Шиллер, Гете, Гаман, Якоби, Гердер, Гумбольдт о познании

Шиллер

Фридрих Шиллер (1759 — 1805 гг.) — автор многочисленных драм, философ, историк, автор произведений: "О грации и о достоинстве", "Письма об эстетическом воспитании", "О наивной и сентиментальной поэзии", др.

Шиллер был убежден в незрелости человека, в том, что для человека свобода— беда, а не благо. Он видел истинную свободу в совести, кото­рая достигается через "школу" красоты, которая только и способна гармонизировать внутренний мир человека.

Шиллер предлагает понятие о "прекрасной душе". В такой душе он видит природную спонтанность, побуждаемую непосредственностью красоты. Это благодатная душа, которая гармонизирует "инстинкт" и "моральный закон". Существует два фундаментальных инстин­кта человека: 1) материальныйинстинкт и
2) инстинкт формы. Инстинкт материальный связывает человека с чувственностью, инстинкт формы свя­зан с рациональностью. Чувственное начало недолжно приноситься в жертву рациональному, ибо тогда это было бы формой вне реальности. Шиллер предпочитает "игровой инстинкт", опосредующий реальность и форму, случайность и необходимость. Игра и есть свобода. По Шиллеру, чтобы оценить человека в рациональном смысле, следует сначала оценить его как существо эстетическое.

Античная поэзия, с точки зрения Шиллера, наивна, ибо человек вел себя тогда естественным образом. Сентиментальный человек уже да­лек от природы, он "чувствует" природу, размышляет о ней. На этом и основано поэтическое чувствование. "Объект отсылает к некоторой Идее, и в ней поэтическая сила. Сентиментальный поэт, сле­довательно, всегда при деле, ибо он всегда в борьбе с реальностью как пределом и одновременно с идеей бесконечного, и в этом смешанном чувстве вызывает доверие благодаря двойному источнику".

Шиллер критически оценивает революцию: "Нельзя же ради того, чтобы познать достоинство человека, ставить на карту самое его сущее". Революция — стремление низших классов, где мы "встречаемая с грубыми и беззаконными инстинктами". Революции — это анархическая деятельность "субъективного человечества". Целостного и всестороннего индивида формирует только эстетическое воспитание.

Эстетические проблемы Шиллер не сводит к частным художественным проблемам. Он строит целую теорию прекрасного, начиная с несколько отвлечённых рассуждений о возможных видах отклонения человека от идеи совершенной законченной человечности. Шиллер утверждает, что только красота делает человека "законченным в само себе целом". Именно красота может стать средством для перехода от материи к форме, от ощущений к законам, от бытия ограниченного к бытию безусловному. Истинной эстетической свободы можно ожидать от формы, ибо только форма действует на человека в целом. Шиллер считает, что действие эстетической формы на человека не есть действие только эстетическое. Такое действие как бы возвышает человека со ступени чувственности на ступень разумности: "Нет иного пути сделать чувственного человека разумным, как только сделав его сначала эстетическим".

Гете

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749 — 1832 гг.) — величайший немецкий поэт. Его сочинения полны философских идей. Он автор много­численных художественных произведений, среди которых достаточно наз­вать "Фауста". Гете был романтиком, но постепенно стал тяготить­ся романтизмом, стремиться смягчить его оголенную чувственность. Он автор многочисленных заметок на конкретнонаучные, преимущественно естественнонаучные, темы. Составил первую географическую карту Германии, размышлял об эволюции растительного мира, зани­мался минералогией и анатомией (обнаружил, в частности, межче­люстную кость у человека).

Для Гете характерно критическое отношение к механицизму, неспособному адекватно объяснить принципы развития природы. По мнению Гете: "человек как действительное существо поставлен в центр действи­тельного мира и наделен такими органами, что он может познать и про­извести действительное и наряду с ним — возможное. Он, по-видимому, является органом чувств природы. Не все в одинаковой степени, однако все равномерно познают многое, очень многое. Но лишь в самых высоких, самых великих людях природа сознает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и совершается во все времена". Он писал: "Всякое творение есть лишь тон, оттенок великой гармонии, которую нужно изучать также в целом и великом, в противном случае всякое единичное будет мертвой буквой. Все действия, которые мы замечаем в опыте, какого бы рода они ни были, постоянно связаны, переплетены друг с другом... Это — Вечно-Единое, многообразно раскрывающееся. У природы — она есть все — нет тайны, которой она не открыла бы когда-нибудь внимательному наблюда­телю". При этом считает Гете, "каждого можно считать только одним ор­ганом, и нужно соединить совокупное ощущение всех этих отдельных органов в одно-единственное восприятие и приписать его Богу".

Философия для Гете — такое миропредставление, которое "увеличи­вает наше изначальное чувство, что мы с природой как бы составляем единое целое, сохраняет его и превращает в глубокое спокойное созер­цание"; "каждый человек смотрит на готовый, упорядоченный мир только как на своего рода элемент, из которого он стремится соз­дать особенный, соответствующий ему мир".

Гете очень реалистически оценивал познание: "Ничего не нужно ис­кать за явлениями; они сами суть теории ... Мое мышление не отделяет себя от предметов, элементы предметов созерцания входят в мышление и про­низаны мышлением внутренним образом, мое созерцание само является мышлением, мое мышление — созерцанием". Эксперимент, считает Гете, – это "посредник" между субъектом и объектом.

Своим творчеством Гете дает пример удивительного единства, взаимопроникновения и взаимовлияния литературы, науки и философии.

