Элементарные правила поведения. Этикет
Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная. В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Формы проявления: вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт. Такт – неписанное соглашение не замечать оплошности другого. Такт – чувство меры во всем. В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична: «Свой – Чужой». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию.
Моральные нормы деятельности.
Классификация социальных норм:
•Нормы упорядочивающие.
•Нормы регламентирующие (процессуальные), определяющие порядок действий. Например, регламенты, уставы.
•Иерархично – субординационные нормы. Нормы в сферах политики, права, религии, морали. Субординация – контроль взаимодействия.
В чем заключается специфика моральных норм?
Моральные нормы:
•Носят более обобщенный характер, чем правила поведения (этикетные нормы). Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже их императивность.
Моральные принципы и моральные идеалы.
Моральные принципы и идеалы носят ещё более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, «моральный кодекс строителя коммунизма» или «кодекс корпоративной этики» в определенной организации.
Моральный идеал.
Моральный идеал – это высший эталон должного.
Функции идеалов.
1.Программные: программа развития.
2.Воспитательные:
· персонифицированные (реальное воплощение морального идеала);
· полиперсонифицированные идеалы (собирательный образ идеала).
3.Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.
Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.
Функции морали.
1.Регулятивная;
2.Познавательная;
3.Воспитательная;
4.Оценочная;
5.Ценностно-ориентационная (предпочтительное отношение к ценностям);
6.Мировоззренческая и мироотношенческая (установки абстрактного и практического отношения к миру);
7.Универсальной коммуникации человека с миром;
8.Универсальная адаптация человека к миру;
9.Человекотворческая;
10.Спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения.
Функции морали: регулятивная, познавательная, воспитательная, оценочная, ценностно-ориентационная. Переход к нравственности осуществляется через функции: мировоззренческую и мироотношенческую, универсальной коммуникации человека с миром, универсальной адаптации человека к миру, человекотворческую, спасения человека и человеческого рода от само - и взаимоуничтожения. Таким образом, мораль формирует социумное мировоззрение и мироотношение; мораль есть хранительница общности. Нравственность формирует универсумную парадигму мировоззрения и мироотношения.
Выводы:
•Мораль относится к роду социальных регуляторов.
•Сущностные признаки морали: регулятивность, историчность, социальность, социальная неоднородность, определенное место в системе социальных регуляторов.
•Объектная специфика морали включает четыре признака: историческую долговечность, всеобъемлемость, деятельностную необособленность, неинституциональность и всеинституциональность.
•Субъектная специфика морали включает в себя: моральную сознательность, добровольность и бескорыстие.
•В структуре морали можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.
•Функции морали: регулятивная, познавательная, воспитательная, оценочная, ценностно-ориентационная. Переход к нравственности осуществляется через функции: мировоззренческую и мироотношенческую, универсальной коммуникации человека с миром, универсальной адаптации человека к миру, человеко – творческую, спасения человека и человеческого рода от само - и взаимоуничтожения.
Вопросы для самопроверки
1.Каковы сущностные характеристики морали?
2.Что отличает мораль от других видов социальной регуляции?
3.Перечислите признаки объектной специфики морали.
4.Перечислите признаки субъектной специфики морали.
5.Какое условие необходимо, чтобы воля человека стала злой (по Г.В.Ф. Гегелю)? Какие условия необходимы для доброй воли?
6.Почему бескорыстие определяется в качестве морально-нравственного мотива?
7.Что такое «моральная оценка»? Каковы ее критерии?
8.Перечислите виды моральных оценок поступков.
9.Каковы определение и признаки моральных требований?
10.Каковы функции морали и нравственности? Объясните переход (характеризуя функции) от моральной регуляции к нравственному способу освоения действительности.
Литература
1. Гусейнов А. А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) // - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html / - Дата доступа: 11.11.2011 г.
2. Гусейнов, А. А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 472 с.
3. Дробницкий, О. Г.. Моральная философия : Избранные труды / О. Г. Дробницкий ; Сост. Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 523 с. \
4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; пер. А. Б. Гофман. — М. : Канон, 1996. — 432 с.
5. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. — М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 413 с.
6. Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко, С. Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2000. — 493 с.
