Стихийная диалектика Гераклита и атомизм Демакрита
Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Гераклит Эфесский считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.)
• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".
Атомисты-материалистическая философская школа (Левкипп, Демокрит). Строительным материалом, первым кирпичиком всего сущего считали микроскопические частицы-атомы.
Демокрит считается основателем материалистического направления Ф (450-370гг до н.э.)-линия Демокрита.
Исходная мысль этого учения: "В мире нет ничего кроме атомов и пустоты. Всё сущее разрушается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые движутся в бесконечном пространстве то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом".
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
-бытие есть нечто предельное, простое, неделимое, непроницаемое-атом;
-атомов бесчичленное множество;
-атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
-весь материальный мир состоит из атомов;
-атом-мельчайшая частица, первый кирпичик всего сущего;
-атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, кривые, продолговатые, с колючками и т.д.);
-между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
-атомы находятся в вечном движении;
-существует круговорот атомов: вещи-живые, организмы-существуют, потом расстворяются и из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
-атомы невозможно увидеть путем чувственного познания.
Атомистов не интересовал вопрос "Для чего возник мир и кто его создал". Они стремились понять как возникают миры. Пустота заполнена атомами неравномерно. Сталкиваясь, атомы образуют вихри. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетание атомов образует целые миры, в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека состоит из особых атомов. Всё происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.
Атомисты сформулировали главный закон мироздания: "Ни одна вещь не происходит попусту, но всё в силу причины, связи и необходимости".
4) Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).
Элеатская школа — была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном, жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Город Элеа основан фокейскими (в Малой Азии) выходцами, бежавшими от персидского господства, и долго процветал благодаря мудрым законам, данным ему Парменидом, учеником Ксенофана. Известен рассказ о том, как Зенон, ученик Парменида, будучи обвинен в стремлении к ниспровержению государственного порядка, установленного Неархом (тираном, захватившим власть), откусил себе язык, дабы не назвать под влиянием пыток своих сообщников.
Город Элея никогда не приобрёл бы славы, если бы в нём не расцвела философская школа, имевшая таких представителей, как Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан в поэтической форме боролся с антропоморфизмом и политеизмом греков, стараясь провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством.
В более строгой форме, с громадной диалектической силою, ту же идею проводил гениальный Парменид. О впечатлении, которое произвело его учение, даёт понятие диалог Платона, посвящённый Пармениду. Идеи Ксенофана были облечены в теологическую форму; Парменид придал им характер метафизического учения, прототипа пантеистической системы.
Зенон, любимый ученик Парменида, обосновывал отрицательным путём учение Ксенофана и Парменида о единстве бытия. В том же направлении действовал и Мелисс. Наиболее запутанным и потому наименее выясненным представляется учение Ксенофана, предполагаемого ученика Анаксимандра.
О жизни Ксенофана известно весьма мало. Он происходит из Колофона, ионийской колонии в Малой Азии, завоеванной лидийцами, и был странствующим поэтом-рапсодом. Почему и когда он покинул родной город - неизвестно. Сначала он переселился в Сицилию, потом в Великую Грецию, именно в Элею. Жил Ксенофан очень долго и, по всей вероятности, сложил множество стихов; из них лишь немногие отрывки дошли до нас в сочинениях разных писателей, по преимуществу доксографов. Учение Ксенофана касается, главным образом, теологии и физики; воссоздать его чрезвычайно трудно, ибо в обеих своих частях оно представляется противоречивым и недостаточно полным; наконец, нелегко отделить Ксенофана-поэта от Ксенофана-философа. Казалось твердо установленным положение, что Ксенофан - монотеист, причём монотеизм его приближается к пантеистическим воззрениям.
Труднее решить вопрос о том, какого мнения держался Ксенофан относительно природы: одни источники утверждают, что Ксенофан учил о бесконечности вселенной и поэтому отрицал вращательное её движение; другие говорят, что Ксенофан считал вселенную ограниченной в пространстве. Физические учения Ксенофана не оказали влияния на дальнейший ход развития науки, ибо слишком мало согласовались с опытом; так, например, Ксенофан утверждал, что видимые нами светила не одни и те же, а каждый день прежние светила сменяются новыми.
Учение о бытие
От сочинений Ксенофана сохранилось совсем немного фрагментов. От его же ученика Парменида (родился в 515 г., по утверждению Платона или в 544, по утверждению Аполлодора) сохранились большие фрагменты поэмы "О природе". В этой поэме повествуется о том, как богиня Истина сообщает "путь истины", по которому можно следовать благодаря разуму. Главное положение, открывающееся разуму на этом пути: существует только сущее, бытие, а несущего, небытия, не существует. Также мы можем помыслить только бытие, а небытие помыслить не можем, поэтому "мыслить и быть -одно и то же".
Парменид приписывает этому умопостигаемому бытию следующие свойства:
1) Бытие не рождено, ведь родиться оно могло только из небытия, а небытия нет;
2) Оно существует в настоящем, ведь прошлое то, чего нет, а будущее то, чего еще нет;
3) Оно неделимо, поскольку не включает в себя иного, небытия, и, таким образом, однородно;
4) Оно имеет границу, поскольку то, что не имеет границ, завершения -несовершенно, а бытие не может быть несовершенным, иначе ему чего-то недоставало бы, а недостающее - это небытие;
5) Оно имеет форму шара, поскольку везде равно себе, и нигде его ни больше, ни меньше.
Пути истины противоположен путь мнения, основанного на чувственном восприятии, которого придерживаются большинство людей. Они наблюдают в природе возникновение, уничтожение, движение и множественность вещей (что является, по Пармениду, только иллюзией), и стремятся объяснить возможность этого. Поэтому они принимают два начала - сущее и несущее (свет и тьму, добро и зло и т.д.). Все предметы кажутся им различными, поскольку они по-разному наполнены этими двумя началами. Парменид не отвергает этого пути, но замечает, что на нем можно найти не истину, а лишь правдоподобное мнение.
Учение Гераклита о том, что бытие и небытие - одно и то же, Парменид вовсе отвергает, называя последователей Гераклита слепыми и глухими людьми о двух головах.
Учение Парменида вступающее в противоречие с очевидностью существования движения и множественности, вызывало критику, зачастую сводящуюся к указанию на существование движения в реальности.