К романтикам, Шиллеру и Гете примыкали и другие мыслители, выска­завшие ряд интересных соображений о познании.

Гаман

Иоганн Георг Гаман (1730 — 1788 гг.) — автор текстов, напоминающих каббалистические. Он автор сочинения "Голгофа".

Абстрактному разуму Гаман противопоставлял жизнь и конкретный опыт, реальные факты и историю. Он считал, что понятия становятся без­жизненными в отрыве от образов — сокровищницы человеческого знания.

Гаман требовал активного изучения языка, поскольку язык — это озвученный, открытый чувствам разум. Сократа Гаман оценивал в качестве гения-пророка. Он писал: "Что заменило Гомеру незнание правил искусст­ва...? Гений — вот ответ. Невежда Сократ имел гений, стоивший целой науки... египетской и греческой мудрости ... Пустой интеллект Сократа стал плодоносным, как лоно девы Непорочной" (Работа "Сократические заметки").

В "Голгофе" Гаман пишет: "Вера и сомнение влияют на познаватель­ную способность ... Истина и неистина — инструменты интеллекта ... Наше знание фрагментарно, и все резоны заключаются либо в вере в истину, либо в вере в неправду и сомнениях в истине". "Эта вера ... выше всех систем ... Неприятие истины и легковерная склонность к иллюзиям — сопутствующие симптомы, как озноб и жар при лихорадке ... Что такое истина? Ветер, который дует, но не знает, откуда и куда? Дух, который мир не в состоянии принять, ибо не знает его".

Якоби

Фридрих Генрих Якоби (1743 — 1819 гг.) начинал как романтик, затем обратился к трансцендентному Богу. Он автор работ: "Об учении Спино­зы" (письма), "Давид Юм о вере, или Идеализм и реализм", "Письма к Фихте", "О божественных вещах".

Якоби не соглашался со Спинозой, его интеллектуализмом, который отделяет интеллект от веры, основанной на чувстве и интуиции, которая лишь подтверждает, но не доказывает. Он говорил: "необходимо выбрать­ся из накатанной колеи интеллекта, чтобы не потерять Бога. Поскольку разум просыпается в человеке не сразу, ему кажется, что он мало-помалу возникает из природы слепой и неразумной, в противоположность умному Провидению ... "

Вера — "изначальный свет разума, но рационализм, — утверждает Якоби, — принимает его за свой собственный. Погаснет этот свет, и любая наука окажется слепой и бессмысленной ... Мы видим обусловленное, по поводу чего и возникает знание. Здесь доминирует наука. Вера в неви­димое сильнее и благороднее знания видимого ... истинная наука — это дух, свидетельствующий о самом себе и о Боге. Насколько я уверен в объективности моих ощущений истинного, прекрасного и благого в приро­де, настолько я убежден в существовании Бога. Ослабление одного влечет к атрофии другого". Якобисчитает, что вера ребенка или целого народа в каком-то смысле выше и лучше, чем знание философа без веры.

Гердер

Иоганн Готфрид Гердер (1744 — 1803 гг.) — ученик Канта, начинал как сторонник движения "Бури и натиска". Разрабатывал темы: новой ин­терпретации языка, нового понимания истории, примирения спинозизма и теизма, идеи христианства как общечеловеческой религии. Гердер ав­тор работ: "Трактат об источнике языка", "Идеи к философии истории", др.

Человека отличает от животного "рефлексия". Рефлексия образует язык, закрепляющий моменты подвижной игры ощущений. Поэзия древнее прозы, поскольку последняя предполагает логичес­кое опосредование. Язык дает человеку выразительные средства, названия его открытий. И сам человек, считает Гердер, — творение языка. "Все, что изобрел человеческий дух, алмазы мудрости дале­кой античности, приходит ко мне через язык и благоволение Провидения. Моя душа и мысль моя в одной связке с душой и мыслью первого и, кто знает, может, и последнего человека на земле; короче говоря, язык — отличительная черта нашего разума, с ним разум обретает форму и распространяется".

Гердер, в противовес просветительской идее государства, выдвигает понятие "народа" как живого органического единства.

Гумбольдт

Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835 гг.) — друг Шиллера и Гете, дипломат, мыслитель. Он автор работ: "Теория формирования человека", "О духе человечества", "Рассуждения о всеобщей истории", "О сравнительном изучении языков", "О различии строя человеческих языков и о влиянии его на духовное развитие человечества", др.

Человека Гумбольдт определял как идею, к которой стремится каждый, но не может реализовать полностью. Историк, по Гумбольдту, должен про­никнуть во внутреннее содержание и смысл истории, дабы избежать опа­сности быть простым регистратором исторических результатов.

Гумбольдт был инициатором реформы образования, основателем гуманистической гимназии в ее классическом облике.

Согласно теории исторического познания Гумбольдта, всемирная исто­рия есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика.

Философию Гердер рассматривал как характерологию форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Частью такой характерологии явилось его "сравнительное языкознание".

Гердер исходил из творческой природы языка. Для него язык — не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятель­ность, т. е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации". В самой структуре языка ("внутренней форме") воплощено опре­деленное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. "В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку — в отличие от всего уже познанного и проду­манного им — как неисчерпаемая сокровищница, в которой дух всегда может открыть неведомое, чувство — всегда по-новому ощутить непрочувствованное".

Гумбольдт может считаться основоположником философии языка. Он оказал огромное влияние на развитие языкознания ХIХ-ХХ вв. Предложил метод сравнительно-исторического исследования языков.

Наши рекомендации