подготовки 38.03.02«Менеджмент»
Санкт-Петербург
Пушкин
УДК 101.1-9
ББК 87.1-8
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин
Рекомендован Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического пособия для студентов заочной формы обучения по направлениям подготовки 38.03.02«Менеджмент»
Философия: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по направлениям подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / Автор-сост. Вахмистров В.П.. Под общ. ред. Ю. А. Козлова. - СПб.: Изд-во ИПП, 2015. – 20с.
УДК 101.1-9
ББК 87.1-8
© Вахмистров В.П., 2015
© ЧОУ ВО «Институт правоведения
и предпринимательства», 2015
Содержание курса
№ | Наименование раздела | Содержание дисциплины |
Вводная часть | Целью раздела является формирование представления о философии как теоретической форме мировоззрения, знакомство со структурой философского знания и его функциями | |
1.1 | Тема. Философия, ее предмет и роль в обществе | Предмет философии. Определение философии. Вопрос об отношении мышления к бытию, человека к миру - исходный пункт философствования. Специфика философского знания. Природа философских проблем. Философия как знание о высших началах и принципах бытия и как самосознание эпохи. Умозрительно-спекулятивная рефлексия как способ философствования. Проблема категорий в философии. Мировоззрение и его структура. Мировоззрение и убеждения. Значение мировоззрения в формировании личности, в определении ориентиров поведения. Уровни мировоззрения. Формы мировоззрения и их специфика. Исторические типы мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения. Структура философского знания: онтология, гносеология, антропология, социальная философия, этика, логика. Материализм, объективный и субъективный идеализм, агностицизм в решении основного вопроса философии. Место и роль философии в духовной культуре общества. Философия как саморефлексия культуры. Место и роль философии в культуре. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство. Философия и наука: общее и различие. Роль философии в развитии науки. Философия как методологическая основа профессиональной деятельности современного человека и специалиста. |
История философии | Второй раздел посвящен генезису философского знания, основным философским течениям и идеям мыслителей прошлого и современности | |
2.1 | Тема. Философия Древнего Востока | Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-практическая направленность. Традиционные философские учения Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Проблемное поле и категориальный аппарат древнекитайской философии. Место и роль древневосточной философии в исторической динамике культуры. |
2.2 | Тема. Античная философия | Основные черты античной философии, ее роль в преодолении мифологического сознания и формировании теоретического знания. Этапы развития античной философии. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Диалектика в философии Гераклита Эфесского. Пифагореизм. Философская школа элеатов. Зарождение античного материализма в лице натурфилософии и атомизма; субъективного идеализма в лице софистов и античного скептицизма; объективного идеализма в лице Платона и неоплатоников. Основные черты античной философии, ее роль в преодолении мифологического сознания и формировании теоретического знания. Этапы развития античной философии. |
2.3 | Тема. Философия Средних веков и эпохи Возрождения | Возникновение и периодизация средневековой философии. Специфика средневековой культуры. Место церкви, религиозной веры в жизни общества и человека. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика). Патристика как начальный этап развития средневековой философии. Необходимость апологетики. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Идея откровения в философском учении Аврелия Августина: Бог и человек; душа и тело; учение о предопределении. Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Систематизация схоластики в философии Фомы Аквинского. Религиозная философия Фомы Аквинского как синтез средневековой схоластики. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм - отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности.. Утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования. |
2.4 | Эмпиризм, рационализм и проблема субстанции в философии Нового времени (XVII-XVIII вв.) | Научная революция XVII века и ее влияние на философию. Механицизм как мировоззрение и методология. Философия эмпиризма Ф.Бэкона как программа новоевропейской экспериментальной науки. Ф.Бэкон о типах ученых, его учение об «идолах» познания. Материалистический сенсуализм Д.Локка и Т.Гоббса. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Субъективно-идеалистический вариант сенсуализма: Дж. Беркли и Д.Юма. Р.Декарт как представитель новоевропейского рационализма, дедуктивно-аксиоматический метод Декарта. Рационализм и пантеистический материализм Б.Спинозы, его учение о субстанции. Монадология Г.Лейбница |
2.5 | Немецкая классическая философия | Эпоха Просвещения и немецкий идеализм как этап в развитии новоевропейской философии. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Революционные ориентации философов-энциклопедистов (Д. Дидро) и основные достижения материалистической философии XVIII вв. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер). Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм И.Канта. Обоснование агностицизма. Морально-этические воззрения И.Канта: категорический императив. Объективно-идеалистическая система Г.Гегеля и его диалектический метод. Панлогизм, универсализм, теологизм гегелевской философии. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Его взгляды на происхождение религии. |
2.6 | Западная философия XIX- ХХ вв. | Специфика классического и неклассического типов философствования: сравнительный анализ. Основные направления и школы неклассической философии. Рационалистическая и иррационалистическая ориентации в западной философии 19-20 вв. Волюнтаризм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Фрейдизм и неофрейдизм. Трансформация традицийклассического наследия в марксистской философии. Философия К.Маркса и проблема «отчуждения». Концепция исторического процесса в философии марксизма. Гуманистические и утопические элементы в философии К.Маркса. Аналитическая программа и исторические формы позитивистской философии (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Возникновение и развитие позитивизма как философии науки. Неопозитивизм, постпозитивизм и лингвистическая философия в определении критериев научной истины. Феноменология и философия экзистенциализма. Христианский экзистенциализм С.Кьеркегора. Варианты «экзистенциального видения» мира. Экзистенциализм в XX веке: основные направления, категории и проблемы. Герменевтика и ее роль в философии. Структурализм и постструктурализм. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Социокультурная ситуация на рубеже веков и феномен постмодернизма в философии. |