7. Этика : энцикл. слов. / [С. С. Аверинцев, И. Ю. Алексеева, Р. Г. Апресян и др.] ; под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. — М. : Гардарики, 2001. — 669 с.
ЛЕКЦИЯ 5. МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И РАЗЛИЧИЙ
1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
Мы уже многократно употребляли понятия «мораль» и «нравственность». В чем заключается проблема единства и различия указанных феноменов?
Мораль – слово латинское (Цицерон, Амвросий Медиоланский). Можно выделить несколько значений этого слова:
1.как совокупность определенных норм, правил, регулирующих совместную деятельность людей. Мораль – это вид социальной регуляции.
2.как некое наставление, поучение.
3.как поучительный вывод (мораль такова: …)
Нравственность – слово русское. Соотношение: нрав – нравственность (однокоренные слова: «норов», «нравиться»). В. Даль следующим образом дает толкование слова: «…половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как к понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума… образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга».
Впервые в истории этики мораль и нравственность разделил Г.В.Ф. Гегель. Но это разделение уже намечается в философии И. Канта, который выделял два вида поступков: «сообразно долгу» и «ради долга». Он полагал, что если человек действует в соответствии с императивом, то допустим лишь «долг ради долга». В этих размышлениях И.Канта можно увидеть истоки обоснования феномена «нравственности». Действие «сообразно с долгом» - есть мораль. Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» утверждал, что первому этапу развития воли соответствует абстрактное право, второму – мораль, третьему – нравственность (оно включает в себя: семью, гражданское общество и государство). Нравственность, по Г.В.Ф. Гегелю, это «разум воли», «повиновение в свободе».
Исследователи морали довольно единодушны в том, что ее специфика сложно улавливается. О.Г. Дробницкий, написав известную монографию «Понятие морали», отмечал, что так и не смог постичь ее своеобразие, ее онтологический статус. Современный уровень исследования морали. Исследования морали представлены в работах отечественных мыслителей: С.Ф. Анисимова, О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова, А.И. Титаренко, Ю.М. Смоленцева. Они сводятся к нескольким принципиальным положениям: мораль рассматривается как продукт и результат межчеловеческого, межсубъектного взаимодействия. Мораль автономна, имманентно присуща человеческой деятельности.
Мораль характеризует социумную парадигму мировоззрения и мироотношения; мораль есть оправдание необходимого.
Нравственность – универсумная парадигма мировоззрения и мироотношения. Н.Федоров полагал: «Нравственность – это не барство, не рабство, а родство». Г. Гейне утверждал, что «нравственность — это разум сердца».
Мораль – вид социальной регуляции.
Нравственность – духовно-практический способ освоения мира человеком; способ духовного самоопределения человека.
Мораль является хранительницей общности и общественных отношений; нравственность находится на страже человеческого в человеке. Человек может быть моральным, но безнравственным; нравственным, но аморальным.
Каковы специфические признаки нравственности?
1.Нравственность способствует универсализации человеческого бытия, напоминая человеку о том, что он не только часть социума, но и часть универсума, через систему вечных и высших ценностей
2.Нравственность способствует гармонизации человеческого бытия. Гармония - это целостность, полнота и подлинность бытия. Мораль – антихаосная сила, нравственность – гармонизирующая сила.
3.Нравственность способствует гуманизации человеческого бытия. Человек понимается как высшая ценность.
4.Нравственность способствует деонтизации (от греч. «деон» - долг) человеческого бытия. «Долженствующая единственность в универсуме» - так М. Бахтин говорил о человеке.
В.Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Русский мыслитель выделил три истока или «естественных начала» нравственности: стыд, жалость и благоговение. Каждая из установленных нравственных основ – стыд, жалость и религиозное чувство – может рассматриваться с трех сторон: как добродетель, как правило действия и как условие блага. Основные чувства стыда, жалости и благоговения определяют нравственные отношения человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Все другие феномены нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними. Мужество, например, есть проявление принципа возвышения и господства над инстинктами. Таким образом, «возвышение», способность человека к преодолению наличного бытия органически проявляется именно через нравственность. В.Ш. Сабиров полагает, что этика есть «метафизика нравственности». Это учение о субстанциональной основе человечности. Поэтому нравственность есть приобщение человека и к высшему разуму (чело-) и вечности.