Аврелия августина и фомы аквинского
ü признавалась ценность человека (христианина);
ü душа достойна для познания;
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
(354 Тагаст, Афр. Нумидия – 430)
в своё время испытал влияние академического скептицизма, Платона
Мир неоднороден и подобен лестнице
Бог – высшие бытие. Сотворил мир по доброй воле, а не из необходимости; | |||
Человек (малый микрокосм) + душа – нематериальна, бессмертна, независима в своих решениях | |||
растения и животные |
Существует божественное предопределение (грешники и праведники)
”ИСПОВЕДЬ”
образец духовной биографии; описывает всю свою жизнь до обращения в христианство, обретения подлинной веры.
показан динамизм души человека, до этого наполнение души считалось неизменным (низменное и возвышенное начало)
“О ГРАДЕ БОЖЬЕМ”
Церкви противостоит земной град – светское государство, шайка разбойников.
История – не собака, кусающая себя за хвост.
Это стрела, летящая вперёд и вверх.
Прошлое, настоящее и будущее не совпадают.
Это схема из Священного Писания.
ПРОШЛОЕ – жизнь Бога;
НАСТОЯЩЕЕ – Спаситель;
БУДУЩЕЕ – второе пришествие Христа.
Драматизм в том, что настоящее – встреча ПРОШЛОГО и БУДУЩЕГО, встреча двух сил – ГРАДА БОЖЬЕГО и ГРАДА ЗЕМНОГО.
Конфликт как основа всего (и истории).
История имеет смысл – движение к будущему второму пришествию (суду нравственному). Сам Августин никогда не указывал даты второго пришествия.
Августин – первый автор, писавший историю как историю равноправных народов.
До этого – еврейский народ – главный.
жил в эпоху крушения Римской Империи – крах, катастрофа и конец мира; все люди в панике!
Средние Века, Платон | ||
Возрождение | Бог º Природа º Человек | |
Пантеизм |
Философия Возрождения по-новому решила проблему человеческой свободы (Реставрация 16 в.)
Мартин Лютер | Эразм Роттердамский |
“Человек может выбирать между добром и злом, адом и раем”. | “Человек может выбирать различные сочетания добра и зла. Свобода шире, чем схема добра и зла”. |
До эпохи Возрождения интеллигенция была только духовной.
Попытка отделить:
- философия от религии;
- политику от философии (Макиавелли);
- светскую жизнь от духовной;
Возрождение ряда элементов античной диалектики и её дальнейшее развитие, в частности Кузанским. Это означает попытки поиска противоречий в самой объективной действительности. Происходит переход от культа активной личности (Лютер, Кальвин) к культу знания и науки (Коперник, Галилей, Кеплер и др.) | ФОМА АКВИНСКИЙ Центр самоанализа – душа человека ввёл понятие личности.
Личность наиболее лучший тот, кто более полно соответствует корпорации Три ордена людей:
| 5. ТЕОДИЦЕЯ (фр. от греч.) – «оправдание Бога» почему абсолютно справедливый Бог допускает существование зла? <А. Августин>: зло – небытие добра; добро вот-вот придет; <Ориген>: человеческая душа
<Ф. Аквинский>: Господь допускает существование зла для гармонии мира. Откуда знать, что есть добро, если нет зла? – воспитательная цель 6. Будет ли зло наказано? применение принципа талиона глаз за глаз было уже неприемлемо, негативно сказывалось на состоянии общества; важно было уйти от произвола. Нельзя отвечать на зло злом – подставь другую щёку (однако такая формулировка не годится для проповеди) ü родовое возмездие тому, кто творит зло воздастся – после жизни и его потомкам; ¯ ü индивидуальное возмездие страдает сам носитель зла в загробном мире ¯ ü можно причинить зло и в этой жизни, если позволяет Св. Церковь Церковь отлучает подозреваемого от Церкви, объявляет еретиком (не человеком), после чего с ним можно было делать что угодно 7. Проблема доказательства бытия Бога доказательства ü онтологическое (Авр. Августин; Ансельм Кентерб.) Если есть мысль о Боге, значит существует и Бог, ведь не может быть мысли ни о чём. призывает человека к самопознанию – помимо Бога и души надо познавать и душу ü космологическое (Ф. Аквинский) В космосе существуют различные вещи. Их сотворил Бог, оставляя следы. Следы являются причинами вещей. Цепочки причин есть первопричина (т.е. Бог). вещь ® причины ® первопричина ошибка – существуют и внутренние причины! призыв к изучению природы ü телеологическое окружающий мир настолько гармоничен и прекрасен, что он не мог возникнуть сам, без причины. Порядок существует благодаря замыслу. более устойчиво, т.к. нет ошибки и опровергнуто может быть лишь развитием естественных наук – в 19 в. Дарвин показал процесс эволюции видов. 8. Спор о бытии общих понятий (об универсалиях)
Средневековая философия стремилась в узких рамках христианской религии создать пространство для развития человеческой мысли. | 3. Скептицизм Римский (Марк Аврелий) ü мир подвижен и тягуч; ß мы ничего не можем сказать об этом мире ü знание о мире бессмысленно; ü живи сегодняшним днём; | 2. АРИСТОТЕЛЬ Бытие – бытие единичных вещей Бытие – единство материи и формы Аристотель критикует Платона за: - Платон лишь удваивает мир, а не объясняет его; - Платон не объясняет, как идеи привязаны к вещам; - весь мир лишён движения; Аристотель предложил: - из чего вещь? (материал); - с помощью чего? (движение, движущая сила); - для чего? (целевая); - что именно получится? (внешний вид вещи); ( формальный признак ü материя пассивна, а форма активна; ü вместо идеи – форма; ( Аристотель занял промежуточную позицию между материализмом и идеализмом. Это эклектика. Аристотель развил учение Платона о познании. Познавать – значит уметь манипулировать идеями. <Платон>: Познание – воспоминание того, что было в прошлой жизни. Люди могут: - объединять идеи (синтез); - разъединять их (анализ); Идеи:
Платон заложил основы познания. Аристотель отделяет обыденное знание от научного: - научное знание даёт всестороннее описание предмета; - научное знание – это теоретическое знание и связанное с абстрактным мышлением; - научное дополняет причинно объяснение (почему?); Топика – учение о правилах научной беседы. Аристотель – первый философ-энциклопедист, он систематизировал научные знания. ß Создал качественную физику – все предметы сочетаются из: тёплого/холодного; влажного/сухого
Платон:
Аристотель:
Цицерон: монархия, власть оптимов, демократия (по числу) |
11. ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (Ф. БЭКОН, Р. ДЕКАРТ) Данная проблема становится актуальной в связи с большим количеством материала.
