Латинская Америка и Япония
1. Борхес Х.Л. Проза разных лет.
2. Карпентьер А. Превратности метода. Царство земное.
3. Кортасар Х. Игра в классики.
4. Маркес Г. Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет.
Последняя осень патриарха.
США
1. Азимов А. «Буква закона» и др. рассказы.
2. Апдайк Д. Трилогия о кролике.
3. Бенчли П. Челюсти.
4. Бредбери Р. Марсианские хроники. Генрих IX. Там женщина кричит. Чепушинка.
5. Воннегут К. Завтрак для чемпионов. Малый не промах. Мать тьма. Колыбель для кошки.
6. Вулф Т. Костры амбиций («Иностранная литература», 1991, 310-11).
7. Гарднер Дж. Осенний свет (Свет в октябре). Никелевая гора. История куклы-непоседы. Джон Рэппер плывет по вселенной.
8. Доктороу Э. Рэгтайм. Билли Батгейт.
9. Кинг С.Салимов удел. Мертвая зона (и др. романы).
10. Коупленд Д. Поколение икс.
11. Миллер А. Цена. Часы Америки.
12. Оутс Д.К. Священный брак. Рассказы.
13. Рассказы писателей США («Иностранная литература», 1976, №7;1983, №8;1987, №7).
14. Стайрон У. Выбор Софии. Подожги этот дом.
15. Стоун Р. В зеркалах.
16. Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи. Тэдди.
17. Тайлер Э. Обед в ресторане «Тоска по дому».
18. Уоррен Р.Л. Вся королевская рать. Приди в зеленый дол.
19. Уэлш И. Судьба всегда в бегах: фармацевтический романс. Вечеринка что надо.
20. Фолкнер У. Особняк. Когда я умирала. Реквием по монахине.
21. Хемингуэй Э. Старик и море.
22. Шоу И. Вечер в Византии. Нищий, вор. Богач, бедняк.
Япония
1. Кавабата Ясунари.Тысячекрылый журавль. Стон горы.
2. КобоАбэ. Женщина в песках. Человек-ящик.
Учебники и учебные пособия, хрестоматии,
критическая литература
1. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. Из наблюдений за зарубежной литературой XX века. – Л., 1975.
2. Анисимов И.И. Новая эпоха всемирной литературы. – М., 1966.
3. Балашов П.С. Писатели-реалисты XX века на Западе. – М..1984.
4. Бьязи П.-М. Эммочки образца 1992 года // ИЛ. – 1993. – №10.
5. Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. – М., 1985.
6. Генис А. Вавилонская богиня. Искусство нашего времени // ИЛ. – 1996. – №6.
7. Генис А. Треугольник (Авангард, соцреализм, постмодернизм) // ИЛ. – 1994. – №10.
8. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. XX век. – М., 1999.
9. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. Размышления о современной зарубежной литературе. – Л., 1970.
10. Жанровое своеобразие современной прозы Запада. – М., 1989.
11. Западная литература: взгляд изнутри // ИЛ. – 1993. – №9,11.
12. Западное литературоведение 20 века. Энциклопедия. – М.: Intrada, 2004 (ИНИОН РАН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел литературоведения).
13. Зарубежная литература XX в. / Под ред. З.Т. Гражданской. – М., 1973.
14. Зарубежная литература XX в. / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 1996.
15. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // ИЛ. – 1996. – №2.
16. Затонский Д.В. В наше время: Книга о зарубежных литературах XX века. – М., 1979.
17. Зверев А. Запад есть Запад // ИЛ. – 1995. – №5.
18. ЗонинаЛ.А.Тропы времени. – М., 1984.
19. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. – М., 1986.
20. История зарубежного театра: В 4 тт. Том 4. – М., 1987.
21. История зарубежной литературы после Октябрьской революции. – М., 1978. – Ч.2 (1945-1970).
22. Кич, или к интеллектуальному чтиву // ИЛ. – 1996. – №1.
23. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // ИЛ. – 1998. – №3.
24. Манн Т. Фрейд и будущее // ИЛ. – 1996. – №6.
25. Методические указания и планы-задания к практическим занятиям и коллоквиумам по зарубежной литературе XIX-XX веков (для студентов-филологов) / Сост. Царева Р.Ш. – Стерлитамак, 1982.
26. Мотылева Т.Л. Достояние современного реализма. Исследования и наблюдения. – М., 1973.
27. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. – М., 1966.
28. Называть веши своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. – М., 1986.
29. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе, 70-е годы. – М., 1982.
