Предмет философской антропологии. Исторический характер представлений о человеке. Образы человека в западной и восточной культурах

Философская антропология - философское направление, сложившееся после второй мировой войны в Германии. Для представителей этого направления определение человека никогда не может быть завершенным, т. к. незавершенным, открытым остается само существование человека.

В широком смысле: антропологизм– это всеобщая характеристика мировоззрения, а значит всеобщая характеристика и философии. Философская антропология в широком смысле – это учение о сущности (сущностной структуре) и существовании человека, о его основных отношениях (к природе, обществу, другим людям и самому себе, к Богу), о его происхождении, основных категориях и законах его бытия.

В истории европейской философии выделяются:

I. античность Эта эпоха понимала человека, исходя из следующих принципов:

1. человеческое и природное едины; человек есть микрокосм. 2. природа человека двойственна, поскольку человек состоит из души и тела. Аристотель понимает человека как живое целостное существо, которое 1) наделено разумной душой ; 2) обладающее способностью к общественной деятельности («человек есть политическое животное»).

3. человек рассматривается как нравственное существо. Нравственное предназначение человека состоит в самосовершенствовании человека через познание. Добродетельным может быть только знающий человек. Добродетель – это умение человека быть свободным и счастливым одновременно, другими словами – это умение отличать подлинные ценности от мнимых (Сократ, Платон, Эпикур)

II. Средние векаСчитается, что человек сотворён по образцу и подобию Бога. Человек должен стремиться сохранять это богоподобие. Согласно средневековому мировоззрению, величайший грех человека – гордыня. Гордыня – это претензия на то, чтобы обойтись без Бога во всём. В Средние века рождается представление о внутреннем человеке, или о личности.

Внутренняя личность складывается из 3-х сил, способностей:1. разум (способность мышления), 2. воля (способность желать), 3. сердце (способность любить)

III. эпоха ВозрожденияФилософия основывается на принципе антропоцентризма. Позиция человека в мире оказывается центральной, и человек оказывается в центре внимания философа, учёного и художника. Принцип антропоцентризма конкретизируется в титанизме. Титанизм провозглашает, что человек в своих творческих проявлениях почти равен Богу (он могуч и универсален в своих творческих проявлениях).

IV. эпоха Нового времениРене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования – это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механизмом. Блез Паскаль человека считал чудом и полем противоречий, человек есть парадокс для самого себя. С одной стороны, человек есть самое беззащитное существо во Вселенной, которое приходит в трепет от осознания окружающей его неведомой бесконечности («Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств»). Существование человека трагично, т.к. человеку открылись 2 бездны: 1. бесконечность мира, который к человеку равнодушен; 2. собственный смертный удел (неизбежность смерти).

Человек не может до конца постичь эти вопросы.

«Человек – это мыслящий тростник» (т.е. считается, что человек возвышается над Вселенной, т.к. знает, что умрёт, и что Вселенная в конце концов его подавит, погубит; в то время как Вселенная не знает ничего).

V. немецкая классическая философия: немецкий идеализм; немецкий материализм

Немецкий идеализм представлен работами Канта, Фихте, Гегеля; материализм – Фейербах. Заслуга немецкого идеализма разработал идею трансцендентальной субъективности (всеобщей субъективности) – объективные и всеобщие условия возможности той или иной формы человеческого опыта. Нем. Идеализм показал, что человек – историческое существо, способ бытия человеческого рода - история

Немецкий классический идеализм (Людвиг Фейербах) рассматривает человека через две категории: 1) категорию самосознания; 2) категорию деятельности. Согласно немецкому классическому материализму, человек – это чувственно-телесное существо; это конкретное «я», обретающее свою человечность в общении со столь же конкретным «ты».

VI. марксизм, попытка синтеза материализма с немецким классическим идеализмом.Считает определяющим в поведении человека труд, взятый в единстве с его социальной формой. Переходная философия от классической к неклассической.

Наши рекомендации