Философия французского Просвещения (XVIII в.)
Идеи гуманизма эпохи Возрождения и достижения в области естествознания эпохи Нового Времени продолжили философы французского Просвещения. Яркими просветителями были М.Вольтер, Ш.Монтескьё, Ж.Ламетри, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, П.Гольбах и др.
Французскими просветителями критиковались абсолютная монархия, клерикализм (стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни), нравы аристократии и духовенства. В своих трудах философы пытались освободить разумы людей от догм католической церкви, опираясь на новые открытия науки, тем самым, предлагая на смену господствующей религии «естественную религию», основанную на общечеловеческих принципах нравственности.
Франсуа-Мари Вольтер (1694-1778), являясь основателем французского просвещения, выступает защитником свободы человеческой личности. Критикуя церковь и религию, он считал, что они порабощают личность, лишая ее лучших качеств, но все же он не отрицал существование Бога, как особой творческой силы. Не соглашаясь с атеизмом французских материалистов, Вольтер утверждает, что религия необходима для своеобразного обуздания народных масс. «Если бы Бога и не было, его нужно было бы выдумать» - говорит он. Наивысшей ценностью является разум, при помощи которого возможно переустройство мира.
Жан-Жак Руссо (1712-1778), рассматривая историю общества, делит ее на два этапа. Первый этап он называет «естественным состоянием», в котором общество обладает абсолютной свободой и неограниченными правами. Второй этап – «гражданское общество», в котором, по мере ее развития, усиливается общественное неравенство людей. Причина неравенства заключается в частной собственности. В своем сочинении «Об общественном договоре» Руссо стремился найти такую форму правления, которая смогла бы создать и сохранить социальное равенство. Самой лучшей формой правления Руссо считает смешение аристократии и демократии.
Выдвигая положение, что власть должна принадлежать только народу, философ разрабатывает ряд принципов, один из которых – принцип общей воли. Данный принцип выражает единство интересов всех участников общественного договора. В этом случае речь идет не о частных интересах, где они могут противопоставляться друг другу, а о политическом соглашении. Следует подчеркнуть, что общественный договор – это согласие между гражданами, требующее соблюдение некоторых общих правил. В этом случае, преследуя собственные интересы, каждый должен считаться с интересами других, что приводит к необходимости ограничения своей свободы ради свободы других. В результате Руссо приходит к понятию суверенной личности – личности, способной принимать собственные и ответственные решения. Именно общественный договор, в демократическом обществе (правовом государстве), позволяет сохранить такую личность.
Исследуя природу, общество и человека, просветители опирались в основном на идеи материализма. В частности Поль Гольбах (1723-1789) в своем главном труде «Система природы» дает развернутую картину природы, в основе которой лежит материя как причина всех процессов и явлений. При этом материя и движение взаимосвязаны между собой. Он дает классическое определение материи: «материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства …». Рассматривая причинно-следственные связи в природе, Гольбах, опираясь на законы механики, приходит к идее фатализма, т.к. все в природе имеет необходимый (закономерный) характер, а случайность – это то, что нам пока еще неизвестно.
Исследуя сущность общества, Гольбах приходит к убеждению, что долг общества – обеспечить своим гражданам счастливую жизнь, а граждане, применяя свои способности, должны служить общественным интересам. Общественный договор должен учитывать интересы, как гражданина, так и общества в целом. Отношения гражданина к обществу, по мнению Гольбаха, должны строиться на любви. Если нет условий для создания счастья, то человек не может любить общество. Причина неподчиненности человека обществу является порочность самого общества, которое не понимает или не знает пути достижения общего благополучия.
На фоне развития механики и абсолютизации его законов в XVIII в. складывается мировоззрение механистического материализма,объяснявшего с помощью механики не только физические процессы, но и духовные явления. Так, Жюльен Ламетри (1709-1751) в своем знаменитом труде «Человек – машина» дает общую картину человека в виде сложноорганизованной машины, которая наделена особыми качествами: способности мыслить, чувствовать, ощущать.
Яркий представитель французского просвещения Дени Дидро (1713-1784) внес элементы диалектики в учение о природе. По его мнению, все изменяется и исчезает, только целое остается неизменным. Мир постоянно зарождается и умирает. За единицу разнородности (гетерогенности) природы философ берет не атом, а молекулу, в которой заложена главная движущая сила. Рассматривая проблему возникновения живого из неживого и мыслящего из чувствующего, Дидро приходит к выводу, что вся материя обладает свойством ощущения. Он заявляет, что даже камень способен ощущать, в том смысле, что молекулы, из которых он состоит, активно ищут одни комбинации и избегают других, проявляя тем самым свои «симпатии» и «антипатии».
Вопросы для повторения.
1) Дайте общую характеристику философии французского Просвещения.
2) Приведите основные идеи Вольтера и Руссо.
3) Что Гольбах понимал под материей? На чем должны строиться отношения, по Гольбаху, между обществом и человеком.
4) В чем заключается суть механистического материализма?
5) Как Дидро приходит к идее, что камень способен ощущать?
6. Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.)
Немецкая классическая философия продолжает развивать идеи эпохи Просвещения, сохраняя принципы рационализма, критичность мышления, гуманистические ценности и т.д. Представителями немецкой классики являются: И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах. Общее, что их объединяет – это единое духовное образование в понимании роли философии в истории человечества. Понимание философии, как строгой науки, в которой более глубоко и детально рассматриваются идеи, принципы и понятия (категории). В этот период, начатая Кантом и законченная Гегелем, была разработана концепция диалектического развития. Были найдены некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развития.