30. Постмодернизм: подобия и соблазны реальности // ИЛ. – 1994. – №1.
31. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. Страны Западной Европы и США. Концепции. Школы. Термины. – М., 1996.
32. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // ИЛ. – 1994. – №1.
33. Царева Р.Ш. Педагогика развивающего учебного взаимодействия (философско-деонтологический и психологический аспекты): Монография. – Стерлитамак, 2000. – С.145-165 (Приложение 3).
34. Царева Р.Ш. Творческая эволюция Генриха Цшокке-новеллиста: Монография. – Стерлитамак, 2002. – С.195-211 (Приложение).
35. ЧхарташвилиГ. Но нет Востока и Запада нет. О новом андрогине в мировой литературе // ИЛ. – 1996. – №9.
36. Шабловская И.В. История зарубежной литературы XX века. – Минск, 1998.
37. Энциклопедия мировой литературы / Под ред. С.В. Стахорского. – СПб.: Невская книга, 2000.
38. Эрнст Г. О «новом реализме» // ИЛ. – 1993. – №11.
39. Гуляев Н.А., Шибанов И.П. История немецкой литературы. – М., 1975.
40. История литературы ГДР. – М., 1982.
41. История литературы ФРГ. – М., 1980.
42. История немецкой литературы: В 5 тт. Том 5. – М., 1979.
43. Млечина И. Жизнь романа. О творчестве писателей ГДР, 1949-1980. – М., 1984.
44. Млечина И. Литература и «общество потребления». Западногерманский роман 60-х – начала 70-х годов. – М., 1975.
45. Млечина И.В. Типология романа ГДР. – М., 1985.
46. Рожновский С.В. Генрих Белль. – М., 1966.
47. Стеженский В.С., Черная Х. Литературная борьба в ФРГ. – М., 1978, 1985.
48. Фрадкин И. Литература новой Германии. – М., 1961.
49. Царева Р.Ш. Новые подходы к изучению немецкой литературы: Учебно-методические материалы. – Стерлитамак, 1998.
50. Павлова Н. Седельник в. Швейцарские варианты. – М., 1990.
51. Английская литература. 1945-1980. – М., 1987.
52. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985.
53. Батенко В.Г. Драматургия современной Англии. – М., 1981.
54. Беллингтон М. Английская «новая драма» сорок лет спустя // ИЛ. – 1995. – №10.
55. Ивашева В. Английская литература XX в. – М., 1984.
56. Ивашева В. Английская литература, XX в. – М., 1967.
57. Ивашева В. Что сохраняет время. Литература Великобритании, 1945-1977 гг. Очерки. – М., 1979.
58. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей. Диалоги вчера и сегодня. – М., 1989.
59. Каннигем В. Английская литература в конце тысячелетия // ИЛ. – 1995. – №10.
60. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. – М.,1982.
61. Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века (1950-1975). – Вып. 1,2. – М., 1982.
62. Царева Р.Ш. Новые подходы к изучению англоамериканской литературы: Учебно-методические материалы. – Стерлитамак, 1998.
63. Андреев Л. Современная литература Франции. – М., 1979.
64. Андреев Л.Г. Современная литература Франции: 60-е годы. – М., 1977.
65. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. – М., 1987.
66. Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. – М., 1982.
67. Балашова Т.В.ЭрвеБазен и пути французского психологического романа. – М., 1987.
68. Бенина Е.М. Современный французский роман, 1940-1960. – М., 1962.
69. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994.
70. История французской литературы: В 4 тт. Том 4. – М., 1963.
71. Кирнозе З.И. Французский роман XX века. – Горький, 1977.
72. Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. – М., 1980.
73. Уваров Ю.Л. Современный французский роман (60-80-е годы). – М., 1985.
74. Французская литература. 1945-1990. – М., 1995.
75. Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы. – Л., 1982.
76. Великовский С. В поисках утраченного смысла. – М., 1979.
77. Кисел М.А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. – Л., 1976.
78. Кузнецов В.Н. Ж.-П.Сартр и экзистенциализм. – М., 1970.
79. Стрельцова Г.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. Анализ взглядов Ж. П. Сартра. – М., 1974.
80. Коссатс Е. Экзистенциализм в философии и литературе. – М., 1980.
81. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. – М., 1984.
82. Зверев А. Склеенная ваза. Американский роман 90-х: ушедшее и «текущее» // ИЛ. – 1996. – №10.
83. Злобин Г.П. Современная драматургия США. – М., 1968.
84. Литература США XX века. Опыт типологического анализа. – М., 1978.