2.7 | Русская философия | Особенности русской философии как отражение характеристик национального самосознания и культуры. Русская философия XIX века между западничеством и славянофильством. Философия русской национальной самобытности. Русский утопический социализм и анархо-синдикализм. «Философия Всеединства» Вл. Соловьева. Русская философия «серебряного века». Пути и особенности развития русской философии. Становление философской мысли на Руси, ее истоки. Западничество как течение общественно-политической и философской мысли, его направления: либеральное и революционно-демократическое. Славянофильство: идеи и этапы развития. Философия В. С. Соловьева. Задача «великого философского синтеза», историософская теория «богословского процесса», теократическая утопия, философская доктрина всеединства. Философия творчества Н. А. Бердяева. Философия русского космизма. Процессы демократизации на постсоветском пространстве и перспективы развития философского дискурса. |
Систематическая философия | Данный раздел посвящен рассмотрению основных проблем онтологии, гносеологии, социальной философии, философии истории, аксиологии и философской антропологии. | ||
3.1 | Тема. Бытие и материя | Онтология как философское учение о бытии. Природа онтологического знания. Исторические типы онтологии. Бытие как предмет философско-категориального анализа. Бытие и небытие. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Системная организация бытия. Категории системы, структуры, элемента. Основные структурные уровни организации материального бытия. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории. Принцип глобального эволюционизма. Пространственно-временная структура бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени. | |
3.2 | Тема. Сознание | Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа. Проблема наблюдения и реконструкции сознания в философии и науке. Метафизические, онтологические, гносеологические и социально-философские оппозиции философии сознания. Субстанциальная концепция сознания об онтологических основаниях разума. Исторические формы субстанциализма. Функциональная модель сознания в развитии философского и научного знания. Сознание как отражение. Экзистенциально-феноменологическая стратегия как преодоление рационалистических эталонов классики. Интенциональная природа сознания и онтология «жизненного мира». Генетические и структурно-функциональные характеристики сознания. Многомерность феномена сознания: природно-психические, личностно-индивидуальные и социокультурные проекции. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в природе. Отражения и информация. Сознание человека и психика животных. Культурогенез сознания. Проблема единства фило- и онтогенеза сознания в современной философии и психологии. Механизмы формирования индивидуального сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания. Основные проекции структуры сознания: когнитивная, аксиологическая и регулятивная. Динамика сознания: память, внимание, воображение. Механизмы функционирования сознания. Сознание и мышление. Мышление и разум. Образно-ассоциативный и рационально-логический типы мышления. Многообразие состояний сознания. Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Представления о социокультурной «предпосылочности» сознания в современной философии. Идеологическая ангажированность разума и чувственности. Статус культурных «предрассудков» в сознании. Творческая природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание и социально-историческая практика. Культурная традиция как организующая структура сознания. Сознание и коммуникация. Коммуникативная природа «Я». Понятие речевого акта. Знаково-символическая природа сознания. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры мышления. | |
3.3 | Тема. Философские концепции системности и развития | Концептуальный аппарат диалектики как теории развития и целостности бытия. Принципы и законы диалектики. Противоречие как причина саморазвития. Виды противоречий. Взаимопереходы количественных и качественных изменений как механизм развития. Понятия количества, качества, меры. Отрицание отрицания как выражение общей тенденции развития. Черты диалектического отрицания. Нигилизм и его оценка. Синергетика как одно из ведущих направлений современной науки и новая концепция развития. Порядок из хаоса: неравновесность как условие и источник возникновения «порядка». «Ведущие центры» и флактуации. Точка бифуркации. Причина и следствие, детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность, возможность и действительность в свете синергетических представлений. Динамические и статистические закономерности. | |
3.4 | Тема. Познание как предмет философского анализа | Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Особенности познания природы, человека, общества. Становление философского образа познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Принцип субъективности - основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии. Интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект-объектной оппозиции в постклассической гносеологии. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Проблема формирования субъективного образа. Сенсорно-перцептивный опыт. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании. | |
3.5 | Тема. Наука и ее социокультурный статус | Понятие науки. Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт. Критерии научности. Структура научного познания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. Методы и формы научного познания. Понимание и объяснение. Социокультурные предпосылки генезиса науки. Особенности развития науки на Востоке и Западе. Основные этапы исторической динамики науки. Научное познание и его специфика. Структура научного познания. Содержательные особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания. Понятие эмпирического факта и научной теории. Научное знание как развивающаяся система. Проблема механизмов возникновения и динамики научного знания. Аксиологический статус науки в системе культуры. Границы науки и ее возможности. Знание за пределами науки. Вненаучное знание в контексте культуры, его сущность и статус. Критерии разграничения научного и вненаучного знания. Изменение образа науки в процессе ее исторической эволюции. Этика науки и проблема социальной ответственности ученых. Перспективы развития науки в XXI в. и ее приоритеты. Научные. Научный прогресс и безопасность, наука и экология. Наука и техника | |
