Идеализм и диалектика Г. Гегеля?
Одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма был Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770– 1831)– профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов.
Вот что о Гегеле пишет известный отечественный философ Александр Спиркин (1918 – 2004): «Когда Гегель переехал на работу в Берлин, последний стал мировым философским центром. Гегель читал там множество курсов: историю философии, эстетику, логику, философию права, философию истории, философию религии, философию природы, философию науки и т.д. Образ Гегеля-лектора сохранил редактор труда Гегеля по эстетике – Готто. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспектом. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя предложения и с трудом подыскивая подходящие слова. Лекции Гегеля являли собой как бы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвычайно положительными: слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот творческий путь по созданию идей, который проходил сам их создатель, основоположник великой философской системы» (Спиркин А.Г., 2001, С.159).
К важнейшим философским трудам Гегеляотносятся: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812– 1815), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830), «Философия религии» в 2-х томах (посм.), «Философия права» (1821), лекции по истории философии, философии истории, лекции по эстетике (посм.).
В работе «Феноменология духа» Гегель определяет философию как науку, которая не может пользоваться и интуитивно-образными методами познания мира. Суть вещей «схватывается» в понятиях, а не в образах. Человеческое мышление должно быть строго понятийным, если речь идет о науке. Если философия не наука, тогда можно приписать любой метод. Но она является именно наукой о всеобщих законах духа, сотворившего историю, человека, а до них и природу. Иными словами, философия – это наука о законах духа и того, что он породил: природу, общество, мышление людей. Изучение этих законов и составляет предмет философии.
Философские воззрения Георга Гегеля включают в себя следующие основные направления:
1) Учение о познании. Гегель отождествляет бытие и мышление: противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.Врезультате данного отождествления Гегель выводит понятие абсолютной идеи. Абсолютная идея, по Гегелю, представляет собойединственно существующую подлинную реальность, но в то же время и первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютной идеей является Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Еще одним ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружающий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе.
2) Проблема человека. Человек, поГегелю, является носителем абсолютной идеи.Сознание каждого человека представляет собой частицу Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа, ибо через человека Мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов. Через него же дух целенаправленно и закономерно движется (действия, поступки человека, ход истории), познает себя через познавательную деятельность человека и творит (в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком).
3) Диалектика. Заслуга Гегеля перед философией заключается также и в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектикив том, что все содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.). Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют. Единство и борьба противоположностей являются основой развития и существования всего в мире. Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис(утверждение, форма бытия), которому всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезисом является «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез, т.е. «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. Поэтому противоречие – это не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
4) Философия истории. В своей работе «Философия истории» Гегель показывает разумность и строгую направленность исторического движения к свободе. Критерий прогресса в истории – степень свободы в обществе. Свобода начинается со свободы мыслить. В этом плане современный ему романо-германский мир, прусскую монархию Гегель оценивал весьма высоко.
5) Социально-политические взгляды. Гегель считал, чтогосударство является формой существования Бога в мире, а право есть наличное бытие свободы. Он полагал, что общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу. Богатство и бедность, е его точки зрения, естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться. Тем более, что противоречия, конфликты в обществе, а также между государствами являются не злом, а благом, двигателем прогресса во всемирно-историческом масштабе. «Вечный мир», по мнению Гегеля, приведет к загниванию и моральному разложению. Регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух) и диалектика как всеобщий философский метод.