85. Литература США в 70-е годы XX века. – М., 1983.
86. Литературная история США: В 3 тт. Том 3. – М., 1977-79.
87. Мендельсон М. Американский роман сегодня на пороге 80-х. – М., 1982.
88. Мендельсон М. Роман США сегодня. – М., 1977.
89. Мендельсон М. Современный американский роман. – М., 1964.
90. Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты. – М., 1980.
91. Основные тенденции развития современной литературы США / Под ред. М.О. Мендельсона. – М., 1973.
92. Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя. – М., 1981.
93. Кормильцев И. Ирвин Уэлш – Жан Жак Руссо химического поколения // ИЛ. – 1998. – №4.
94. Мулярчик А.С. Творчество Джона Стейнбека. – М., 1963.
95. Федоров А.А. Джон Стейнбек. – М., 1965.
96. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман, 50-70-е годы. – М., 1983.
97. Современные прозаики Латинской Америки (очерки, литературные портреты) / Отв. ред. С.П. Мамонтов. – М., 1972.
98. Художественное своеобразие литературы Латинской Америки. – М., 1976.
99. Де Мэн Пол. Мастер наших дней: Хорхе Луис Борхес // ИЛ. – 1995. – №1.
100.Земсков В.Б. Габриель Гарсиа Маркес. Очерк творчества. – М., 1986.
101.Сабато Э. Рассказы Х.Л. Борхеса // ИЛ. – 1995. – №1.
102.ОэКэндзябуро.Многосмысленностью Японии порожденный // ИЛ. – 1985. – №5.
103.Рехо К. Современный японский роман. – М., 1977.
104.Потапова В. Неореализм в итальянской литературе. – М., 1961.
105.Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века. – М., 1973.
106.Тертерян И.А. Человек мифотворящий. О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки. – М., 1988.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ПОВЕСТИ А. КАМЮ «ПОСТОРОННИЙ»
(тема занятия разработана проф. Р. Ш. Царевой)
План:
1. Философия «существования» и эстетика Альбера Камю. Политическая и общественная позиция писателя в годы Сопротивления.
2. Место повести А. Камю «Посторонний» в литературе модернизма. Вопрос о традициях (классицизма XVII в., философской повести XVIII в., психологического «судебного» романа XIX в.) и их разрушении.
3. «Посторонний» - программное произведение Камю. История создания повести.
4. Жанровые и композиционные особенности повести А. Камю «Посторонний».
а) Вневременной характер сюжета.
б) Однолинейность и эмоциональнаявыхолощенность монолога-рассказа.
в) Композиционный принцип «кривого зеркала» (реконструирование первой части повести во второй).
5. Противоречия между тяготением к жизненной правде и иррационалистской философией автора. Экзистенциалистское мировоззрение как фактор художественности.
а) Абсолютизация буржуазного индивидуализма. Асоциальность героя (сцены похорон, допроса свидетелей на суде, история взаимоотношений с Мари).
б) Изображение мира как нагромождения случайностей, отрицание социального здравомыслия (история Раймона, Саламано).
в) Смертоносный итог философии духовной робинзонады (сцена убийства араба, исповедь героя накануне казни).
6. Образ Мерсо. Мерсо как «продукт буржуазной цивилизации» (Т. Мотылева).
а) Умственная и эмоциональная вялость.
б) Поступки Мерсо как «вереница инстинктивных откликов организма на позывные извне» (С. Великовский).
7. Техника повествования «От нулевого градуса письма к нулевому градусу сознания» (С. Великовский).
а) «Рубленый» лаконизм текста и полное отсутствие подтекста (сопоставление с произведениями Э. Хемингуэя).
б) Лексическая бедность, тяготение к разговорной интонации.
в) Упрощенный синтаксис, отказ от метафоризации как отражение заторможенного внимания.
г) Отсутствие причинно-следственных связей в речи как результат нулевого накала умственного и нравственного напряжения.
Литература:
1. Великовский С.И. Грани несчастного сознания. Театр, проза, философия, эссеистика. – М., 1973.
2. Евнина Е.М. Альбер Камю // Современный французский роман, 1940-1960 – М., 1962. – С. 97-122.
3. Мотылева Т.Л. Альбер Камю и его концепция романа // Зарубежный роман сегодня. – М., 1966.
Дополнительная литература
4. Палиевский П.В. Фолкнер и Камю // Литература и теория. – М., 1979.
5. Сэв Л. Современная французская философия. – М., 1968.
6. Яхнина Ю. Три Камю // Мастерство перевода. – М., 1972.