Аврелия августина и фомы аквинского

ü признавалась ценность человека (христианина);

ü душа достойна для познания;

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН

(354 Тагаст, Афр. Нумидия – 430)

в своё время испытал влияние академического скептицизма, Платона

Мир неоднороден и подобен лестнице

  Бог – высшие бытие. Сотворил мир по доброй воле, а не из необходимости;  
    Человек (малый микрокосм) + душа – нематериальна, бессмертна, независима в своих решениях  
      растения и животные

Существует божественное предопределение (грешники и праведники)

”ИСПОВЕДЬ”

образец духовной биографии; описывает всю свою жизнь до обращения в христианство, обретения подлинной веры.

показан динамизм души человека, до этого наполнение души считалось неизменным (низменное и возвышенное начало)

“О ГРАДЕ БОЖЬЕМ”

Церкви противостоит земной град – светское государство, шайка разбойников.

История – не собака, кусающая себя за хвост.

Это стрела, летящая вперёд и вверх.

Прошлое, настоящее и будущее не совпадают.

Это схема из Священного Писания.

ПРОШЛОЕ – жизнь Бога;

НАСТОЯЩЕЕ – Спаситель;

БУДУЩЕЕ – второе пришествие Христа.

Драматизм в том, что настоящее – встреча ПРОШЛОГО и БУДУЩЕГО, встреча двух сил – ГРАДА БОЖЬЕГО и ГРАДА ЗЕМНОГО.

Конфликт как основа всего (и истории).

История имеет смысл – движение к будущему второму пришествию (суду нравственному). Сам Августин никогда не указывал даты второго пришествия.

Августин – первый автор, писавший историю как историю равноправных народов.

До этого – еврейский народ – главный.

жил в эпоху крушения Римской Империи – крах, катастрофа и конец мира; все люди в панике!

  10. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (общая характеристика)   Возрождение (Ренессанс) – это короткий, но значимый переходный период в истории между Средневековьем и Новым Временем. Это эпоха мировоззренческого и общекультурного переворота, подготовленного соответствующими экономическими (от феодализма к капитализму) и социальными изменениями общества: - секуляризация (освобождение от прессинга религии и церковных институтов во всех сферах жизни); - формирование нового самосознания человека – личности гордой, самоутверждающейся, гордой и эстетичной; ß принципиально меняется ориентация самой философии: космоцентричная в античности и теоцентричная в средние века, она переходит в антропоцентричную: в центре – не Бог и природа, а человек; Ср.в. – человек грешен, первородный грех; Возр. – человек активен и деятелен; труд не наказание, а творчество; человек состязается с Богом в силе и возможностях; это Титан, сверхчеловек.   В человеке открыта индивидуальность. Изначально – телесная.   Главное в человеке – достоинство: - признание способностей; - возвышенное переживание различных испытаний; - стойкость; - принципиальность;     Формируется новая система мира: Г. Галилей: открытие однородности мира; Дж. Бруно: строение солнечной системы (после Птолемея), разницы между землёй и небом нет;     В период Возрождения сформировалось течение гуманизма, стремящееся посредством возрождения античных традиций (изучение и распространение греческого и латыни, древней литературы, искусства и культуры) способствовать становлению нового облика личности, нового самосознания. Однако, внешне возрождая античные идеалы, пропагандировалось нечто новое. Идеал Возрождения – всесторонне развитый человек. Наиболее яркий пример – Леонардо да Винчи, который являлся художником, архитектором, изобретателем, медиком и проч.   2 ярко выраженных философа – Николай Кузанский и Джордано Бруно. Отсутствие других «профессиональных» философов объясняется спецификой самой философии Возрождения. Гуманизм как важнейшая черта философии определяет центральное место художника в создании картины мира – Данте, Петрарка и др.   Возрождение ниспровергло старую систему, но ничего нового не создало.   Пантеизм (греч. – всебожие) – учение, согласно которому Бог утрачивает свою внеприродность. Пантеисты сливают Бога с природой, растворяют его в ней. Из этого следует, что сама природа должна быть объявлена Богом, но пантеисты эпохи Возрождения не решаются сделать это.  
Средние Века, Платон  
     
Возрождение   Бог º Природа º Человек
    Пантеизм

Философия Возрождения по-новому решила проблему человеческой свободы (Реставрация 16 в.)

Мартин Лютер Эразм Роттердамский
“Человек может выбирать между добром и злом, адом и раем”. “Человек может выбирать различные сочетания добра и зла. Свобода шире, чем схема добра и зла”.

