Современная духовно-нравственная ситуация

В русском языке с понятием «духовное» нередко отождествляются понятия «нравственный мир», «нравственная жизнь». Исторически сформировались два типа духовно нравственной культуры (ДНК): религиозная и универсальная ДНК. Не все религии теистические, re ligiо – первый слог “re” обозначает возврат, “liga” - это связь, поэтому религия есть восстановление универсальных связей бытия. Так, например, буддизм, это не теистическая религия, потому что Будда был реальным человеком, а не идеальной сущностью, абсолютом.

Сравнительная характеристика религиозной и универсальной ДНК

Теистическая религиозная ДНК Инварианты ДНК Универсальная ДНК  
 
  Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru
Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru

Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru БОГ

Теоцентричная ДНК

1. Истина Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru   Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru Современная духовно-нравственная ситуация - student2.ru Человек   Антропоцентричная ДНК  
2. Добро  
3. Красота  
4. София (гармония истины, добра и красоты).  
5. Вера  
6. Надежда  
7. Любовь  
Мировоззрение - теизм Мировоззрение – атеизм  

Наряду с теизмом и атеизмом исторически сформировался третий тип мироотношения – антитеизм.Это воинствующее мироотношение против Бога и против верующих в него.

Что такое инвариант? Инвариант – это «неизменное в изменчивом».

Ориентация на антропоцентричную ДНК предполагает выполнение двух запретов:

1.Запрет на мегаломанию – манию самовозвеличивания.

2.Запрет на теоманию – манию самообожествления.

Выводы

•Мораль характеризует социумную парадигму мировоззрения и мироотношения; мораль есть вид социальной регуляции.

•Нравственность характеризует универсумную парадигму мировоззрения и мироотношения: нравственность есть духовно - практический способ освоения человеком мира.

•Впервые в истории этики мораль и нравственность разделил Г.В.Ф. Гегель. Но это разделение уже намечается в философии И. Канта.

•Исторически сформировались два типа духовно нравственной культуры (ДНК): религиозная и универсальная ДНК.

Вопросы для самопроверки

1.Кто является автором слова «мораль»?

2.В чем заключается различие между моралью и нравственностью?

3.Кто из мыслителей первым разделил «мораль» и «нравственность»?

4.Каковы специфические признаки нравственности?

5.Сравните религиозную и универсальную нравственную культуру. В чем заключается различие?

Литература

1.Гусейнов, А. А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 472 с.

2.Дробницкий, О. Г.. Моральная философия : Избранные труды / О. Г. Дробницкий ; Сост. Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 523 с.

3.Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. — М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 413 с.

4. Сабиров, В. Ш. Этика и нравственная жизнь человека : монография / В. Ш. Сабиров, О. С. Соина. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. — 486с.

5.Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко, С. Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2000. — 493 с.

6.Этика : энцикл. слов. / [С. С. Аверинцев, И. Ю. Алексеева, Р. Г. Апресян и др.] ; под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. — М. : Гардарики, 2001. — 669 с.

Наши рекомендации