Модуль ii. типология культуры.

Комплексная цель модуля: Выявить содержание и специфику основных подходов к пониманию феномена культуры в его типологической представленности и трансформации. Приобрести навыки изучения, а также анализа и сопоставления подходов, через призму принципа типологии, как фундаментального основания вариативного осмысления проблем современного общества.

Тема 4. Типология культур. Восточные и западные типы культур. Место и роль России в мировой культуре.

Историческая типология культуры. Антитеза «Восток - Запад» и ее роль в периодизации и типологии культуры. Общая характеристика основных исторических этапов и форм культуры: архаическая культура; доосевая культура древних локальных цивилизаций; универсальная культура Востока и Запада в христианскую эпоху. Концепция культуры Г. Гегеля. Концепция культуры К. Маркса. «Осевое время» культуры К. Ясперса. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры. Культурологические идеи западников и славянофилов. Основные периоды русской общественной мысли 19 – 20 вв. Философско-культурные взгляды на Россию П.Я. Чаадаева. Акцент на самобытность русской истории и культуры А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Почвенничество. Цивилизационная теория - Н.Я. Данилевского. Аксиальная концепция культуры в философия «всеединства» В.С. Соловьева. Характеристика русской культуры через анализ национального характера (Н.А. Бердяев). Православие и национальный характер. «Восток-Запад-Россия» - одна из ключевых проблем национального самосознания.

Тема 5. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры.

Этническая и национальная культуры. Элитарная и массовая культуры.

Понятие специфической культуры, как: «маргинальной» культуры, субкультуры и контркультуры. Понятие «срединной культуры». Традиционная и модернизационная представленность культуры. Понятие локальной культуры. Региональная культура. Замкнутость культур. Теория замкнутых культур О.Шпенглера. Теория исторической социальной культурологии М.К. Петрова.

Понятие этноса и этнической культуры. Формирование этнической культуры. Понятие нации и национальной культуры. Специфика национального в культуре. Элита и элитарная культура. Массы и массовая культура. Культуриндустрия: превращение искусства в товар и потребительская психология. Средства массовой информации и художественное творчество. Процессы «стереотипизации» и «банализации».

Модуль III. Культура: человек, общество, природа.

Комплексная цель модуля: Рассмотреть возникновение и развитие культуры (этимология понятия и историческое «приложение»). Научиться производить анализ культуры в онтологических и аксиологических аспектах. Приобрести навыки применения мониторинга для выявления проблем и попытки их разрешения.

Тема 6. Понятие культуры. Культура и цивилизация. Культурная картина мира. Культура и природа, общество, личность.

Зарождение термина «культура». Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Проблема определения сущности культуры. Соотношение понятий «культ» и «культура», «натура» и «культура», «цивилизация» и «культура», их эволюция и трансформация в эпоху Средневековья, Ренессанса, Просвещения. Основные принципы построения классической модели культуры: рационализм, историзм, гуманизм.

Тема 7. Культурогенез. Динамика культуры. Язык и символы культуры. Культурные ценности и нормы, традиции.

Великие культуры древности. Мифология. Историческое значение античной культуры. Античность как отправная точка развития европейской культуры. Периодизация античной культуры. Философия. Культура эпохи Средневековья. Античный и христианский типы личности. Главные черты духовной жизни: религиозность, традиционализм, каноничность, символизм, историзм, психологическая самоуглубленность. Религия и теология. Культура Востока в период средневековья. Значение ислама. Особенности культуры Византии как наследницы античных традиций. Новое время. Возникновение опытной науки. Символы культуры. Язык культуры. Культурные ценности. Культурные нормы. Понятие культурной традиции.

Тема 8. Культура и ее функции. Субъект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность и культурная модернизация. Межкультурные коммуникации. Социальные институты культуры.

Функция освоения и преобразования человеком природы. Роль культуры как механизма регуляции социального поведения человека по отношению к окружающему и внутреннему миру. Культура как форма накопления, хранения и трансляции знания. Нормативная функция культуры. Культура как способ социализации личности.

Понятие субъекта культуры. Понятие инкультурации. Понятие социализации. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация.

Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Научно-техническая цивилизация и духовная культура. Основные черты европейской культуры: рационализм, гуманизм, историчность. Влияние античного и христианского наследия на культуру Европы. Технический прогресс как средство усовершенствования общества. Основные проблемы культуры 21 века: многообразие ликов культуры, интеграционные процессы и национальная специфика, менталитет; массовая и элитарная культура. Понятие «постмодерн».

Наши рекомендации