Гоббс, Локк, Юм, Беркли – идеалисты британская философия – философия самопознания | 12. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Т. ГОББСА И ДЖ. ЛОККА ГОББС (Hobbes) Томас (1588—1679) — английский государственный деятель и философ. Г. стремился создать целостную философскую мирообъясняющую систему, выстроенную вокруг трех основных понятий: Человек; Тело; Гражданин. Философия по Г. — "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий". При этом, согласно Г., под рассуждением подразумевается "исчисление". Следовательно, рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать". Философия у Г. включает философию природы и философию государства (состоящую из двух разделов: "этика" и "политика"). учение о государстве и праве пытается разложить такое сложное понятие как государство на его основные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. В результате он приходит к необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.
Благо народа — высший закон государства, сторонником сильной, разумной и законной власти которого и был Г. Общественный закон суть совесть гражданина. Страх перед невидимыми силами, признаваемыми государством, — религия. Аналогичное чувство перед невидимыми силами, игнорируемыми государством, — предрассудки. | 13. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Ж.–Ж. РУССО, Ш. МОНТЕСКЬЁ МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) (1689 — 1755) — французский философ права и истории. "О духе законов" (1748) – попытка объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов исходя из их природных и исторических условий (климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа"). закон – необходимые отношения, вытекающие из природы вещей.
Причины различия государств: не социально-исторические условия, а соответствие между образом правления и физическими свойствами страны: + протяженность; + климат; – образ жизни населения, занятия (торговля, земледелие); – степень материального благосостояния; – религиозные взгляды; – нравы; По М., каждый из трех типов правления сопряжен с размерами территории, занимаемой данным обществом (чем больше территория, тем больше шансов на деспотию). Таким образом, классификация типов государственного устройства связывается с общественной морфологией или с количественными параметрами данного общества.
Народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. Неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. "Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела". Условиями нормального существования государства являются основные гарантии свободы – учреждения, сдерживающие произвол. Первоначальным состоянием общества считал не «войну всех против всех», а мир. Международное право – в мирное время государства должны делать друг другу как можно больше добра, а в военное время – как можно меньше зла. Наказание – за деяния, а не за мысли. В работе "Персидские письма" (1721) развивал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Общество, пo M., целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим — социум в политической ипостаси своей переживает исключительно череду падений и взлетов. Ни науку, ни экономику же М. не считал факторами, равновеликими государству. | 14. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И. КАНТА КАНТ(Kant) Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и естествоиспытатель. 1. "докритический" период 2. “критический” период – с 70-х гг. "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира".
во всех своих сочинениях К. исходит из следующего главного требования: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание. Таким образом, разработке проблематики философии, морали и т.д. должна предшествовать гносеология, или критическое исследование познавательных способностей, на которые опираются все отрасли философии. ПОЗНАНИЕ Всё, что мы знаем об объектах внешнего мира – это лишь их образы в нашем сознании. Следует отличать: «Вещь-в-себе» – объект внешнего мира такой, какой он существует сам по себе «Вещь-для-нас» – образ объекта внешнего мира, существующий в нашем сознании. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между понятиями: субъектом и предикатом суждения. Существуют два вида этой связи: 1. аналитические суждения – предикат не даёт нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в объекте (“все тела имеют протяжение”); 2. синтетические суждения – предикат не выводится из субъекта, а соединяется с объектом а. апостериорные – связь предиката с объектом мыслится потому, что связь эта обнаруживается в опыте (“некоторые лебеди черны”); б. априорные – связь между предикатом и субъектом мыслиться как предшествующая опыту и не зависящая от него (“всё, что случается имеет причину”). Наши рекомендации
|