Современная духовно-нравственная ситуация
В русском языке с понятием «духовное» нередко отождествляются понятия «нравственный мир», «нравственная жизнь». Исторически сформировались два типа духовно нравственной культуры (ДНК): религиозная и универсальная ДНК. Не все религии теистические, re ligiо – первый слог “re” обозначает возврат, “liga” - это связь, поэтому религия есть восстановление универсальных связей бытия. Так, например, буддизм, это не теистическая религия, потому что Будда был реальным человеком, а не идеальной сущностью, абсолютом.
Сравнительная характеристика религиозной и универсальной ДНК
Теистическая религиозная ДНК | Инварианты ДНК | Универсальная ДНК | ||||
БОГ Теоцентричная ДНК | 1. Истина | Человек Антропоцентричная ДНК | ||||
2. Добро | ||||||
3. Красота | ||||||
4. София (гармония истины, добра и красоты). | ||||||
5. Вера | ||||||
6. Надежда | ||||||
7. Любовь | ||||||
Мировоззрение - теизм | Мировоззрение – атеизм |
Наряду с теизмом и атеизмом исторически сформировался третий тип мироотношения – антитеизм.Это воинствующее мироотношение против Бога и против верующих в него.
Что такое инвариант? Инвариант – это «неизменное в изменчивом».
Ориентация на антропоцентричную ДНК предполагает выполнение двух запретов:
1.Запрет на мегаломанию – манию самовозвеличивания.
2.Запрет на теоманию – манию самообожествления.
Выводы
•Мораль характеризует социумную парадигму мировоззрения и мироотношения; мораль есть вид социальной регуляции.
•Нравственность характеризует универсумную парадигму мировоззрения и мироотношения: нравственность есть духовно - практический способ освоения человеком мира.
•Впервые в истории этики мораль и нравственность разделил Г.В.Ф. Гегель. Но это разделение уже намечается в философии И. Канта.
•Исторически сформировались два типа духовно нравственной культуры (ДНК): религиозная и универсальная ДНК.
Вопросы для самопроверки
1.Кто является автором слова «мораль»?
2.В чем заключается различие между моралью и нравственностью?
3.Кто из мыслителей первым разделил «мораль» и «нравственность»?
4.Каковы специфические признаки нравственности?
5.Сравните религиозную и универсальную нравственную культуру. В чем заключается различие?
Литература
1.Гусейнов, А. А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 472 с.
2.Дробницкий, О. Г.. Моральная философия : Избранные труды / О. Г. Дробницкий ; Сост. Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 523 с.
3.Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. — М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 413 с.
4. Сабиров, В. Ш. Этика и нравственная жизнь человека : монография / В. Ш. Сабиров, О. С. Соина. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. — 486с.
5.Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко, С. Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2000. — 493 с.
6.Этика : энцикл. слов. / [С. С. Аверинцев, И. Ю. Алексеева, Р. Г. Апресян и др.] ; под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. — М. : Гардарики, 2001. — 669 с.