Сознание как философская проблема
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Методическая разработка по теме «Сознание»
Самара 2013
Методическая разработка подготовлена для оказания помощи студентам при освоении темы «Сознание». Она может быть использована не только в качестве теории, но и как основание анализа реального сознания и мышления человека. Содержит контрольные задания для развития навыков использования основных категорий по теме «Сознание», контрольные вопросы для проверки усвоенного материала, темы рефератов и библиографический список.
Методическая разработка предназначена студентам всех специальностей и форм обучения.
Составитель канд. филос. наук, доц. В.А. Фролов
Сегодня в нашем обществе продолжается модернизация всех сфер общественной жизни с целью поднять Россию до уровня высших достижений мировой цивилизации и сделать ее гарантом стабильности и мира на Земле. Разразившийся в первом десятилетии XXI века экономический кризис обострил не только борьбу за природные и финансовые ресурсы, но и идеологическую борьбу, за умы и сознание людей. Процесс глобализации по американскому сценарию навязывает западные ценности с помощью вытеснения национальных духовных ценностей. Это, в свою очередь сказывается на решении экономических проблем в самой России, а именно: стимулирует «утечку мозгов», подрывает основы патриотизма, разрушает стимулы к труду, увеличивает преступность, рост наркомании и обостряет национальные проблемы. В этих условиях философская теория сознания может помочь в качестве методологического средства обеспечить защиту сознания россиян от отрицательного воздействия чуждых ценностей, подрывающих духовный иммунитет народа России.
Сознание как философская проблема
Мы знаем, что философия начинается с удивления, которое реализуется в вопросе «о первоначале всего». Она с момента своего возникновения вопро-шает об основаниях, в том числе, об основаниях самого удивления. Ведь удивление это тоже мышление. Поэтому вопрос: что такое мышление, соз-нание? оказывается также философским.
Пытаясь, на уровне рассудка, ответить на вопрос «что такое сознание?», отличая сознание от не-сознания, мы понимаем, что и эти вопросы, и любые ответы своим истоком и основанием имеют само сознание. Мы понимаем, что во всем, о чем мы разумные существа говорим, что мы воспринимаем, чувствуем, ощущаем, имплицитно «присутствует» сознание. В качестве сознательных существ мы находимся в ситуации, когда с чем бы в своей жизни не сталкивались, что бы ни делали, мы всегда сталкиваемся и всегда имеем дело с сознанием. И пока мы существуем как сознательные существа, пока мы мыслим, нам никак не удается разграничить сознание и не-сознание. То есть мы находимся в парадоксальной ситуации: у нас есть сознание, ин-туитивно мы понимаем, что это такое, но при попытке дать ему определение, оно ускользает от попыток разума. Сознание – это парадоксальность, к ко-торой невозможно привыкнуть замечает глубокий исследователь сознания М.К. Мамардашвили. Приведем фрагмент его работы «Сознание как фило-софская проблема» (1990), который поможет нам вникнуть в суть проблемы.
Особое место проблемы сознания в истории культуры и философии объясняется, по меньшей мере, двумя обстоятельствами, считает М.К. Мамардашвили.
« Во-первых, сознание предельное понятие философии как таковой. Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т.д. основным орудием и предпосылкой анализа в любом случае здесь будет являться и выступать так или иначе понимаемое сознание, открывающее философу возможность его личной реализации, находящей выражение в тексте и тем самым существующей в культуре. Не просто в виде достигнутой суммы знаний, а в виде именно реализованной мысли и способа бытия.
И второе обстоятельство, делающее эту проблему особенно сложной, состоит в том, что одновременно сознание – это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить, представить как вещь. То есть о нем в принципе нельзя построить теорию. Ни в виде предельного философского понятия, ни в виде реального явления, описываемого психологическими и другими средствами, сознание не поддается теоретизированию, объективированию. Любая попытка в этом направлении неминуемо кончается неудачей. По мере приближения к нему сознание, как тень, ускользает от исследователя. Поэтому в философии остается лишь один способ рассуждения о подобного рода явлениях. О них можно говорить или рассуждать, только используя опосредованный, косвенный язык описания…» (Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. – М.: Лабиринт, 1996. – С. 263-264).
Следовательно, всякий подход к философии как уже реализованному сознанию неизбежно предполагает осторожность. Эта осторожность может быть либо продуктом уже существующей культуры, либо результатом нашего личного усилия, но в любом случае она необходима.
При анализе приведенного фрагмента необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:
- в чем М.К. Мамардашвили видит основную трудность анализа сознания?
- почему анализ сознания возможен лишь косвенным путем?
- почему подход к философии как к реализованному сознанию требует осторожности?
Помочь ответить на эти вопросы, может разъяснение мысли Мамарда-швили о невозможности объективирования сознания. Термин «объективи-рование» означает различение представляющим себя и того, что представлено в качестве объекта представления. Чтобы представить сознание в качестве объекта анализа, необходимо «выйти» из состояния сознания, «отделить» его от себя. Но это невозможно, так как, пока мы мыслим о сознании, мы находимся «в» сознании, а когда оно нас «покидает» (смерть, обморок, сон), мы лишаемся способности мыслить. Это и означает, что сознание нельзя представить как объект, как вещь, поэтому оно и не может быть нам дано как представление.
Философский анализ сознания в истории философии связан с постановкой и попытками разрешения целого ряда вопросов: Каковы основания сознания? Как оно возможно? В чем его источник? Как связаны между собой сознание и знание? Как соотносятся сознание, психика, мышление? и т.п. Попытаемся рассмотреть основные этапы и способы осмысления сознания в европейской философии.