Ложь, дезинформация, заблуждение

Антиподом истины является ложь. Ложьобычно понимается как преднамеренное возведение заведомо
правильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется везде где взаимодействуют люди; она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется "встреча" интересов индивидов и социальных групп.

К. Мелитан "Психология лжи" показал, как формируется ложь в процессе индивидуаль­ного развития человека. В детстве ее причинами становятся развитие воображения в процессе игры, стремление избежать наказания, пример взрослых и т. п. В дальнейшем все большее влияние в этом отношении оказывает общество. Значительное место в комплексе факторов, тол­кающих человека в эту сторону, начинают занимать страсти, в том числе любовь. Любовь "порождает неисчислимое количество лжи. Тот, кто любит, лжет, чтобы придать себе цену, лжет, чтобы обесценить своего соперника, чтобы возбудить ревность..., чтобы подогреть остывающую любовь, лжет, наконец, когда перестает любить" Ложь вырастает на тщеславии, малодушии, на страсти к успеху, на страсти к прибыли, к власти и мн. др.

Очевидна охранительная значимость лжи для индивидов (наиболее показательны случаи с милосердной ложью у постели умирающего человека). Однако ложь нередко связана с получением каких-либо преимуществ за счет и в ущерб другим. Есть люди, для которых ложь — принцип их бытия.

И все же имеются честные люди. Как их отличить от лжецов? "Истинная искренность, — говорит К. Мелитан, — надежно и скоро отличается по двум главным признакам: по мужеству причинять иск­ренностью страдание и по мужеству признавать открыто свои ошибки... Можно считать искренним того человека, который, будучи добрым, обладает мужеством причинить вам неприятность, чтобы не солгать, человека, который, вместо того, чтобы дать вам такой ответ, какой вы желаете и ожидаете, отвечает вам то, что думает, рискуя вас обидеть, который не скажет вам ни одного слова выпрашиваемой вами похвалы, если он не считает вас достойным этого, и который сам пострадает от того, что причинил вам неприятность, предпочтет это страдание лжи. Но особенно можно отличить искреннего человека по его мужеству сознаваться, т.е., я хочу сказать, что правдивый человек храбро и без всяких оговорок (но, конечно, и без цинизма) сознается я дурном или, больше того, в неловком и смешном поступке. Предпочесть такое признание лжи — вот безусловный критерий правдивости".

Понятие "ложь" оказывается близким по смыслу к понятию "дез­информация". Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой.

Понятие дезинформации отличается в данном отношении (в отношении интенции, намерения, направленности сознания) от понятия ложь. "Дезинформация — передача (объектив­но) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного;оно не зависит однозначно от интенции информатора". Дезинформа­ционная интенция при этом есть стремление информатора ввести реципиента в состояние заблуждения; оно проявляется в том, что имеющаяся у информатора оценка знания как истинного или ложного противоположна той, которая сообщается реципиенту. Одной из разновидностей дезинформации является "полуправда", "ложь умолчанием".

Заблуждениепредставляет собой своеобразное теоретико-познава­тельное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждении или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его суще­ственно отличающимся от лжи и дезинформации. Причины появления заблуждений в науке, естествознании много­образны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истины: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, гипотез. К гносеологическим факторам относится также многогранность объектов изучения и нередко фрагментарное, поначалу одностороннее их отображение (вспомним хотя бы историю развития знания о природе света, где сначала познавалась одна сторона внутрен­него противоречия, затем другая). Предположения и гипотезы, неизбежные в поиске истины, сами по себе ни истинны и ни ложны: одни более достоверны, другие менее достоверны или совсем не достоверны. Академик П. Л. Капица подчер­кивал, что ученый имеет право на ошибку; ошибки, говорил он, не есть еще лженаука. «Лженаука — это непризнание ошибок. Можно сказать, го ошибки — диалектический способ поиска истины». Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызнававшим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т. п.

Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. Но заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих отправным пунктом для дальнейшего движения науки. Пример — квантовая механика. Для ее создания принципиальное зна­чение имела модель электрона как классического объекта, движущегося
по классической орбите вокруг атомного ядра. Само по себе такое представление об электроне было заблуждением, но именно оно по­зволило сформу­лировать ряд проблем. Возникли следую­щие вопросы: почему электрон имеет устойчи­вую орбиту и не падает на атом­ное ядро? Чем объясняется дис­кретный харак­тер его излучения? И т.д. Необходи­мость ответа на эти вопросы привела вначале к формулировке квантовых постулатов Бора, а затем — к созданию квантовой механики. В результате этого само представление о классических орбитах элект­ронов было устранено из науки, но оно дало жизнь новой научной теории. Алхимия так же привела к откры­тию свойств многих элементов и в конце концов заложила предпосылки действительной науки — химии.

Наши рекомендации