До эпохи Возрождения интеллигенция была только духовной.

Попытка отделить:

- философия от религии;

- политику от философии (Макиавелли);

- светскую жизнь от духовной;

  Возрождение ряда элементов античной диалектики и её дальнейшее развитие, в частности Кузанским. Это означает попытки поиска противоречий в самой объективной действительности.   Происходит переход от культа активной личности (Лютер, Кальвин) к культу знания и науки (Коперник, Галилей, Кеплер и др.)       ФОМА АКВИНСКИЙ   Центр самоанализа – душа человека ввёл понятие личности.  
Личность – человек, обладающий разумом свободой воли ответственностью от Бога
ü разум – воля к действию;
ü ответственность: 1. перед Богом; 2. перед сословием (не перед самим собой!)

Личность

наиболее лучший тот, кто более полно соответствует корпорации

Три ордена людей:

1. молящиеся; отношения нравственного служения отношения не равных (патрон–клиент)
2. воюющие;
3. работающие
  5. ТЕОДИЦЕЯ (фр. от греч.) – «оправдание Бога» почему абсолютно справедливый Бог допускает существование зла?   <А. Августин>: зло – небытие добра; добро вот-вот придет;   <Ориген>: человеческая душа
человеческая душа
¯   ¯
доброта   грех ® зло
свободная человеческая воля

<Ф. Аквинский>: Господь допускает существование зла для гармонии мира. Откуда знать, что есть добро, если нет зла? – воспитательная цель

6. Будет ли зло наказано?

применение принципа талиона глаз за глаз было уже неприемлемо, негативно сказывалось на состоянии общества; важно было уйти от произвола.

Нельзя отвечать на зло злом – подставь другую щёку (однако такая формулировка не годится для проповеди)

ü родовое возмездие

тому, кто творит зло воздастся –

после жизни и его потомкам;

¯

ü индивидуальное возмездие

страдает сам носитель зла в загробном мире

¯

ü можно причинить зло и в этой жизни, если позволяет Св. Церковь

Церковь отлучает подозреваемого от Церкви, объявляет еретиком (не человеком), после чего с ним можно было делать что угодно

7. Проблема доказательства бытия Бога

доказательства

ü онтологическое (Авр. Августин; Ансельм Кентерб.)

Если есть мысль о Боге, значит существует и Бог, ведь не может быть мысли ни о чём.

призывает человека к самопознанию –

помимо Бога и души надо познавать и душу

ü космологическое (Ф. Аквинский)

В космосе существуют различные вещи. Их сотворил Бог, оставляя следы. Следы являются причинами вещей. Цепочки причин есть первопричина (т.е. Бог).

вещь ® причины ® первопричина

ошибка – существуют и внутренние причины!

призыв к изучению природы

ü телеологическое

окружающий мир настолько гармоничен и прекрасен, что он не мог возникнуть сам, без причины. Порядок существует благодаря замыслу.

более устойчиво, т.к. нет ошибки и опровергнуто может быть лишь развитием естественных наук – в 19 в. Дарвин показал процесс эволюции видов.

8. Спор о бытии общих понятий (об универсалиях)

природа родов и понятий
  ПЛАТОН АРИСТОТЕЛЬ
ант. ¯ идеи º общие понятия (универсалии) единичные вещи
объективный идеализм
материализм
ср.в. ¯   1. реализм – общие понятия существуют и существуют независимо от человека, т.е. бытие Бога несомненно
    2. номинализм
    общие понятия существуют только в человеческом мышлении
    крайние универсалии – звуки речи;   крайние номиналисты: людей вообще нет, есть лишь отдельный люди  
  3. концептуализм
  универсалии существуют в виде слоёв Ибн Сина ® Альберт Больштадтский ® Ф. Аквинский: одновременно существуют в 3 видах: - в уме у Бога – до вещей; - в самих вещах; - после вещей ( в уме человека;    

Средневековая философия стремилась в узких рамках христианской религии создать пространство для развития человеческой мысли.

