Донравственные формы соц. регуляции
Табу были первыми соц. регуляторами первобыт. общ-ва, они представляли собой запреты на опред. действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логич. объяснении) и опирающ. на жесткую физич. санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что: носят коллективн. хар-р и не соблюдаются индивидуально; не требуют осознания и обоснования.
К числу основных относятся табу:
• на пищу (мясо свящ. животного, пищу вождя);
• на браки между близкими родственниками;
• на слова (священные имена).
Обычаи - следующий уровень соц. регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:
1) обычай распространяется в локальном сообщ-ве, а нормы морали на всеобщ. значение;
2) обычай представляет собой конкретн. рекомендацию, правила же морали формулируются обобщенно;
3) обычай обосновывается аргументом «так принято», моральн. поступок обосновывается аргументом «это добро»;
Традиционная нравственность
Традиц. нравств-сть - исторически первая и фундаментальн. ф-ма человеч. нравственности, присущая всем доиндустриальн. обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив на основании следующих принципов.
Принцип патриархальности
Патриарх. культура основывалась на господстве мужского начала - именно к мужчине в ней предъявлялись основн. нравств. требования. Первое из них - верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравств-сти человека, в то же время сам хар-р захоронения человека определялся его нравств. заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим. Младшим соплеменникам и членам семьи патриарх. мораль предписывает почитание отца как начальника, почитание старшего брата и в целом всякого старшего. Критерием нравств-сти женщины в патриарх. культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.
Принцип общинности (коллективизм)
Для традиц. морали община, а не личность является безусловн. ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием соц. группы. В то же время заслуги индивида приписываются группе - достижения одного вызывают гордость и чувство причастности к его деяниям. Единство и взаимность в сообществе поддерживались по «золотому правилу нравственности»:
• чего себе не хочешь, того другим не делай;
• относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Принцип трудолюбия
Оценка труда в традиц. нравственности противоречива. С одной стороны, земной труд противопоставлялся свящ. ритуальным занятиям, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные сословия традиц. общ-ва (воины, дворяне, священнослужители нехристианских конфессий) презирали физич. труд как заботу о личном благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение «высшему». С другой стороны, поскольку земля в традиц. культуре обладает свящ. ценностью, то и работа на ней считается высоконравств. занятием. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, «сбивается с пути истинного», ведет беспорядочный образ жизни.
Принцип патриотизма
Принцип патриотизма имеет сложн. содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими:
1. Изнач. смысл слова «патриотизм» предполаг. верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм - это ф-ма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, - в этом и состоит патриотизм.
2. Принадлежность к «своим» существует в рамках противопоставления «чужим». Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотич. воспитание осуществл. как военно-
патриотич. В данном аспекте патриотизм имеет черты агрессивности.
3. Поскольку традиц. общины были привязаны к своей земле как в экономич., так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.
Воинский этос
Вопреки расхожему представлению о морали как сфере мирной гуманности, многие понятия традиц. нравств-сти сформировались в воинских сообщ-вах. Кодексы поведения, сложившиеся в этой среде, и называются воинским этосом. Этос воинов основан на представлении об избранности этой соц. группы среди других, о войне как занятии благородных, о нравств-сти как о правой силе (военная победа понимается как свидет-во нравств. правоты). Воинская община строится по модели семьи, где вождь выступает в функции отца, по отношению к кот-ому воин хранит верность, аналогичн. патриарх. Между соратниками устанавливаются взаимосвяз. отношения побратимства и соперничества. Побратимство как установление псевдородств. связей — это способ достойно выйти из боя, побратавшись с соперником, или способ укрепить отношения внутри воинской дружины. Побратимство стало прообразом такого высоко ценимого в этике отношения, как дружба. Сопернич-во в воинской среде происходит среди «своих», равно благородных, за приобретение личных заслуг. Личная слава и честь достигаются благодаря ратным подвигам, поэтому мужество, храбрость,
смелость – необходим. добродетели воинского этоса, а трусость - самый презрен. порок. Чтобы нравственно упорядочить сопернич-во
среди «своих», разрабатываются правила вежливости, изысканный этикет для избежания ситуаций, кот-ые могли быть расценены как
покушение на честь.
Нравы средневековья формируются на основе:
традиц. нравств-сти; религиозн. морали; влияния соц. структуры феод. общества.
Соц. структура феод. общ-ва предст. собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральн. иерархии этого общ-ва, сущ. люди благородн. и люди подлого рождения. Задача личности - знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему соц. статусу. Идеалом нравств. образца явл. нравств. образец рыцаря, в кот-ом сочетались традиц., христианск. и сословные черты. Рыцарь должен быть:
верным своему господину, верным данному слову (обету), храбрым, благородным в бою, щедрым.
Буржуазная мораль
Капиталистич. способ произ-ва разрушил соц. базу традиц. нравств-сти (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравств. регуляции поведения. С переходом от аграрного общества к индустриальному происходит изменение соц. структуры: общины и сословия распадаются на отдельные индивиды. В рез-те происходят:
• новая индивидуализац. нравств. жизни на базе обладания частной собственностью;
• провозглаш. людей равноправными от природы;
• утверждение идеи общечеловеч. ценностей (кот-ой не знала ни одна из предшествовавш. нравств.сис-м).
Таким образом, способ нравств. регуляции достигает развитой ф-мы, присущей соврем. морали.