I. досократовская философия
Досократики - условное название группы деятелей начального периода древнегреческой философии (VII-IVвв. до н.э). Они, в отличие от Сократа, еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию, об имманентной мышлению диалектике и ограничивались лишь учением о природе, космосе, о чувственно-наглядной и объективной реальности. Не случайно первых греческих философов так и называли - «физиками», от греческого слова «фюсис» - природа.
Для ранних натурфилософов характерна стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII-Vвв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции досократвского периода относятся:
* милетская школа «фисиологов» (Фалеса,
Анаксимандра, Анаксимена);
* школа пифагорейцев;
* школа Гераклита Эфесского;
* элейская школа;
* атомистов (Демокрита, Левкиппа).
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
* космологизм - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.
* повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
* поиск первоначала, породившего все сущее;
* гилозоизм (одушевление неживой природы);
* доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
* решение проблемы единого и многого, отсутствие постановки основного вопроса философии.
ДОСОКРАТИКИ - новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 вв. до н.э. Сочинения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов.
Виднейшие философы-досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (Элейская школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократики — космос, его элементарные первоначала, причины различных природных явлений, отчего эта традиция называется также космологической и натурфилософской. Суммой и итогом развития всей ранней философии явилась атомистическая система Демокрита. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, позволяющих говорить о ней как о самостоятельной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познается подобным», которые так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков.
Философия Платона.
Платон является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:
- окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;
- реально могут существовать только бестелесные (чистые) идеи;
- мир – это не что иное, как отражение чистых идей;
- чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;
- все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.
Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.
Единое является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.
От единого происходит ум. Он является противоположностью единого, чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.
Душа связывает такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души.
Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.
Основные моменты:
1.объективный идеализм;
2. Мир «эйдосов»(идей) – идеальный мир – противоположность миру материи (мы люди – результат слияния двух миров);
3. Теория «идеального государства».
Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый
должен заниматься определенным делом.
Философия Аристотеля.
Краткие выводы, сделанные Аристотелем:
-все сущее на Земле обладает материей и формой;
-изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета;
-реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
-потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
-высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший из учеников Платона. Однако он был не согласен с философской концепцией платонизма. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Он выделяет «первую философию» (метафизику), предметом которой являются сверхчувствительные вечные сущности, постигаемые умозрением, и «вторую философию» (физика, учение о природе). В центре метафизики стояли проблемы бытия.
Аристотель разработал учение о четырех первопричинах существующего:
1) формальная причина – то, что придает форму. Идея вещи не в занебесной области, а в самой вещи. Идея (эйдос) обуславливает суть бытия.
2) материальная причина – это, во-первых, первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью стать всем; во-вторых, то, из чего вещь уже состоит, оформленный материал.
3) движущая причина – если рассматривать как причину движения другую вещь, то мы придем к бесконечности. Аристотель признает самодвижность, самопроизвольность, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи.
4) целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.
Далее Аристотель формирует учение об абсолютном Уме – наивысшей ступени бытия. Это учение о Боге. В отличие от религии, Бог у Аристотеля – безличностный божественный ум, пребывающий в наилучшем вечном процессе – мышлении о собственном мышлении. Все сущее является целесообразным. Божественный Ум – это цель всеобщего движения, которая направляет мировой процесс ко всеобщей цели, т.е. к себе как к высшему благу.
12.
Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом(1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его
ЭМПИРИЗМ – направление теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником познания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
Основные черты эмпиризма философии Нового времени заключаются в следующем:
- исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины;
- путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;
- исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.
2. Характерные черты рационализма новоевропейской философии:
- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
- рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;
- на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания.
3.Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. Эти два пласта знаний всегда взаимодействуют между собой.
Ни один из этих путей, сам по себе, не приведет к успеху: истинное знание есть результат правильного сочетания разума и чувств. Поэтому нахождение этой «золотой середины», идеальной пропорции необходимо как в служебной деятельности, так и в повседневной жизни.
13.
Рене Декарт (1596 – 1650гг.) – франц. философ. Он стремился разработать метод научного познания действительности. Его методология носит аинтисхоластический характер.
Критика схоластики. Декарт шел отличным от Бекона путем. Методология Бекона – эмпирическая, метод Декарта – рационалистический. Декарт не определяет роль опыта, но говорит, что открытия в конечном итоге совершаются с помощью разума. Разум направляет опыты, ориентирует, делает методологию рациональной. Рационализм Декарта основан на применении особого математического метода познания. Математика как наука говорит о мере всех вещей.
