Конфликты, движущие действие
В пьесе обнаруживаются как минимум два основных конфликта: внешний (явный) и внутренний (глубинный).
Внешний – между Катериной и Кабанихой, Катериной и окружающей жизнью, которую Кулигин охарактеризовал как «жестокие нравы», а критик Н.А.Добролюбов - как «тёмное царство».
Внутренний – в душе Катерины между традиционно понимаемым героиней супружеским долгом, её религиозными представлениями о грехе и наказании, с одной стороны, и желанием воли и свободного чувства – с другой.
Завязка действия
Если говорить о внешнем конфликте, то завязку можно увидеть в сцене прощания с Тихоном (3-е явление 2-го действия), когда Катерина впервые всерьёз сталкивается в противоборстве с моралью «тёмного царства».
Внутренний же конфликт, более важный, значимый, обнаруживается уже в 7-м явлении 1-го действия, когда Катерина исповедуется перед Варварой, а та, в свою очередь, предлагает простой и доступный способ разрешения проблемы.
Развитие конфликта
Центральные узлы 2-го действия:
· второй диалог Катерины и Варвары (2-е явление);
· прощание Катерины с Тихоном (4-е явление);
· внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках в конце действия.
Катерина и Варвара
Два разных воспитания, две разные философии жизни.
Ключевые фразы Катерины в диалоге с Варварой:
· «Такая уж я зародилась горячая!» (в рассказе о том, как в детстве ушла из дома);
· «Нет, как не любить! Мне жалко его очень!» (о Тихоне);
· «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу»;
· «Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь» (о возможной встрече с Борисом);
· «И хочу себя переломить, да не могу никак» (о крепнущем чувстве);
· «Уж я лучше буду терпеть, пока терпится»;
· «Я уйду, да и была такова»;
· «Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!».
Нетрудно убедиться, что на протяжении одной сцены настроение и намерения героини меняются несколько раз, что говорит об усиливающейся внутренней борьбе. Но особенно важно зафиксировать следующее:
· несмотря на душевное смятение и сомнения, побеждает в Катерине решительность и бесстрашие;
· Тихона Катерина жалеет, и хотя в народе говорят «жалеет – значит любит», - это не любовь женщины к мужчине, а скорее любовь сестры к брату;
· чувство к Борису в Катерине растёт;
· Катерина – цельная натура, ей претит всякое лицемерие.
Две ключевые фразы Варвары:
· «…ты вспомни, где ты живёшь! У нас весь дом на том держится» (на умении обманывать);
· «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (жизненная позиция среды).
Отдадим должное точности оценок и проницательности Варвары, в отличие от Катерины, которая, находясь во власти противоречивых чувств, не в силах адекватно оценивать людей и ситуацию. Катерина принимает покорное поведение Тихона за чистую монету, так как вообще не понимает притворства («и на воле-то он словно связанный»); а Варвара верно оценивает умышленное притворство брата: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».
Сцена прощания с Тихоном
Тихон просит прощения у Катерины за унизительную сцену, когда попугаем повторял всё, что требовала маменька. Этим прощением он словно возвращает Катерине надежду. Именно в надежде увидеть Тихона в другой обстановке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы попробовать уважать мужа, Катерина столь настойчиво уговаривает Тихона взять её с собой. Но к концу сцены Катерина окончательно убеждается, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.
Сцена с ключом от калитки
Внутренний монолог героини – свидетельство душевной борьбы. Вначале Катерина решает отвлечься шитьём и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки (символическая деталь!), предложенный Варварой, способен превратиться в ключ от клетки, в которой бьётся вольная птица. Не случайно мотив воли и неволи становится основным во внутреннем монологе. Желание воли в конечном итоге становится важнее терпения неволи.
В некоторых мыслях Катерины сказывается влияние Варвары: «Да, может, такого и случая-то ещё во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» Побеждает стремление свободного человека не изменять своей душе, следовать своей натуре.
Е действие
Развитие конфликта словно на время замедляется. Сцены свиданий Катерины с Борисом и Варвары с Кудряшом, рисуемые по контрасту поэзии и обыденности, предваряют рассуждения странницы Феклуши о «последних временах» и монолог Кулигина о «невидимых и неслышимых запорах». Всё это усиливает мотив неволи.
Интересен разговор Бориса с Кудряшом перед свиданием. При всей простоте натуры Кудряша чувствуется его нравственное превосходство над Борисом: он просит приятеля подумать о Катерине, но тот озабочен только своей радостью.
Обратим внимание на небезупречность Катерины в первой части сцены свидания с Борисом (сцена 2, явление 3). Находясь в плену своих страхов, она не замечает, как начинает упрекать своего возлюбленного, перенося только на него ответственность за случившееся. Но готов ли Борис к какой-либо ответственности? Он вначале без труда перекладывает её обратно, на её плечи, совсем не по-мужски («вы сами велели мне прийти… Ваша воля была на то…»), а затем в нём побеждает самодовольство и всё та же философия «шита-крыта» («Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?.. Благо, нам теперь-то хорошо… Надолго ль муж-то уехал?»)
Рекомендация. Речевая характеристика персонажа.
1. Общая характеристика героя.
2. Объём речи героя (много или мало говорит и в каких ситуациях и почему).
3. Преимущественный строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т.п.).
4. Лексические особенности.
5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь героя.
6. Проявление в речи характера и поступков героя.