Xxv. аталанта, или выгода
Аталанта, отличавшаяся быстротой бега, вступила в состязание за победус Гиппоменом. Условия состязания были такие: если Гиппомен победит, онвозьмет в жены Аталанту; если будет побежден, его постигнет смерть. Никто несомневался в исходе состязания, поскольку непреодолимое превосходствоАталанты в беге уже многих привело к гибели. Поэтому Гиппомен решилприбегнуть к хитрости: он добыл три золотых яблока и принес их с собой.Начался бег. Впереди бежала Аталанта. Тогда Гиппомен, видя, что он остаетсяпозади, и помня о задуманной хитрости, бросил одно из золотых яблок передАталантой, но не прямо перед ней, а в сторону, чтобы не только задержать ее,но и заставить свернуть с пути. И действительно, она по женской своейжадности, соблазнившись красотой яблока, оставила дистанцию, побежала заяблоком и нагнулась для того, чтобы поднять его. Гиппомен тем временемпробежал немалую часть дистанции и опередил соперницу. Однако та благодаряприрожденной быстроте бега наверстала потерянное время и снова его обогнала.Когда же Гиппомен во второй и в третий раз заставил ее задержаться, он вконце концов одержал победу, но хитростью, а не своим превосходством в беге. Мне кажется, что этот миф представляет прекрасную аллегорию борьбыискусства и природы. Ведь искусство (изображенное в лице Аталанты) по своейсиле, если ничто ему не мешает и не препятствует, значительно быстрееприроды и, подобно более быстрому бегуну, скорее достигает цели. И это можнонаблюдать почти в любой области. Например, мы видим, что плоды появляютсяпоздно, если посадить косточки, если же сделать прививку -- то быстро; чтоглина медленно превращается в камень, если же ее подвергнуть обжигу, онабыстро твердеет. То же самое и в области моральной: утешения и время, как быпо доброте самой природы, приносят забвение страданий, философия же (котораяявляется своего рода искусством жить) не дожидается этого срока, а самаприносит и предоставляет его. Но этой особой силе и способности искусствапрепятствуют, к неисчислимому ущербу для рода человеческого, золотые яблоки.Ибо среди всех наук и искусств не найдется ни одного, которое быпоследовательно проделало свой истинный и законный путь и достигло своейцели, как финиша; нет, всегда искусства обрывают свои начинания, покидаютдорожку состязания и сворачивают в сторону в погоне за выгодой иблагополучием, подобно Аталанте: И отклонилась с пути, и нагнулась за золотом жарким[13]. Поэтому нет ничего удивительного, если искусству не дано победитьприроду и по закону и условиям состязания уничтожить или разрушить ее;наоборот, происходит противоположное: искусство оказывается во властиприроды и подчиняется ей, как замужняя женщина своему супругу.