Шива как высший идеал практикующих
Шива предстает не только как высшая Божественная Истина, запредельная мирскому сознанию и привлекающая внимание людей cвоей трансцендентной личностью, но также как высший идеал человечества, идеал йога, джняни, према-бхакты. Как идеал йога, он вечно равнодушен, не замечает всего безграничного изобилия, силы и великолепия, проявленного в феноменальном мире, и постоянно погружен в созерцание и наслаждение своим трансцендентным надмирным бытием. Космическая Энергия, порождающая красоту и великолепие Вселенной, вечно и преданно служит ему, производя чудесные действия космического процесса в его присутствии и отражая его бесконечно богатую духовную природу в разнообразии форм. Однако, он совершенно равнодушен к ее действиям, постоянно пребывая незатронутым в своей собственной трансцендентной самодостаточности. Таков идеал, которому привержены все йоги.
Трансцендентное самосознание Шивы никогда не скрывается, не развращается и не разрушается Космическим Невежеством. Он есть вечное воплощение совершенной духовной самореализации и обладатель высшего наслаждения безграничным блаженством своей собственной сияющей природы. Он есть вечный Дживан-Мукта, живущий вне мира, но соединенный с ним. Его самосознание заключает в себе всезнание и всеведение, ибо для него нет ни внешней реальности, ни внутренного разделения. Его собственное сознание неподвержено воздействию иного сознания, кроме него самого, включающего сознания всех творений, поскольку все они неотличимы от него. Такова природа совершенной джняны.
Шива также представляет высший идеал любви и преданности. Он весь – красота и любовь. В нем нет ничего, ни одного творения, ни одного объекта, которые способны вызвать ненависть, страх или отвращение. В нем нет ни зла, ни какого-либо безобразия, мерзости, ужаса или зловредности. Он олицетворяет любовь и нежность, что превосходно отражает тот образ, в котором он предстает носящим одежду из тигриной шкуры и украшенным ядовитыми змеями и другими атрибутами, пребывающим в окружении зверей и пресмыкающихся, которые кажутся обычным людям свирепыми, безобразными и отвратительными. Он полон любви и сострадания ко всем. Он видит все в себе и себя во всем. Его совершенная любовь – это выражение его окончательной самореализации.
Шива способен вызволить из самых затруднительных ситуаций, воплощающих зло в феноменальном самопроявлении динамического аспекта Высшего Духа, облаченного в высшее совершенство Бытия, которое включает в себя осознанность, божественность, красоту, любовь и блаженство. Если вы взглянете на космический порядок с точки зрения Шивы, проблема зла тотчас исчезнет сама собой. Вместе с тем из вашего ума и сердца исчезнут притяжение и отвращение, благосклонность и ненависть, привязанность и враждебность, нужда и опасение, и вы обнаружите, что нет ни плохого, ни скверного, ни отвратительного, ни ужасного в Божественном Мире. Взгляните на этот мир, на живущие и движущиеся воплощенные формы Высшего Духа, неотличные от него, и все станет понятным для вас. Все многообразие живых и неживых существ, наделенных всевозможными качествами и пребывающих в непрекращающихся прощессах сотворения и разрушения, сопряженных с борьбой и мучениями, заключено в космическом теле Высшего Духа и находится в полной гармонии с его совершенной духовной природой.
Теперь нам становится очевидным, что тело Шивы, одежды и украшения, изображают его преданных и все элементы космической системы, однако они могут показаться мутному взору мирских людей выражением предосудительных пристрастий и отвратительным добавлением к красоте, величию, великолепию и божественности, воплощенных в Высшем Духе и выраженных в несметном изобилии его трансцендентной природы в виде бесконечного многообразия форм. В своем внутреннем сознании он трансцендентен ко всякого рода различиям между хорошим и плохим, прекрасным и безобразным, любовью и ненавистью, привлечением и отвращением, благосклонностью и опасением, в то время как внешняя самопроявленная форма его безграничной Силы располагает достаточным пространством для рождения, поддержания и разрушения всех возможных видов относительных существований. Все они великолепно, прекрасно и гармонично объединяются в его славном космическом теле.
Всегда поглощенный наслаждением блаженством своего полностью трансцендентного и сияющего самоосознания, Шива также предстает как испивший и совершенно усвоивший яд проявленного ужасного нравственного зла, которого предостаточно в пространстве его космической системы. Что же касается свободы, даруемой живым существам, то в целом она не имеет значения без освобождения от прошлых ошибок и грехов. Он позволяет им совершать грехи и преступления, а затем сам милостиво поглощает яд, порожденный ими, изливая на них благословение для наслаждения радостями жизни. Последствие принятия яда – посиневшее горло, знак его безграничной любви и милосердия к живым существам.