Что такое философская герменевтика?
Герменевтика – современное направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации и понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, «посредника между богами и людьми», который истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: первый – «как возможно понимание?» и второй – «как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?» С точки зрения герменевтики, существовать – это значит быть понятым. Предметом исследования,как правило, является текст.К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: «герменевтический треугольник» (взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем) и «герменевтический круг» (циклический характер процесса понимания). Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций– случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.
Главными представителями философской герменевтики являются:
1) Фридрих Шлейермахер(1768 – 1834), который считал, что при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Толкование текста имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): а) дивинации, т.е. искусственного «вчувствования», «вживания» в душу автора произведения; б) сравнения, т.е. сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот;
2) МартинХайдеггер(1889 – 1976), заслугой которого является то, что он совместил герменевтику и экзистенциализм, сформулировав учение об экзистенциалах– условиях человеческого существования. Их два:
а) положенность: человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале «положен», то есть он есть, а уже затем мыслит);
б) понимание: человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание есть истолкование и интерпретация (человек истолковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни). Поэтому бытие человека изначально герменевтично, т.е. базируется на понимании;
3) Ганс Гадамер(1900 – 2002), который призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики). По мнению Гадамера, понимание «задано традицией, в рамках которой можно жить и мыслить». При этом понимание возникает не сразу, ему предшествует «предпонимание», которое можно «исправлять», «корректировать», но полностью освободиться от него нельзя, ибо «предпонимание» – посылка всякого «понимания». Что такое предпонимание? Главное в нем – «предрассудок». Предрассудок – не логическая предвзятость. Он отражает состояние общества и познающего, «понимающего» субъекта. Это – фундамент понимания, раскрывающий суть эпохи;
4) Поль Рикёр(1913 – 2005), который считал, что цель философии заключается в том, чтобы разработать метод понимания человеческой субъективности. В качестве данного метода Рикер предлагает «регрессивно-прогрессивный», суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее. Герменевтика является этапом в работе по выявлению мышлением смысла, скрытого в символе. Всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей культурной эпохой, которой принадлежит текст, и интерпретатором.
Таким образом, понимание имеет универсальный характер. Это и метод философии, и характеристика всего знания человечества о мире, и способ существования познающего, действующего и оценивающего человека.
Каковы основные идеи