Проблема соотношения веры и разума в средневековой культуре и науке.

Основным типом мышления был религиозный (догматический) тип мышления, основанный на переживаниях, а не явлениях внешнего мира. Однако, необратимый процесс роста знаний, новые изобретения, географические открытия все время совершенствовали роль разума в познании, что инициировало ускоренный переход к рациональному освоению мира, в итоге произошло оттеснение иррационального познания на второй план. Рационализацию средневекового знания можно было проследить по изменению некоторых установок средневековых мыслителей. Так, например, мыслитель раннего Средневековья Тертониан, живший на рубеже 2 – 3 вв. н.э. строил свои утверждения, будучи приверженцем веры в процессе познания. Его формула звучала так: «Верую, ибо абсурдно». Спустя примерно 200 лет Августин Блаженный (рубеж 4 – 5 вв.) занял в вопросе методов познания более гибкую позицию: «Верую, чтобы понимать».

В 13 в. другой выдающийся мыслитель Фома Аквинский обосновал теорию, в которой были использованы как рациональные, так и иррациональные методы освоения мира. Следует использовать оба этих метода.

1) И вера, и разум познают одно и то же (объект).

2) И та, и другая человеческие способности находятся не в отношении взаимоисключения, но и в отношении взаимодополнения.

3) Обе эти человеческие способности созданы Богом и потому каждая из этих способностей имеет право на существование и применение (этой ориентации придерживаются и современные религиозные деятели).

Но все же Фома Аквинский как мыслитель приоритет отдавал религиозному познанию.

Концепция возможности сочетания рационального и иррационального познания признается церковью до сих пор (католической, православной), что, в свою очередь, создает предпосылки для взаимодействия науки и религии.

Западноевропейская наука черпала свои знания не из какого-либо одного источника,

1) Античный мир (прежде всего, Древний Рим). Надо иметь в виду, что к началу Средневековья Рим переживал период упадка, умонастроение у людей было далеко от интереса к науке и выражалось лозунгом: «Хлеба и зрелищ» и такие лозунги не способствовали интересу к науке, исследованиям и ожидать каких-либо крупных достижений не приходилось.

2) В этих условиях стала возрастать роль арабо-мусульманского Востока на основе молодой мусульманской религии – на территории Аравийского полуострова с центром в Мекке, поэтому второй источник, повлиявший на европейскую культуру – арабо-мусульманский Восток.

Полуостров (Малая Азия) с центром в Константинополе. На арабо-мусульманском Востоке в этот период лучше сохранилась античная культура, переводы трудов по математике, физике, астрономии (Птолемей, Аристотель, Евклид). Восток прославился и тем, что создал собственную самобытную арабо-мусульманскую культуру. Представители: Аверроэс, Авиценна. С этими именами связан высший рассвет культуры арабского Востока. Авиценна написал книгу «Канон врачебной науки». IX – X вв. – период расцвета Византии, создан ряд крупных университетов – крупнейший константинопольский университет в Византии, успешно развивается добывающая промышленность, кораблестроение, архитектура. Одно из достижений – «греческий огонь» (смесь нефти и серы) – использовался в качестве оружия – вещество, которое могло гореть даже на воде. Отсюда, из Второго Рима (как стали называть Константинополь) пришло христианство в Киевскую Русь, в 988 г. Именно потому после падения Константинополя (в 1453 г.) под натиском турок роль преемницы этого Второго Рима стала брать на себя Москва – как центр православной культуры (теория о том, что Москва должна стать Третьи Римом сформирована монахом Филофеем). Приобщение средневековой Руси к христианской культуре осуществлялось по 2 каналам:

1) Византия (Киев).

2) Великий Новгород – научный контакт с Западной Европой.Именно по этим каналам Россия получала естественно-научную литературу и богословские тексты (Византия).

Архитектура: возведение софийских соборов (в Киеве, Великом Новгороде).

Наши рекомендации