Суть метода Декарта: 1.Позание следует от незнания, инертно достигая фундаментальных истин.2.Разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция нужна, т.к. вывод не всегда ясен. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Дедукция – действия ума, посредством которых мы делаем заключения, с ее помощью мы неизвестное делаем известным.
Декарт вывел три правила: 1.Во всех вопросах должно содержаться неизвестное. 2.Это неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы истолкование было направлено на постижение именно этого метода. 3.В каждом вопросе должно содержаться и нечто известное.
Декарт провозгласил сомнения исходным пунктом своего метода. Он не ставил цель – уничтожить знания. Он стремился избавить человечество от идолов, предрассудков. «Мы можем предполагать, что мы не существуем, потому что мы сомневаемся в существовании всего. Но в то время когда мы мыслим, мы не можем полагать, что не существуем». Не взирая на крайнее предположение: «Я мыслю, следовательно, я существую!» - есть вернейшее из всех заключений. Мышление – исходный пункт интеллектуального мышления. Только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Метод должен освободить процесс познания. Правильный метод позволяет науке целенаправленно развиваться. Правильный метод превращает науку в важнейшую сферу жизнедеятельности чел-ка. В его методе есть противоречия: 1.обусловлено тем, что Декарт занимался гносеологией. Он хотел от гносеологии выйти на онтологию. 2.Мышление разомкнуто и открыто во внешний мир. 3.Декарт вводит учение о врожденных идеях – идея Бога, идея чисел, идея фигур, некоторые предельно общие положения «из ничего ничего не происходит» - явление платонизма.
21.
Аналити́ческая филосо́фия (англосаксонская философия, англо-американская философия) — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.
Общими для аналитической философии являются следующие моменты:
· лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений;
· семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения;
· аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии.
Основателями аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн. Кроме того, сходная проблематика разрабатывалась внеопозитивизме Венского кружка и в немецкой критике языка.
Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Такое название было использовано, чтобы отличить эту традицию от англо-американской или аналитической философии, потому что, в то время, когда различие было впервые отмечено (в середине двадцатого столетия), континентальная философия была доминирующим стилем философии в континентальной Европе, в то время как аналитическая философия была преобладающим стилем в англоговорящем мире.
Натуральная онтология
В естественной картине мира существует целый ряд понятий, относимых к процессуальной области: изменение, генезис, развитие, эволюция и т.п. Но вот что интересно: до сих пор нет единства в понимании их специфики и взаимосвязи в естествознании в целом, хотя именно на это претендовало естествознание и натуральная онтология. Основной процесс – развитие – рассматривается как универсальное изображение неких реальных процессов в природе и обществе.
Если обратиться к истории науки Нового времени, то поначалу «движение» в широком смысле накрывало собой все прочие процессы: изменения, эволюции, трансформации, развития. Потом понятия начинают дифференцироваться и выделяться. Так, принцип развития начинает фигурировать в философии и конкретных науках со второй половины XVIII столетия. В работах Ж. Ламарка, П. Лапласа, К. Вольфа, Ж. Кондорсэ, А. Тюрго и, наконец, И. Канта вводятся представления о том, что «природные» и «социальные» явления необходимо рассматривать в изменении и развитии. В течение XIX века делаются многочисленные попытки применить это понятие в естественных (особенно естественно-исторических науках – географии, геологии, билогии и т.д.) и социальных дисциплинах (науках о духе, науках о культуре, морали и т.п.).
Попыткой «снять» на уровне инвариантов естественные представления стал системный подход. Он, кстати, и развивался в первую очередь биологами, благодаря чему появилось «гомеостатическое».
В системном подходе (который содержит родовые признаки натуральной онтологии) отдельные характеристики развития соединяются в пакет. Как понимается здесь «развитие», в отличие от других процессов изменения и эволюции? Оно выделяется в два шага из более широкой группы процессов:
1. Из процессов эволюции выделяются более специфические процессы изменения.
2. Из процессов изменения выделяется еще более узкий класс процессов, которые отвечают некоторым структурным характеристикам. И именно эти процессы называют «процессами развития».
Под «развитием» здесь понимается определенный тип процессов изменения, который характеризуется своими параметрами и признаками. Это связанная совокупность требований, описываемых в аспекте «процесс и его механизм».
Развитие в системной онтологии – это процесс, удовлетворяющий трем требованиям. Он должен:
· структурно (качественно) усложняться,
· иметь преемственность структуры,
· иметь имманентные механизмы усложнения.
Слабым местом этого определения является «имманентность». Именно этот параметр постоянно порождал дискуссии в науке и не может быть объяснен «натурально», в рамках естественной картины мира (ментальной Е-парадигмы).