  3. Скептицизм Римский (Марк Аврелий)   ü мир подвижен и тягуч; ß мы ничего не можем сказать об этом мире   ü знание о мире бессмысленно;   ü живи сегодняшним днём;     2. АРИСТОТЕЛЬ   Бытие – бытие единичных вещей Бытие – единство материи и формы   Аристотель критикует Платона за: - Платон лишь удваивает мир, а не объясняет его; - Платон не объясняет, как идеи привязаны к вещам; - весь мир лишён движения;   Аристотель предложил: - из чего вещь? (материал);   - с помощью чего? (движение, движущая сила);   - для чего? (целевая);   - что именно получится? (внешний вид вещи); ( формальный признак   ü материя пассивна, а форма активна; ü вместо идеи – форма; ( Аристотель занял промежуточную позицию между материализмом и идеализмом. Это эклектика.     Аристотель развил учение Платона о познании.   Познавать – значит уметь манипулировать идеями.   <Платон>: Познание – воспоминание того, что было в прошлой жизни.     Люди могут: - объединять идеи (синтез); - разъединять их (анализ);     Идеи:
– общие (родовые); обширная номенклатура
– частные (видовые);

Платон заложил основы познания.

Аристотель отделяет обыденное знание от научного:

- научное знание даёт всестороннее описание предмета;

- научное знание – это теоретическое знание и связанное с абстрактным мышлением;

- научное дополняет причинно объяснение (почему?);

Топика – учение о правилах научной беседы.

Аристотель – первый философ-энциклопедист, он систематизировал научные знания.

ß

Создал качественную физику –

все предметы сочетаются из:

тёплого/холодного;

влажного/сухого

УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕ
ПЛАТОН АРИСТОТЕЛЬ
Государство создаёт нравственного человека Государство воспитывает законопослушного гражданина  
  Экономика  
  Учение об оптимальной форме правления  
  Крайние решения не являются лучшими

Платон:

¯ аристократия “законная власть немногих”
олигархия  
демократия  
тирания  

Аристотель:

  правильная   неправильная
один монархия ® тирания
немногие аристократия ® олигархия
большинство полития-демократия ® охлократия

Цицерон: монархия, власть оптимов, демократия (по числу)

  11. ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (Ф. БЭКОН, Р. ДЕКАРТ)   Данная проблема становится актуальной в связи с большим количеством материала.  
Френсис БЭКОН английская школа Рене ДЕКАРТ континентальная школа
учение основано на критике Аристотеля  
подлинное знание не может основываться на опыте, а должно опираться на опыт (эксперимент) – эмпиризм если философия хочет быть наукой, она должна строиться как математика
 
ОПЫТЫ
¯ ¯
светоносные плодоносные
| |
знания практически приложимый результат
 
индукция – гл. средство исследования неполная (чаще всего) полная – когда конечное число изучаемых предметов (ограниченное время и пространство)   дедукция общее ® частное   средства укрепления основания:   1. сомнение критичность мышления “Мыслю, следовательно существую” – из этого тезиса выводится всё содержание наук   2. интеллектуальная интуиция основание должно вызывать веру, быть интуитивно верным   3. Бог внутренний разум, врождённые идеи  
правила: - все результаты опыта нужно делить на положительные результаты; - учитывать отрицательные результаты (искл. – elemenatio – элеминирующая индукция); - все полученные результаты нужно ранжировать полное абсолютное знание 4 правила метода (!) как выводить следствия из основания   наше мышление абсолютно
необходимо очистить самосознание, т.к. в сознании есть препятствия для познания – идолы   “Учение об идолах” “идолы рода” препятствия, обусл. общей для людей склонностью судить о природе по аналогии с собственными свойствами;   “идолы пещеры” ошибки присущие некоторым группам людей из-за их субъективных предпочтений, симпатий и антипатий   “идолы площади” препятствия, возникающие при общении посредством слов, т.к. значение слов определяется не на основе познания сущности предмета, а от впечатления   “идолы театра” препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными ложными методами вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям   Три пути познания: - путь муравья; глупы – тащат всё - путь паука; ткут паутину из собственного разума - путь пчелы; тащат полезное и перерабатывают его    

Гоббс, Локк, Юм, Беркли – идеалисты

британская философия – философия самопознания

  12. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Т. ГОББСА И ДЖ. ЛОККА   ГОББС (Hobbes) Томас (1588—1679) — английский государственный деятель и философ. Г. стремился создать целостную философскую мирообъясняющую систему, выстроенную вокруг трех основных понятий: Человек; Тело; Гражданин. Философия по Г. — "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий". При этом, согласно Г., под рассуждением подразумевается "исчисление". Следовательно, рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать". Философия у Г. включает философию природы и философию государства (состоящую из двух разделов: "этика" и "политика").   учение о государстве и праве   пытается разложить такое сложное понятие как государство на его основные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. В результате он приходит к необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.  
человеческое общество
     