3.6 | Тема. Проблема человека в истории философии | Проблема человека в истории философии. Феномен человека в научном и философском его понимании. Статус философской антропологии в современном социально-гуманитарном познании. Природа человека в научном познании: особенности интерпретации. Учение о человеке в структуре философского знания. Проблема философского определения человека. Человек как микрокосм, микротеос, микросоциум. Основные понятия и проблемы философской антропологии. Тело, душа и дух как категориальные характеристики человека. Основные стратегии осмысления проблемы человека в философии. Натурализаторская стратегия о статусе человека в природе и его сущностных характеристиках. Тема уникальности человеческого «Я» в экзистен- циально-персоналистской традиции. Сознание и разум как сущностные характеристики человека в рационалистической философии. Социологизаторские версии человека в современной философии: марксизм, структурализм. Проблема создания синтетической концепции человека в «философской антропологии». Научные и философские модели антропогенеза. Креационизм о происхождении человека: традиции и современность. Эволюционная теория о биологических основаниях антропосоциогенеза. Понятие гоминидной триады. Трудовая теория: труд как механизм адаптации и фактор социальности. Антропосоциогенез и культурогенез. Философские модели культурогенеза: игровая, психоаналитическая, семиотическая. Отличие жизнедеятельности человека от поведения животных. Основные характеристики деятельности человека: универсальность, опосредованность орудиями, целеполагание, свобода, творчество. Единство биологического и социального в природе человека. Потребности как мотивационная основа деятельности человека. Структура потребностей. | |
3.7 | Тема. Человек в мире ценностей | Ценности, их природа и принципы классификации. Статус экзистенциальных параметров человеческого бытия. Жизнь и смерть. Исторические образы судьбы. Смыслы любви. Понятие свободы. Грани свободы. Свобода и ответственность. Проблемы вины, наказания, страха, одиночества. Мораль и этика. Нравственные ценности и категории этики: добро, зло, справедливость, честь, достоинство, счастье. Право. Проблема прав и свобод личности в современном обществе. Мораль и нравственность: ценностная характеристика добра и зла. Искусство и эстетические ценности. Роль искусства и эстетических ценностей в человеческой жизни. Модификация эстетических ценностей. Эстетический способ освоения действительности. Религия. Современные мировые религии. Религиозные ценности и свобода совести. Философские подходы к смыслу и цели жизни человека. Насилие и ненасилие как типы взаимоотношений между людьми. | |
3.8 | Тема. Философия истории | Человек и исторический процесс. Становление, предмет и структура философии истории. Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Субстанциальная и рефлексивная философия истории, круг их проблем. Понятие исторической реальности. Проблема источника исторического развития общества. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Основные факторы социально-исторического процесса. Геоклиматический, демографический, технико-технологический и другие факторы общественного развития. Проблема субъекта и движущих сил истории. Феномены народных масс и личности, элиты и толпы в развитии общества. Проблема направленности истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный, цивилизационно-циклический и цивилизационно-стадиальный подходы к анализу исторического развития общества. Идея социального прогресса и проблема его критериев. | |
3.9 | Тема. Философский анализ общества | Специфика социальной реальности. Основные субстанциальные модели понимания общества как социальной реальности. Объективное и субъективное в социальном бытии. Общественное бытие и общественное сознание. Многообразие философских интерпретаций социума. Основные теоретические модели общества как реляционной системы (К. Маркс), структурно-функциональной системы (Т. Парсонс), результата рационализации социального действия (М. Вебер). Парадигмы социологического универсализма и методологического индивидуализма. Социальное действие индивида и функционирование социальных структур как системообразующие элементы философских интерпретаций общества. Человек и природа. Человеческая деятельность как способ функционирования и развития общества. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Производство и воспроизводство человеческой жизни в процессе предметно-орудийной (трудовой) деятельности. Производящая деятельность человека и общественные отношения; проблема иерархии сфер социальной действительности. Общественные отношения и социальные институты. Гражданское общество и государство. | |
3.10 | Тема. Глобальные проблемы современности | Состояние и направление развития современной планетарной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем: экологический кризис и экологическая катастрофа, наступление энергетического кризиса, рост народонаселения и проблема преодоления голода, военно-технический прогресс и проблема предотвращения термоядерной войны, вмешательство в человеческую телесность и его социокультурные последствия. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего. | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основная литература
Горелов А.А. Философия: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012. – 320 с.
Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник/ Балашов Л.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 612 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24840.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
Современный философский словарь. Под общей редакцией В.Е.Кемерова. – М.: Академический проект, 2004. – 864 с.
Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия. – М.: Академический проект, 2008. – 692 с.
Философский словарь. Под ред. А.Г.Ярещенко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. – 560 с.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
http://www.philosophy.ru
http://philosophiya.ru
http://www.gumer.info