естественное ® гражданское
все отношения в человеческом обществе кроме тех, что внесло государство.   Люди объединяются в государство при помощи "общественного договора" и подчиняются власти, чтобы получить защиту и возможность гуманной жизни без гражданских войн.
- действуют, руководствуясь только природным законом самосохранения; - каждый вправе взять, захватить всё   право º сила "война всех против всех" (bellum omnium contra omnes)   поскольку это противоречит закону самосохранения, каждый должен отказаться от права на всё и перенести часть своих прав на других ® государство единой воли
наиболее совершенная форма – абсолютная монархия (соц. заказ);   неограниченная власть государства – не только поведение людей, но и религиозные, нравственные, научные воззрения.   Церковь подчиняется государству.
    право на неподчинение и свержение власти в случае нарушения государством прав человека (революции)

Благо народа — высший закон государства, сторонником сильной, разумной и законной власти которого и был Г.

Общественный закон суть совесть гражданина.

Страх перед невидимыми силами, признаваемыми государством, — религия.

Аналогичное чувство перед невидимыми силами, игнорируемыми государством, — предрассудки.

  13. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Ж.–Ж. РУССО, Ш. МОНТЕСКЬЁ   МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) (1689 — 1755) — французский философ права и истории.   "О духе законов" (1748) – попытка объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов исходя из их природных и исторических условий (климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа").   закон – необходимые отношения, вытекающие из природы вещей.  
Тип закона Происхождение Сфера действия
Физические (естественные) установлены Богом как законы природы «естественное состояние» (догосударственное) и гражданское общество (государство)
Социальные установлены людьми только гражданское общество
Вид социального закона Сфера действия
Международное право отношения между народами
Политическое право отношения между правителями и управляемыми
Гражданское право отношения между гражданами

Причины различия государств:

не социально-исторические условия, а соответствие между образом правления и физическими свойствами страны:

+ протяженность;

+ климат;

– образ жизни населения, занятия (торговля, земледелие);

– степень материального благосостояния;

– религиозные взгляды;

– нравы;

По М., каждый из трех типов правления сопряжен с размерами территории, занимаемой данным обществом (чем больше территория, тем больше шансов на деспотию). Таким образом, классификация типов государственного устройства связывается с общественной морфологией или с количественными параметрами данного общества.

  “принцип” правления “природа” правления
    определяется доминирующим чувством в рамках конкретной формы правления   обусловливается числом обладателей верховной суверенной власти
демократия "добродетель" – доблесть, любовь к республике весь народ или его часть
монархия честь один, но в рамках жесткого законодательства  
деспотия страх один в соответствии с собственными прихотями и произволом

Народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. Неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него.

"Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела".

Условиями нормального существования государства являются основные гарантии свободы – учреждения, сдерживающие произвол.

Первоначальным состоянием общества считал не «войну всех против всех», а мир.

Международное право – в мирное время государства должны делать друг другу как можно больше добра, а в военное время – как можно меньше зла.

Наказание – за деяния, а не за мысли.

В работе "Персидские письма" (1721) развивал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Общество, пo M., целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим — социум в политической ипостаси своей переживает исключительно череду падений и взлетов. Ни науку, ни экономику же М. не считал факторами, равновеликими государству.

  14. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И. КАНТА   КАНТ(Kant) Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и естествоиспытатель.   1. "докритический" период 2. “критический” период – с 70-х гг. "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира".  
основные части философии К. работы
гносеология "Критика чистого разума"
этика "Критика практического разума"
эстетика (объединенная с учением о целесообразности в природе) "Критика способности суждения"

во всех своих сочинениях К. исходит из следующего главного требования: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.

Таким образом, разработке проблематики философии, морали и т.д. должна предшествовать гносеология, или критическое исследование познавательных способностей, на которые опираются все отрасли философии.

ПОЗНАНИЕ

Всё, что мы знаем об объектах внешнего мира – это лишь их образы в нашем сознании. Следует отличать:

«Вещь-в-себе» – объект внешнего мира такой, какой он существует сам по себе

«Вещь-для-нас» – образ объекта внешнего мира, существующий в нашем сознании.

Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между понятиями: субъектом и предикатом суждения. Существуют два вида этой связи:

1. аналитические суждения – предикат не даёт нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в объекте (“все тела имеют протяжение”);

2. синтетические суждения – предикат не выводится из субъекта, а соединяется с объектом

а. апостериорные – связь предиката с объектом мыслится потому, что связь эта обнаруживается в опыте (“некоторые лебеди черны”);

б. априорные – связь между предикатом и субъектом мыслиться как предшествующая опыту и не зависящая от него (“всё, что случается имеет причину”).

Наши рекомендации